Ответы протоиерея Александра Шаргунова

 

 

 

 

Во многих статьях, в том числе в «Литгазете», в «Независимой», яснее ясного показано, что так называемые выставки сатанистов (во всём мире, не только в России) не имеют абсолютно никакого отношения к творчеству, к искусству. И всё-таки не являют ли эти кощунники некий симптом того, что всё более в последнее время прорывается под видом литературы и искусства?
И.Грушев, г. Томск

Не хотелось бы уклоняться от главной темы. Но действительно выставки типа «Осторожно, религия!» или «Запретное искусство» синтезируют — в предельной степени — то явление антикультуры, которое всё наглее заявляет о своих правах под видом художественного творчества. Антикультуры, уготовляющей пришествие антихриста. Главным критерием здесь является уже не талант, а кто громче и неприличнее что-либо изобразит. Кто кого переплюнет в непристойностях. Жизнь со всей сложностью — только приложение к половому акту. Всё остальное — старость, детство, талант, страдания, весь Божий мир, все Божии дары — ничто.

Всё можно растоптать. Единственное, что есть на пьедестале и к чему они относятся с уважением, — это острота от переступания всех границ. Всё не всерьёз, нет ни жизни, ни смерти, ни любви, ни деторождения. Иллюзорный мир, в котором нет ни ответственности, ни судьбы. Тема непристойностей довольно быстро исчерпывается. Что дальше? Начинают описывать каннибализм в подробностях. Публика перестаёт на это реагировать? Оглушим её богохульством.

Это уже шабаш, беснование, выплеснутое в общество, попытки распространить заразу везде. Мы начинаем понимать, почему сатана называется врагом рода человеческого, а также человеконенавистником и человекоубийцей от начала, как он ненавидит Бога и хочет уничтожить всех людей. И как опасны для рода человеческого слуги диавола.

«Бывают обстоятельства, когда Церковь должна ударить бичом», — пишете Вы в книге «Последнее оружие». Золотые слова! Как важно обратить внимание на это! Потому что Сам Христос берёт бич и ударяет. Редко в Евангелии можно встретить такое. Мы знаем Христа — всегда спокойного, кроткого, любящего, исполненного безконечной доброты. Ничего подобного здесь нет. У нас несомненное ощущение, что Он — в гневе. Чем объясняется этот гнев? Ревностью о доме Божием, огнём всецелой отдачи Себя Отцу Небесному, чтобы служение, подобающее храму, не было искажено. Да, мы должны всегда учиться кротости и смирению Христову. Но разве не следует нам учиться также, особенно сегодня, когда все без конца говорят о необходимости быть терпимыми, этой пламенеющей ревности Господней, о которой свидетельствует Евангелие?
В.И.Костюк, г. Бузулук

В жизни есть вещи, которые можно терпеть, и есть вещи, которые терпеть нельзя. Надо научиться терпеть терпимое и восставать против нетерпимого. Многое оказывается сегодня терпимым из-за слабости и трусости. Вот первое, что мы должны извлечь из этого Евангелия. Правильно понять его и сделать конкретные выводы. Очевидно, их может быть немало.

Наша первая реакция, естественно, будет оглядеться вокруг, чтобы увидеть, что не так, что недопустимо и нетерпимо. Но мы не должны удовлетворяться словесным обличением и осуждением. Надо также увидеть, что мы можем сделать, чтобы исправить это зло. Это самое трудное и самое необходимое. Так поступает Христос. Он берёт в руки бич и изгоняет торговцев из храма. Он знает, что это не вызовет ни у кого восторгов. Скорее ненависть. Тем не менее Он делает так. Он должен так делать. Необходимо уметь сражаться против того, что нетерпимо и недопустимо вокруг нас. Это прекрасное сражение. Оно необходимо, и оно требовательно. Мы должны учиться вести его.

Но это не единственное сражение, которому мы должны научиться. Есть и другое — ещё более необходимое, ещё более требовательное. Это сражение с самим собой. Безкомпромиссная борьба с тем, что противоречит образу Божию в нас, искажает его. Чтобы вести такую борьбу, надо прежде познать себя — узнать то, что в нас должно быть искоренено и что должно быть насаждено. Безполезно бороться против того, что невозможно победить. Апостол Павел очень хотел избавиться от «жала в плоть» (2 Кор. 12, 7). Но это было сражение, заранее проигранное. И ему пришлось принять эту непрестанно мучающую его занозу, научиться жить с ней и извлекать из неё пользу. Господь сказал ему: «Довольно тебе благодати Моей, сила Моя в немощи совершается». И апостол понял, что безполезно ему сражаться против этого жала. Он должен был увидеть в нём смысл, потому что оно хранило его в смирении. Безполезно сражаться непонятно с чем. Надо сражаться с различением, зная свои силы и свои слабости, всецело уповая на подаваемую благодать. Это вопрос рассуждения и стратегии. Так поступают те, кто занимается торговлей. Вы помните это сравнение преподобного Серафима Саровского в беседе с Мотовиловым о стяжании Святого Духа? В нашем стремлении к духовному росту, говорит он, необходима стратегия. Велико искушение не принимать слишком серьёзно призывы к покаянию, к изменению жизни, к борьбе со злом.

Чтобы исполниться решимости противостоять нашей расслабленности, мы должны помнить: Бог благ. Он — сама благость. Означает ли это, что мы можем легкомысленно поступать? Истинно, что Бог благ, что Он — сама благость. Но Он также — непрестанное требование. Он требователен к нам, потому что Он благ, потому что Он любит нас. Любовь, которая требует мало, — слабая любовь, не имеющая глубины. Это маленькая любовь. Любовь Христова — Божественная — широкая, крепкая, безконечная. Вот почему Бог требователен. И мы должны постоянно испытывать себя, соответствует ли наша жизнь ожиданиям Божиим.

Что такое политкорректность? Имеет ли это какое-то отношение к Церкви?
Раиса Латушкина, г. Харьков

Политкорректность — запрет критиковать что-либо, чтобы не шокировать тех, кто придерживается «нетрадиционных взглядов». Это совершенно новая ситуация в мире, к тому же отягчаемая в некоторых странах предвыборными расчётами. Под предлогом борьбы с дискриминацией требуют строгое наказание за нападки на «нетрадиционалов», поскольку это затрагивает некую часть населения.

Что можно по этому поводу сказать? Нам говорят, что гомосексуалисты имеют право, как все граждане, быть защищёнными законом. Всем нормальным людям ясно, что между этим законом и нравственным законом — непроходимая бездна. Но нас приучают жить по небывалым до сих пор в истории человечества понятиям. Более того, извращенцы не останавливаются на достигнутом. Существование гомосексуалистов легализовано государством. Однако естественно задать вопрос: разве это означает, что следует создавать для них особые условия? Эта концепция демократии, которая признаёт такого рода плюрализм, не есть ли начало гонений на христиан? Она ещё не загоняет верующих в катакомбы, не бросает исповедников истины во рвы со львами. Но христиане молча вытесняются.

Пользуясь свободой мнений, мы можем говорить от своего имени. У нас есть своя история. Все достижения культуры России связаны с Православием. Возможно ли не считаться с религией, которой придерживается, пусть на разном уровне, большинство в нашем Отечестве? Здесь с самого начала — идентичность нашей страны, наследницы более чем тысячелетней истории, освящённой молитвами святых, омытой кровью безчисленных мучеников. Кроме того, христиане несут ответственность за всех — в том числе за тех, кто «не двора сего», и в том числе за тех, кто открыто попирает своё человеческое достоинство. Церковь — нравственный центр мира, и православные христиане должны иметь возможность выражать своё отношение везде, где так или иначе затрагиваются нравственные проблемы. В стране, где, согласно официальной статистике, миллионы ежегодно убиваемых прежде рождения и растлеваемых по рождении детей и миллионы детей, не умеющих ни читать, ни писать, где массовая детская наркомания, алкоголизм и детская проституция, где по числу детских самоубийств мы прочно занимаем первое место в мире, — кто смеет мешать Церкви говорить, утверждать свои принципы, формулировать свои взгляды? Христианство, Православие должно быть слышимо всем. И видимо всеми.

Что ждёт нас в недалёком будущем? Вы сами любите приводить слова святых отцов: необыкновенное развитие всего вещественного, и при этом есть нечего будет. Как нам к этому готовиться?
О.Г.Самсонова, Псковская обл.

Молитвой и самой главной молитвой «Отче наш». И жизнью, согласной этой молитве. В молитве Господней прежде всего раскрывается совет Божий о нас, замысел Отца Небесного и только потом — наши собственные желания. Господь сводит их к трём — хлеб, прощение, свобода от зла. Мы читаем в Евангелии: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день». Это очень скромное прошение, без всяких претензий, определяющее, как мы должны мыслить о богатстве. Господь без конца говорит, что мы не должны заботиться о завтрашнем дне. Так было всегда. Ещё в пустыне во время исхода народ Божий не мог запастись манной на несколько дней вперёд (Исх. 16, 4). Греческое слово «насущный» во всём Священном Писании употребляется только здесь. Святые отцы говорят, что в этом слове — тайна, связанная с нашим приобщением Богу. И в Книге Притчей сказано: «Господи, не дай мне ни нищеты, ни богатства — дай мне то, в чем я нуждаюсь». Или как говорил святитель Филарет Московский: «Не прошу у Господа ни креста, ни утешения, но да будет воля Твоя». Может быть, молитва «Отче наш» — самая трудная молитва. Молитва всех тех, кто живёт от дня ко дню. Говоря «Отче наш», я не имею права просить о хлебе насущном только для себя. «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день». Если моя молитва неложна, она влечёт меня разделить мой хлеб с теми, у кого его нет.

Любить врагов — кто может, положа руку на сердце, это исполнить? Иными словами, как может такое быть, чтобы не было у нас врагов?
Е.А.Шумилин, г. Муром

Но мы видим эту любовь в святых, особенно в мучениках. Между прочим, Христос не говорит, чтобы у нас не было врагов. У Него Самого их было множество. Мы должны предлагать Его дар всем, но не удивляться, когда одни повернутся к нам спиной, а другие ответят открытой ненавистью. Мы не можем ждать большего, чем наш Господь, и мы знаем, как поступили с Ним. Потому мы должны любить тех, кто восстаёт против того, что есть Христово в нас. Мы должны молиться за наших гонителей. Подобно Самому Богу, христиане не должны исключать никого из своей любви. Наши обстоятельства едва ли могут быть более тяжкими, чем быть пригвождёнными ко Кресту.

Как достигнуть такой любви? Только Самим Христом. Только приобщаясь Ему, только идя путём, который Церковь называет заповедями блаженства. Седьмая и восьмая заповеди, завершающие ступени нашего духовного восхождения, гласят: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Бог благословляет этот путь, который Он Сам прошёл. Он всё глубже приобщает нас Своей тайне соединения любви к Богу и к человеку. Никто не в состоянии своим собственным разумом понять заповедь о любви к врагам и тем более исполнить её своими собственными силами. Но нам даётся эта заповедь и вместе с ней даётся благодать Христова Креста и Воскресения. Всё заключается в том, чтобы мы не препятствовали благодати Духа Святого возрастать в нас до безконечности.