4 ноября — праздник Казанской иконы Божией Матери
Сколько раз спасала Божия Матерь землю Русскую от страшных бед и народ наш — от неминуемой гибели! Неужели скорби, которые мы переживаем сегодня, не вразумят нас, не научат по-настоящему молиться — на той глубине, на которой был написан тропарь «Заступнице усердная» святым Ермогеном, когда была обретена чудотворная икона на грозном пепелище! И прославилась она среди великой смуты XVII века, когда стоял вопрос о самом существовании нашего Отечества. Насколько больше нынешние испытания, чем тогда, настолько более пламенной и слёзной должна быть наша молитва. Надо так всей Церкви в этот праздник молиться, чтобы какому-нибудь благоговеннейшему архиерею нашему, душа которого томится как бы в темнице среди горя народного, явился преподобный Сергий или кто-нибудь из самых близких к нам по времени русских святых — кто-нибудь из новомучеников наших, может быть, последний святой Царь-страстотерпец, и сказал: «Ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем изменён на милость. Завтра Москва будет в руках наших, и Россия спасена». Чтобы эта радостная весть, переходя из уст в уста, быстро распространялась повсюду и исполнялись души русских людей непреодолимым мужеством.
Но где вера народная, где всенародное покаяние, где скорбные мольбы и вопли ко Господу, где строгий пост? К кому обратиться избраннику народному: «Станем все как один за Русь, за дом Пресвятой Богородицы!» Кругом распад, равнодушие и отчаяние. Нет сегодня никаких надежд на спасение России. Но и тогда, по-человечески рассуждая, их не было. Однако перед Казанской чудотворной иконой Божией Матери родилась надежда. Нет согласия сегодня среди тех, кто понимает, что происходит с Россией, — но и тогда были раздоры и разброд, однако всех объединила молитва к Божией Матери. Нет сил одолеть коварного врага, но и тогда не было сил и оружия, но Господь и Божия Матерь явились нашей силой и оружием.
Мы слышим в этот день за литургией Евангелие, читаемое практически во все Богородичные праздники, которые, кроме двунадесятых, бывают в дни чудотворных Её икон, то есть почти каждую неделю. Это Евангелие чаще, чем какое-либо другое, звучит в Церкви, и это всё совершается по Божию премудрому Промыслу. Бог хочет сказать нам этим что-то особенное, и мы это должны наконец услышать.
Мы все помним наизусть слова: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу». Бог хочет, чтобы наконец мы усвоили этот непоколебимый принцип истинной жизни: вечное выше временного и духовное выше материального. Потому и все беды в мире всегда были, а с 1917 года они обрушились обвалом на наш народ, что совершилась предательская переоценка ценностей, произошёл в нашей жизни диавольский переворот, и доныне по этой причине всё идёт у нас вкривь и вкось и кверху дном. Посмотрите на нашу Россию, чем в большинстве своём живут теперь люди, и самое печальное — что этой коренной беды почти никто не замечает. О Боге и о вере в Бога ещё могут говорить, но жизнь идёт при этом как будто сама по себе.
Известный писатель, тот, кого называли совестью нации, выступил в начале «перестройки» в Государственной Думе с речью о том, как обустроить Россию. Прозвучала самая резкая и справедливая критика всего и всех, были разобраны экономические и политические оттенки русской жизни последнего времени, но ощущение было, что всё в целом мимо: тот, кто называет себя христианином, ни слова не сказал ни о покаянии, ни о Боге. По существу, была предложена очередная программа строительства без Бога. Может быть, действительно не обязательно было говорить неверующим людям о религии, о Церкви. Но в том-то и дело, что верующий человек, о чём бы он ни говорил, всегда должен чувствоваться, особенно там, где речь идёт о судьбах народа. Не потому ли ни слова не было сказано о публичном массовом убийстве невинных людей в октябре 1993 года — этом, может быть, главном после 1917 года событии русской истории, которое писатель просто никак не заметил.
Мы упоминаем об этом выступлении, потому что оно, на наш взгляд, свидетельствует не просто о духовной непросветлённости, а об отсутствии центра в нашем общественном сознании. Мало нам, оказывается, было семидесяти коммунистических лет, мы, по существу, ничему этими страданиями не научились — что бы мы ни делали, всё будет ошибочным, напрасным.
«Кто не собирает со Мной, тот расточает», — говорит Христос, и чем активнее мы будем стараться осуществлять какие бы то ни было экономические и политические программы без Христа, тем энергичнее своими собственными руками мы будем разрушать Россию. Именно это повергло её в своё время в кровавые бедствия, это является причиной её нынешних бедствий и более грозных грядущих, если не будет покаяния. Только покаяние может возвратить нас к простой и великой тайне всемилостивого заступничества Божией Матери, дать нам силу, которая может всё одолеть. Как говорят святые отцы, пока мы не станем другими, ничего другого не будет. Пока мы остаёмся такими, какие мы есть, всё останется так, как есть. Пока не научимся мы произносить молитву святого патриарха Ермогена, как собственную нашу молитву, ничего вокруг не может перемениться. И Церковь не переставая зовёт нас: «Притецем к тихому и доброму пристанищу, готовому и теплому спасению, покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние. Предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравные и Богобоящиеся рабы Своя».
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ