В настоящее время на основе Закона Российской Федерации «Об образовании, стандарте, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» создана особая программа. Она предлагается как ориентир для формирования всех разделов основной образовательной программы.
Однако Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2-го поколения не даёт чётких рекомендаций о введении предмета Основ православной культуры в начальных классах. В настоящее время в некоторых регионах страны ведётся работа по программе и учебникам авторов А.В.Бородиной и Л.В.Шевченко. Этот положительный опыт преподавания следует распространять.
«…В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает… ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий. Познания и освоения мира…»
В основе понятия «образование» лежит слово «образ». «В основу этого человеческого образа, — говорит в своих выступлениях Святейший Патриарх Кирилл, — положен образ Божий. Бог возжелал, чтобы мы, люди, несли в себе… Его образ, Его качества. Таков Его замысел. И если образование, которое получает человек, раскрывает этот Божественный Образ, эти силы разума, воли и чувств, то человек становится очень сильным, он становится непобедимым. Когда человек способен отбирать информацию, критически оценивать всё, что происходит вокруг него, тогда он сам формирует своё сознание, свою жизнь; тогда он идёт к своей мечте и реализует то, что называется человеческим счастьем».
Каждый человек устремляется к своему счастью, но как много сторонних сил, которые воздействуют на человеческое сознание и меняют направление его движения.
Сегодня мы живём в условиях, когда на нас сильно воздействует среда. Это и средства массовой информации, и стереотипы жизни, и мода. Что же является тем компасом, который указывает правильный путь? Этим компасом является врождённое нравственное чувство. Для того чтобы не потерять ориентир в жизни, не потерять возможность обрести счастье, нужно самое главное — защитить и сохранить своё нравственное чувство. Силой, способной защитить наше нравственное чувство, является вера. Она играет огромную роль в формировании образа человека.
Православная вера и живое соприкосновение с Богом помогают нам задуматься о многом: Как не нарушить Божий нравственный закон? Не заглушить голос совести? Не предать дружбу, любовь? Не предаться соблазну тех, кто хитроумно передвигает стрелку нашего жизненного компаса?
Педагог имеет дело с растущим человеком и должен ясно представлять цель своих трудов и средства достижения этой цели.
«Мы с вами живём в ответственное время, — говорится в выступлениях Святейшего Патриарха Кирилла, — у нас нет права на ошибку, и вот почему… Трагедия XX века дала нам уникальный опыт жизни без Бога. Нигде в мире не было предпринято таких радикальных попыток построить человеческое счастье без Бога, и они завершались либо бутовскими полигонами, либо созданием «сверхдержавы», которая в одночасье развалилась без единого выстрела. Если же, отталкиваясь от этого исторического опыта, мы будем действовать, соединяя духовное и материальное, то действительно построим процветающее общество, которое может стать примером для многих».
В этой связи интересно взглянуть на историю современной школы. Она представляет собой непрерывную череду образовательных реформ. Их суть сводится к стремлению изменить сознание человека, его воззрения и ценности.
Долгое время в нашем обществе внедрялось атеистическое мировоззрение. В школе этого периода естественнонаучное направление и гуманитарное являются равноценными. Такое образование формирует особый тип мышления, позволяющий на основе целостных представлений о мире творчески решать различные задачи. На практике это привело ко многим достижениям, таким, например, как полёт в космос, изобретение атомной бомбы. Защита государства требовала от нас таких качеств, как патриотизм, самопожертвование.
В школьной жизни мы встречаем ценности, близкие к традиционным. Это коллективизм, взаимопомощь, чувство долга, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, воздержанность. Но, ставя благородные цели, педагогика советского периода не могла этих целей достичь по причине отрицания духовного мира. И ещё: чтобы прервать духовную традицию, была переписана история нашего Отечества. Многое, что дорого русскому сердцу, было изъято из образовательного пространства.
Демократические преобразования в нашем обществе потребовали новых основ реформирования школы. От атеизма система образования перешла к гуманизму. В гуманистическом мировоззрении привлекают принципы равенства, справедливости, уважения к человеческому достоинству, забота о благе людей. Но по своей сути гуманизм является антихристианским направлением, замаскированным атеизмом. Само слово «гуманизм» происходит от латинского и переводится «человечный». Гуманизм обожествляет человека, т.е. поклоняется твари, а не Творцу. Патриотизм у нас осмеян, вместо воспитания целомудрия — сексуальное воспитание. Приветствуется вольная жизнь подростка, основанная на непослушании родителям.
Изменилось и содержание образования. Сокращены часы по предметам гуманитарного цикла: русскому языку, русской литературе, истории. Вместо основ наук всё более изучают их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа.
Гуманистическая ориентация образования предполагает «по возможности полное развитие тех способностей человека, которые нужны и ему, и обществу, приобщение его к активному участию в жизни», что способствует формированию системы образования адаптационного типа, но при этом исключаются условия для духовного роста. Это противоречит достижению цели и основного результата образования.
Современная отечественная педагогика развивается в трёх основных направлениях: модернизация педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков; введение личностно ориентированных образовательных технологий, предполагающее использование зарубежных; обращение к духовно-нравственным традициям дореволюционного воспитания и образования в России.
Великие русские педагоги оставили нам огромный опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие всему народу, опыт духовной жизни, воспитания и обучения детей, который не заменят никакие зарубежные методики. Зачем они нам? Всё зависит от того, какими желают родители видеть своих детей: образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами или рационалистами, озабоченными земным успехом и карьерой, достойными сынами Отечества или какого-либо иного государства? «Образование без воспитания не формирует человека, — замечал И.А.Ильин, — …формальная «образованность вне веры, чести и совести создаёт не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации». Как достичь единства интеллектуального развития ребёнка и формирования высоконравственной личности?
Школа призвана помогать семье в образовании ребёнка. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребёнок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать для того, чтобы ребёнок правильно развивался, чтобы в нём не угасала духовная жизнь, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины?
Среди многочисленных проблем, которые стоят перед современным учителем, — выбор учебников по изучаемым предметам. Учебник — главное средство обучения. При его характеристике употребляются такие важные понятия, как «содержание», «функции», «структура», доступность изложения материала, его объём. К сожалению, ныне таких учебников мало.
По мнению Л.В.Черновой, при изучении родного языка великий русский педагог К.Д.Ушинский обнаружил и показал пути реализации таких возможностей развития и воспитания детей, которые до сих пор в полной мере не реализованы ни в одном современном учебнике.
«Открывая первую страницу "Родного слова" К.Д.Ушинского, — пишет составитель, — испытываешь невольное волнение, ибо до тебя точно так же над ней склонялись Иван Бунин и Александр Блок, Алексей Толстой и Александр Куприн, Михаил Нестеров, Валентин Серов, Сергей Рахманинов… С этой книгой выросли, получили превосходное первоначальное образование несколько поколений российских детей.
Этот громадный труд, исполненный добросовестно, доступно, толково… бережно передавался от старших ребят к младшим, последовательно и естественно вводя их в огромный мир знаний, возбуждая тёплое и сильное чувство любви к родной земле, к Отечеству, к русскому народу и его великому языку…» Разве допустимо в образовательной программе сокращение часов на изучение родного языка? Этот и многие другие вопросы заставляют задуматься не только учителей, но и тех, кто любит Россию, ждёт её возрождения. Может быть, это послужит приглашением к размышлению?
Галина Сергеевна КОВАЛЁВА,
Ивановская область