Когда я был ещё мирским человеком, то вера в Бога была у меня неопределённая, но мир мне представлялся разноцветным, радужным. Здесь цвету я придаю нравственный оттенок.
И действительно, если смотреть на поступки человека или целого общества, народа, то интуитивно каждый причисляет более яркие (в нравственном плане) цвета добру, а тёмные и тусклые — злу. Бог дал нам это понимание того, что хорошо, а что плохо. Но как часто мы или совсем не слышим глас Его, или слышим неопределённо.
Когда я уверовал в Бога, стал учиться жить по Евангелию, то постепенно начал видеть мир чёрно-белым. В нём как добро, так и зло. Но сложно, очень сложно грехолюбивому сердцу принять это; ум осознаёт, а вот сердце, привыкшее к услаждениям мирским, не слышит. Умом понимаешь, что даже мнимое наше добро пропитано ядом зла. Например, подавая милостыню, мы можем этим тщеславиться, и наше белое станет чёрным. Скажет кто-то, мол, раз так, то, может, добра не надо делать? Надо! Только цену ему соответствующую давать, ту, которую назначил Спаситель, сказав: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).
Делать добро — наш долг, это надо понять. Прочитай Евангелие и увидишь свет. Но как же увидеть его в нашем многосложном мире, как в нём отделить добро от зла? Ответ на этот вопрос можно найти в Священном Писании и в трудах святых отцов. «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3, 19). Приняли Христа лишь немногие: Его ученики и их последователи. И тех, кто принял Его, Он просветил духовно, отверз им духовные очи, чтобы они видели ясно, где грех, а где добродетель.
Приходит Христос и сейчас в каждую душу и, если человек примет его, просвещает, даёт видение добра и зла. Грех и добродетель для него становятся более очевидны. Так, в тёмной комнате видны только большие предметы (грехи и страсти), и то с трудом, но когда в эту комнату проникает свет, то он освещает всё, даже маленькие пылинки в воздухе.
Но чтобы приобрести это видение, необходимо жить по Евангелию, а грехи врачевать покаянием. Этим путём шли все подвижники и угодники Божии. Видя наши труды, Господь даст нам благодать Святого Духа, просветит нас, а в этом, по словам батюшки Серафима, и заключается смысл жизни.
Инок Амвросий