Товарищество передвижных художественных выставок прекратило своё существование, не оставив преемника. «Случилось великое несчастье: мы не сумели передать старое боевое знамя передвижничества в молодые, здоровые руки новых членов», — писал художник Н.Дубовской.
Надо сказать, отношение передвижников к творческой молодёжи в последние десятилетия XIX века было сложным. Произведения молодых художников или отвергались передвижниками старшего поколения, являвшимися членами Товарищества, или же принимались только частично.
Тенденцию многих «старых» передвижников не допускать в своё Товарищество новых членов заметил ещё в 1887 году Репин, что и послужило причиной его выхода из объединения. Оценивая обстановку 90-х годов в Товариществе, А.Васнецов позже напишет: «Да, песенка передвижников, кажется, уже окончена. Виноват в этом главным образом совет старейших или столпов. Главной его задачей было и есть: не допускать молодых и талантливых в члены Товарищества и по возможности удалять безпокойных из своей среды, и с молодыми стремлениями».
Меж тем работы Левитана, Нестерова, Серова, С.Иванова, Виноградова, К.Коровина привлекали всеобщее внимание и говорили о появлении в живописи живой, свежей струи. На какое-то время молодые таланты посчитали за необходимое двинуться «к свету», «к краскам», в чём, несомненно, сказалось увлечение работами французских импрессионистов. Впрочем, русские художники смотрели глубже, более всего размышляя, как, например, С.Иванов, о том, в какой мере «служит произведение духовной поддержкой человека». Практически не сговариваясь, они пришли к мысли, что искусство должно духовно обогащать человека.
Единство творческих интересов, общее недовольство официальным искусством, стремление сказать в искусстве новое слово — всё это заставляло молодых художников искать общения друг с другом.
Вот почему многих из них мы видим в художественных кружках, образовавшихся в 80—90-е годы в Москве и Петербурге.
Кружок, возникший в Москве, состоял преимущественно из питомцев Училища живописи, ваяния и зодчества, объединившихся вокруг руководителя пейзажного класса В.Д.Поленова. Помимо учебных занятий В.Д.Поленов регулярно устраивал в своём доме рисовальные и акварельные вечера, в которых принимали участие Е.Поленова, К.Коровин, В.Серов, И.Левитан, А.Архипов, С.Иванов, М.Нестеров, А.Васнецов, И.Остроухов…
«Ты, — писала В.Д.Поленову жена,— и наш дом — для них центр света художественного…». В доме Поленовых в Кривоколенном переулке сгруппировалось всё молодое и талантливое, что было в русском искусстве.
Другой кружок образовался в Петербурге вокруг Александра Бенуа и его семьи. В него вошли будущие основатели объединения «Мир искусства»: Л.Бакст, К.Сомов, Е.Лансере, А.Остроумова…
Этот кружок, «состоявший преимущественно из учащихся Академии художеств, — вспоминал Е.Лансере, — возмущал старших дерзостной защитой Вагнера, защитой мейнингенцев, Золя, импрессионистов». Эти ученики академии, по замечанию А.Бенуа, стремились «уйти от отсталости российской художественной жизни, избавиться от нашего провинциализма и приблизиться к культурному Западу, к чисто художественным исканиям иностранных школ, подальше от литературщины, от тенденциозности передвижников… подальше от нашего академизма».
13 февраля 1903 года А.Бенуа сообщил корреспонденту «Петербургской газеты» о возникновении новой выставочной организации, а 16 февраля произошло знаменательное собрание москвичей и петербуржцев, на котором окончательно было решено о слиянии двух художественных групп.
22 декабря 1903 года новое объединение открыло первую выставку.
Несмотря на свою неоднородность — в выставочном зале зрители могли видеть висящие рядом импрессионистические пейзажи Н.Тархова и реалистические полотна И.Остроухова, жанровые произведения В.Васнецова и символико-фантастические работы М.Врубеля, — выставка всё же представляла собой цельное, органическое явление.
Общей чертой её было утверждение национальной самобытности русского народа, русской природы, русской старины. Воплощение этого любители живописи видели в произведениях Ф.Малявина («Девка» и др.); в северных пейзажах А.Архипова («Северная деревня») и В.Переплётчикова («Церковь Иоанна Богослова в Кандалакше»); в картине А.Васнецова «Базар»; в пейзажах старого города Сергиева Посада («К Троице», «В монастырском посаде»), написанных К.Юоном.
Тема Руси нашла воплощение в исторической картине С.Иванова «Поход москвитян. XVI век», у В.Васнецова («Витязь на распутье»), у А.Бенуа («Парад при Павле I»), у Л.Бакста («Императрица Елизавета на охоте») и у ряда других художников.
Пожалуй, впервые после работ передвижников, представленных в период 70—80-х гг. XIX века, тема жизни русского народа получила такое ясное звучание и яркое воплощение. И в этом нельзя не усматривать безусловное продолжение традиций русского национального искусства.
Живопись молодых — яркая, полная света, солнца — прославляла жизнь. По замечанию К.Коровина, она «служила радости, сердцу, душе». Работая над своими картинами, художники стремились показать родную землю такой, «чтобы русский сознавал, как прекрасна Россия, чтобы гордился ею». И добивались своего.
Союз русских художников просуществовал двадцать лет, сыграв значительную роль в развитии дореволюционного искусства и во многом определив дальнейшее развитие русской реалистической школы живописи.
Идея возрождения Союза с его ярко выраженным чувством национальной гордости зародилась в художественной среде в конце 1980-х годов.
Тогда, в преддверии распада СССР, в условиях наступающего хаоса и разора, становилось очевидным: грядут катаклизмы перестройки и распад государства. Прилюдно прекращалась борьба с криминальным миром, взяточничеством и теневой экономикой. Происходила подмена духовных и нравственных ценностей, утверждались ложные ориентиры.
Идея глобализации захлёстывала сознание людей, находившихся у власти. Нашла она поддержку и у некоторых руководителей художественной жизни России, а также у ряда галеристов и части художников, ориентированных в основном на западный рынок. В таких условиях мысль о необходимости сплочения, единения и обращения к национальным ценностям и традициям в жизни и в искусстве становилась очевидной для творческой интеллигенции.
Сторонниками её стали В.М.Сидоров, братья С.П. и А.П.Ткачёвы, А.А.Грицай, Н.П.Федосов, В.Н.Забелин, Н.Е.Зайцев — художники яркие, самобытные, бережно хранившие заветы старых русских мастеров. По их мнению, нужно было создать могучее художественное объединение, которое могло бы стать прочным творческим и духовным ориентиром для молодых поколений живописцевОднако лишь по прошествии двадцати лет, трудных и сложных для России, мысль эта смогла осуществиться.
15 мая 2008 года в Москве состоялось собрание идейной группы художников (Колупаев Н.В., Зайцев Н.Е., Чайников Г.А., Харлов В.Г., Абакумов М.Г., Смирнов С.И., Страхов В.Н., Кугач М.Ю.) и представителей Русской Галереи Искусств, на котором было принято решение о воссоздании Союза русских художников.
3 декабря того же года двери Центрального дома художника распахнулись для посетителей первой выставки возрождённого Союза.
Было много волнений: придёт ли зритель, как отзовётся критика, что напишут о молодых периферийных художниках, работы которых были представлены на выставке.
Зрители приняли выставку. Они поняли главное: в непростое время есть художники с твёрдой гражданской позицией, которым небезразлична будущность русского искусства.
Художникам аплодировали. И все 29 участников выставки, думается, с чувством удовлетворения воспринимали эти аплодисменты. С тех пор выставки Союза русских художников стали ежегодными, объединяя всех, кому дорога Россия. Выставки проводились в Москве, в Орле, в Липецке, в Республике Беларусь…
«Возрождение Союза русских художников оправданно исторически, — писал художник В.М.Сидоров. — Только верность высоким художественным идеалам и принципам может являться в наши дни залогом успешного творческого пути. И, действуя сообща, нам под силу решить главную задачу — сохранить для будущих поколений русскую школу реалистической живописи».
Насколько успешно будет возрождение Союза, судить вам, мой читатель. В одном уверен: очередная выставка Союза русских художников, которая откроется 5 ноября в Центральном Доме Художника, поможет каждому из вас лучше понять современный мир и мысли, его наполняющие.
Лев Михайлович АНИСОВ,
Тверская область, деревня Богунино