Скульптурный образ преподобного Нила Столобенского как явление русской национальной культуры
Иконографический образ преподобного Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры или барельефа, нежели, как того требует православная традиция, живописного изображения. Православная Церковь очень сдержанно относилась к скульптурным изображениям святых. И это понятно. Вспомним об изобилии скульптур в католических храмах и языческих славянских идолах.
Был даже издан специальный указ Святейшего Синода от 21 мая 1722 года, в котором говорится: «В храмах многая неисправность… обретается… а именно: резные или истёсанные, изваянные иконы, которые за недостатком искусного мастерства весьма церковному благолепию противны… а дерзают истёсывать их сами неотёсанные невежды… И вместо сообразных святых с благообразными лицами образа безобразные, на которых смотреть гадко, болваны поставляются… Принужден Святейший Синод запретить сие». Но справедливости ради надо отметить тот факт, что речь шла не о тотальном запрещении скульптур в религиозном искусстве, а об уровне профессиональной подготовки мастеров, делавших их.
Известно, что первая икона с изображением преподобного Нила была написана в 1595 году иноками Тверского Оршина монастыря Иовом и Нифонтом под руководством старцев, знавших почившего святого и помнивших черты его лица. И скульптурное изображение святого вполне могло появиться до указа Церкви, приблизительно в середине — конце XVII века.
В настоящее время в Вознесенском соборе Знаменского монастыря г. Осташкова можно увидеть деревянную скульптуру прп. Нила Столобенского, выполненную в дереве в человеческий рост. Высказывается предположение, что это первое скульптурное изображение преподобного. Скорее всего скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге и, вполне возможно, иностранцем или русским мастером, знакомым с западноевропейским искусством резьбы по дереву.
К сожалению, несмотря на очевидную уникальность явления, оно ещё не нашло должного отражения в отечественной искусствоведческой литературе. При этом довольно подробно описаны деревянные скульптурные изображения свт. Николая Можайского с мечом и градом и св. Параскевы Пятницы. А жаль, ведь скульптурный образ прп. Нила Столобенского звучит не менее внушительно, органически вписываясь в природу Селигерского края.
Писатель В.А.Слепцов, посетивший Осташков в 1862 году, в своих «Письмах об Осташкове» пишет, что одних богомольцев прибывало сюда до 10 тысяч. Некоторые источники указывают, что только на праздник обретения мощей преподобного Нила Столобенского приезжало до 90 тыс. человек.
Монастырь Нилова пустынь был до его закрытия в двадцатых годах прошлого века одним из самых посещаемых в России, и каждый паломник хотел увезти с собой образ чудотворца. Такого огромного количества скульптурок своими силами монастырь не мог произвести. В процесс изготовления резных изображений активно включалось население близлежащих сёл и деревень. Так как скульптурки были безымянные, то и имена мастеров установить невозможно. Но совершенно точно можно утверждать, что среди тех, кто их вырезал, были настоящие ваятели. Примером может служить деревянная скульптура прп. Нила Столобенского из села Метлино (конец XVIII — начало XIX века), вырезанная из морёного дуба почти в человеческий рост, — ныне она хранится в Торопецком краеведческом музее.
Преподобный Нил считается местночтимым святым, но почитался он далеко за пределами Тверской земли. Уже в XVII веке монастырь Нилова пустынь имел подворья не только в Осташкове, но и в Москве, Новгороде. С резными фигурками были знакомы в городах и весях Поволжья, куда они доставлялись паломниками из Селигерского края, от истоков великой реки.
Менее известен тот факт, что храм в честь Нила Столобенского был построен даже в далёкой Бурятии. Церковь во имя прп. Нила Столобенского была освящена в предгорьях Саян в 1850 г. для обращения местных бурят в православную веру. Располагалась она в долине реки Ихэ-Угунь, притоке Иркута. До 1917 года здешняя Нилова пустынь была приписана к Иркутскому архиерейскому дому.
Что касается скульптурного изображения Нила Столобенского, то со временем сложились в основном две изобразительные традиции — в виде скульптуры, как правило, от 10 до 40 см высотой, и в виде рельефа — чаще прорезного, реже глухого, 20—25 см.
По своему внешнему виду эти скульптуры выглядят очень скромно. В отличие от свт. Николая Можайского, который изображается с мечом и градом, прп. Нил изображён с костылями (крюками), и не случайно. В житии преподобного Нила Столобенского, чудотворца, читаем: «…подвиги молитвенные, бдительность над помыслами и борьбу с плотью преподобный со дня на день усиливал. Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, он не позволял себе и на малое время ложиться на рёбрах, но в случае крайнего изнеможения стоя облегчался пазухами на деревянные крюки, вбитые в стене келии его, и в таком положении пользовался кратковременным отдыхом».
Разумеется, что не все скульптурные изображения одинаковы по своему художественному значению. Зачастую они даже очень сильно разняться друг от друга. Одни мастера изображали его как щуплого старика, другие — как былинного богатыря. И только наиболее талантливым удавалось передать огромную духовную силу святого, его внутреннее напряжение при видимом внешнем спокойствии. Чтобы достичь этого, линия спины должна напоминать упруго натянутую тетиву, что и даёт ощущение внутренней силы, постоянной внутренней духовной работы. Способствовало достижению подобного эффекта и то, что зачастую для вырезания скульптуры бралось расколотое надвое полешко необходимого диаметра, часть которого оставалась почти нетронутой, создавая как бы единое целое с барельефом.
Последняя служба в монастыре до революции состоялась 9 июня 1928 г. Можно предположить, что какое-то время и после закрытия его местные жители продолжали вырезать скульптурки, разумеется, уже в значительно меньшем количестве. А вскоре эта традиция и вовсе прекратилась.
В конце 1990 года обитель была возвращена Русской Православной Церкви. С возрождением монастыря возрождается и традиция массового изготовления скульптур прп. Нила Столобенского, в основном местными умельцами. К сожалению, большинство их не выдерживают никакой критики. Как сказал первый настоятель монастыря в постсоветский период игумен Вассиан, мастера эти «не утомляют себя ни постом, ни молитвою». И уж совсем неприемлемой воспринимается попытка отливки скульптуры из гипса или современных пластиковых материалов.
В настоящее время изображение прп. Нила Столобенского является одним из любимых сюжетов для тверских резчиков по дереву. Эти работы можно постоянно видеть на областных выставках резьбы по дереву.
Очень точно сказал о деревянной скульптуре М.В.Алпатов: «Какие бы воздействия мы ни находили в русской народной скульптуре, это искусство самобытное, корневое, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное творчество, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты».
Совершенно очевидно, что пришла пора восстановить историческую справедливость и сделать всё необходимое для того, чтобы традиция скульптурного изображения прп. Нила Столобенского была наконец-то оценена по достоинству и заняла своё место в истории русской национальной культуры.
А предлагаемая публикация пусть станет малой лептой в предстоящей многосложной работе.
Виктор Михайлович
ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ