Беседа Александра Николаевича Крутова, президента Международного фонда славянской письменности и культуры, главного редактора журнала «Русский Дом», c Анастасией Владимировной Митрофановой, доктором политических наук, профессором (Окончание. Начало в №10)
Анастасия Митрофанова: Вернёмся к мировой политике. Россия играет какую-то особую роль в мире? Среди православных людей есть позиция, что Россия должна от мира уйти, поскольку мир отпал от Бога и лучше от него изолироваться, создать остров праведности. Другие говорят, что у нас есть миссия по отношению к миру. Ваша позиция в чём заключается?
Александр Крутов: Когда Господь создал человека, он знал, что землю будет населять огромное количество людей, человечество. И нельзя в мире, им созданном, отделиться друг от друга. Невозможно создать остров праведности, государство, которое отгородилось бы от других Великой китайской стеной или железным занавесом, как было в Советском Союзе. Человек — коммуникативное существо, он не может существовать сам по себе. И когда говорят, что Россия должна отделиться, закрыться, — это нереально. Когда весь мир идёт по пути глобализации, сокращает расстояние и время между различными частями света, невозможно обособиться. Одна из задач России в том, чтобы быть открытой миру и предлагать новые — ново-старые, так скажем, — духовные ценности.
Западные страны построили капитализм лучше нас. Мы можем только повторить их, своего здесь ничего не можем предложить. Значит, у России другое предназначение. Не случайно возникла теория, что Москва — Третий Рим. Когда ушла Византия, она передала свои духовные ценности, мировоззрение самому большому православному государству — России. Россия всегда выделялась в мире, хотели мы этого или нет. Многие Россию не понимали, говорили: загадочная русская душа. Только в России возникла духовная литература, которую изучают во всём мире, чтобы понять не только загадку русского человека, но и просто человека. Достоевский, Толстой — эти писатели создали духовный мир человека, который интересен каждому, живи он в Австралии, Индии, Китае, Америке или Западной Европе. Предназначение России — донести до человечества православный взгляд на мир. Ты должен в открытом мире сохранить себя, несмотря на то, что со всех сторон идёт натиск других культур. России нельзя замыкаться. Она должна быть открытой миру, дать то, чего сегодня мир ждёт и нигде не может получить то, что он ищет в литературе нашего ХIХ века. После 1917 года мы потеряли нить, связывающую века, но мы её найдём, потому что сохранили православную веру.
Анастасия Митрофанова: Исламский мир — союзник России в борьбе с иными силами или противник? И если союзник, то временный или постоянный? Ислам считает, что мир станет мусульманским, а православие — что мир станет православным. В конечном итоге произойдёт ли между ними столкновение?
Александр Крутов: Западная цивилизация — а сегодняшний мир развивается по лекалу западной цивилизации — отошла от Бога и строит свою политику и свою жизнь на ценностях, далёких от христианских. Создаётся впечатление, что всё это управляется из одного центра. Предположим, что существует такой центр, мировое правительство, которое руководит всем человечеством. Если это правительство проводит безбожную политику, то для нас оно является врагом. И для исламского мира, и для католического мировое правительство — предположим, что оно существует, — является врагом. Поэтому мы являемся союзниками. Но мы знаем, что Истина одна — Иисус Христос. Поэтому мы считаем, что исламский мир заблуждается, и мы молимся, чтобы мусульмане пришли к пониманию того, что Истина — Христос. Это понимание придёт, об этом говорится в Откровении апостола Иоанна. Мир будет православным, христианским. Это говорю не я — смертное, ограниченное существо. Это говорит апостол, которому было откровение, что перед концом света мир будет христианским. Поэтому на сегодняшний день мы союзники в борьбе с безбожными правителями, которые проводят сатанинскую политику. Мне скажут: а почему Вы думаете, что именно они примут нашу Истину? Давайте поживём и увидим. Я знаю, потому что это написано в Библии.
Анастасия Митрофанова: А как же Китай и Индия, другие два центра силы, формирующиеся в мире? Китай, можно сказать, безрелигиозная страна, индусы исповедуют индуизм — религию, которая близка к прямому дьяволопоклонничеству. Они тоже могут быть нашими союзниками?
Александр Крутов: Я бы подходил с тех же позиций, что и к исламскому миру. Зачем сегодня воевать друг с другом? Я не вижу смысла, потому что война идёт за души человеческие. И мы хотим, чтобы люди — китайцы, индусы — приходили к Истине. В борьбе с сатанизмом, с безбожием мы — союзники, но это тоже закончится. Всё сказано в Откровении, сказано Богом: мир не будет китайским, не будет индусским. Мир будет христианским. Нам нужно в это поверить, потому что мы — люди ограниченные, наши знания — мизерные. Кто мог предположить, что в 2—3 дня не станет Российский империи? Что в 2—3 дня не станет Союза Советских Социалистических Республик? Человек не может это помыслить, а у Бога всё возможно. Поэтому я считаю, что для православного мира союзники — все, кто выступает против мирового правительства, против сил, которые ведут безбожную, антихристианскую, антидуховную, античеловеческую политику.
Анастасия Митрофанова: Если взять нашу гипотетическую православную организацию, могли бы Индия, Китай или какая-то католическая страна вступить в неё как наблюдатели или даже как члены? Россия ведь является наблюдателем в Организации Исламской Конференции?
Александр Крутов: Православная Конференция должна быть открыта для всех стран, которые желают узнать и понять, что такое православие. Не думаю, что они должны быть членами, а наблюдателями — вполне реально. Когда мир увидит открытость православных государств, увидит, что их волнует, увидит пути решения проблем, это даст возможность задуматься о том, где истина.
Я уверен, что и такие страны, как, например, Эфиопия, исповедующие нехалкидонское христианство, в конце концов придут к истине. Была Русская Зарубежная Церковь и Русская Церковь в России. Лет 10 назад казалось, что они никогда не соединятся. Но мы увидели, что нас сближает больше, чем разделяет. И Русская Церковь воссоединилась. Это может произойти и с другими. Человеческому разуму непонятно, как приходят к Богу, к истине. Если Господу будет угодно, это произойдёт быстро, по историческим меркам — мгновенно.
Анастасия Митрофанова: В эту организацию смогут входить только государства или также негосударственные участники? Вы упоминали диаспоры.
Александр Крутов: Я считаю, что туда должны войти только государства. Это более весомо, чем общественные организации. Это должна быть статусная организация, которая даст возможность проводить принятые решения в жизнь через государственные институты. Общественные организации могут быть наблюдателями. Государства могут быть наблюдателями по просьбе крупных диаспор, существующих в том или ином государстве.
Анастасия Митрофанова: США потенциально могут быть наблюдателями? Там ведь существует православная диаспора.
Александр Крутов: Конечно, они могут быть наблюдателями. Если захотят.
Анастасия Митрофанова: Есть мнение, что нельзя создавать организации, потому что это означает обмирщение православия. Надо быть едиными духовно, но на политический уровень этого не переводить. Вы видите опасность обмирщения?
Александр Крутов: Общественные и государственные институты быстрее могут прийти к взаимопониманию, чем институты религиозные. Потому что религиозным институтам сложнее поступиться духовными ценностями, на которых они выстраивают свою жизнь. Межгосударственные институты дают возможность договориться даже государствам, которые не являются православными, не проводят православную политику. Это не приведёт к обмирщению. Человек — существо коллективное, он должен создавать союзы. Он может создать союз политический, экономический, не поступаясь духовными ценностями. Такие организации дают возможность решать житейские, светские вопросы, но с православных позиций, с позиций православного мировоззрения. А для духовного общения у нас существует Церковь. И если через эти организации, которые помогают найти единомышленников, мы будем духовно возрастать, то это будет помощь Церкви.
Анастасия Митрофанова: Но Церковь не должна сама заниматься такими вещами? Вы считаете, это дело мирян?
Александр Крутов: Церковь и миряне — не разные вещи. Миряне и священнослужители составляют Церковь. Только есть ещё Церковь как религиозный институт. А миряне как члены этой Церкви могут создавать любые организации. Необходимо ли, чтобы Церковь создавала такие организации? Помогала? Я считаю, что да. Церковь предложила свод правил для хозяйствования, основы социальной политики. Почему бы этим не воспользоваться мирянам? Говорят, Церковь не должна вмешиваться в государственную политику. А что она может привнести плохого? Она учит воровать? Грабить? Убивать? Жить неправедным трудом? Наоборот.
Почему сегодняшнее государство не хочет, чтобы Церковь вмешивалась в его дела? Потому что оно проводит безбожную политику. Всё, что мешает зарабатывать деньги, добиваться успеха, должно быть отринуто — это закон капиталистического рынка. Если мешают мораль, нравственность, религия — их нужно отвергнуть. Поэтому они говорят: вы нам не нужны. Тогда как верующий человек говорит: я хочу, чтобы мои дети жили в мире, в котором не было бы насилия, разврата, разнузданности. Слова, что Церковь не должна вмешиваться, используются только для того, чтобы поставить человека на более низкую ступень, не дать ему духовно возрасти. Православный человек, христианин, никогда не сможет принять этот мир, он будет с ним бороться.
Анастасия Митрофанова: Европейские институты, Совет Европы требуют от России, чтобы она принесла покаяние за советские годы, пытаются запретить советскую символику. В России есть люди, которые религиозную базу под это подводят: большевистский режим безбожный, и всё, что делалось в это время, — безбожное, и война была между Сталиным и Гитлером. Ваша позиция по этому вопросу?
Александр Крутов: Историю можно переписать, но нельзя изменить. Она уже произошла. Россия и мир прожили эти годы. В 1917 году законное правительство и законную власть — самодержавие — свергли не большевики, а либерал-демократы, которые не удержались у власти. Тогда пришли большевики. Сегодня нам говорят, что 73 безбожных года принесли больше вреда, чем пользы. Может быть, но в эти годы жили наши деды, отцы, матери. Люди жили, работали, учились, рожали и воспитывали детей. Отдавали жизнь за свою Родину.
Большевики делали всё, чтобы выстроить мир по своим лекалам. Отделив Церковь от государства, они решили построить мир по своему разумению, в котором должно быть равенство, братство и счастье всех народов. Но этот мир они строили путём жестокости и насилия. Произошла подмена. Понимая, что человек нуждается в вере, ему стали выстраивать другую систему ценностей. Взяв за основу христианские ценности, они их перевернули. Вместо крестных ходов — демонстрации, вместо хоругвей — плакаты… Господь это попустил, чтобы показать, к чему может прийти человек, народ, забыв Бога. Можно ликвидировать безграмотность, строить дома, выйти в космос, многого добиться, но потерять главное — душу человеческую. Этот мир, мир ошибок, сегодня предлагают выкинуть. Предлагают поставить его на одну доску с миром нацизма, с миром сверхчеловека, в котором есть богоизбранный народ — хозяин мира. Советский Союз и нацистская Германия — два совершенно разных мира. Там создавалось общество суперлюдей, которые всем управляют, здесь ставилась цель — создать безклассовое общество.
Нацистский мир на Западе получил поддержку во многих странах. Они помогали финансово, политически, культурно взращивать этот мир. Американский президент Рузвельт сказал: пусть воюют между собой, а мы посмотрим, на чью сторону встать. Будут побеждать Советы — станем поддерживать Германию, Германия — будем поддерживать Советы. Вначале Германия побеждала — поэтому поддержали Советы.
Нам говорят: если бы Гитлер не напал, напал бы Советский Союз. В истории нет сослагательного наклонения. Произошло нападение нацистской Германии, которая объединила весь западный мир на безбожный Советский Союз. Кто должен каяться? Агрессор или жертва?
И победил Советский Союз, в основе которого лежало духовное превосходство над этими сверхлюдьми, воспитанное православной верой. Победили не машины, победил дух русского человека, русского народа. Он оказался выше духа сверхлюдей.
Сегодня западный мир увидел нашу слабость, духовную брешь. А с другой стороны, увидел, что происходит духовное возрождение человека в России. Это для них — самое страшное. Поэтому ни Россия, ни русский человек не должны каяться, а должны благодарить Господа за то, что он дал нам Великую Победу, за то, что в России, в Советском Союзе, в исторической России, которая носила в то время название Советский Союз, народ оказался духовно выше агрессора-врага, что у нас оказались талантливые руководители, военачальники, что мы смогли собраться с силами, вновь выстроить экономику, разбить врага и дойти до Берлина. Пример Победы мозолит глаза тем, кто хотел бы видеть русский, православный народ, восточно-православную цивилизацию униженной, безпомощной. Потому что восточно-православная цивилизация доказала своё преимущество тем, что переборола и фашизм, и нацизм, и коммунистический интернационализм, показав духовное величие православного человека.