Колесо

Пожар, уничтоживший рукописи замечательного русского драматурга и философа А.В.Сухово-Кобылина (1817—1903) — первый полный перевод сочинений Гегеля на русский язык, труд двадцати лет его жизни, — пощадил записи его философских раздумий.

 Среди этих чудом сохранившихся фрагментов — размышления о великой тайне круга, о мистическом родстве прямолинейного и вращательного движения. Находясь в блаженном уюте и покое удобного вагона, пишет философ, современный человек не отдаёт себе отчёта в том, что стремительный бег поездов — это настоящее чудо, своим происхождением обязанное изобретению колеса.

Безвестный инженер Древнего мира, первым поставивший платформу на ось с закреплённым на ней диском тысячелетия назад, был бы сейчас богаче Билла Гейтса. Он принадлежал к загадочному народу шумеров и жил на юге Месопотамии (современный Ирак) в IV тысячелетии до Р.Х.

Первое в человеческой истории изображение этой неслыханной технической новинки мы можем увидеть на глиняной шумерской табличке, которой без малого шесть тысяч лет. А на так называемом «царском штандарте» из шумерского города Ура (III тыс. лет до Р.Х.) изображения древнейших колёс столь детальны и подробны, что можно даже понять технологию их производства: видно, что шумеры изготавливали их из отпиленных торцов брёвен. Самое древнее в Европе колесо нашли недавно археологи в Швейцарии, в окрестностях Невшательского озера. Оно было изготовлено в середине III тысячелетия до Р.Х. из кленовых досок, скреплённых ясеневыми планками. Несмотря на почтенный возраст, прекрасно сохранилось.

А вскоре в Словении группа местных археологов при раскопках обнаружила ещё более древнее колесо. По оценкам экспертов, ему более 5000 лет! Изготовлено оно из древесины ясеня и дуба. Трудно назвать другое открытие, которое дало бы столь мощный толчок развитию техники. Повозка, гончарный круг, водяная мельница, всевозможные подъёмники и блоки — не счесть устройств, в основе которых лежит колесо. И многие их них, как свидетельствуют глиняные таблички, были известны уже древним шумерам!

Колёса первых повозок жёстко скреплялись с осью и вращались вместе с ней. Они были ещё очень несовершенными, тяжёлыми и неповоротливыми. Передвигались медленно — в них запрягали неторопливых, но могучих волов. Одна из древнейших повозок подобной конструкции была найдена при раскопках в Мохенджо-Даро — столице Индской цивилизации (IV тыс. до Р.Х.).

Крупным шагом в развитии техники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживавшегося на неподвижную ось. Колёса вращались независимо друг от друга.

После открытия металлов появились колёса с бронзовыми, а затем и с железными ободом и спицами. Такое колесо могло вращаться в десятки раз быстрее. Одомашнив быстроногих лошадей и научившись запрягать их в повозку, человек значительно увеличил скорость своего передвижения. Но предстояло пройти ещё долгим тысячелетиям, прежде чем в XIX веке колёса «самодвижущихся повозок» обзавелись танковыми гусеницами и «цивильными» каучуковыми шинами.

Каждое из этих усовершенствований составило целую эпоху в истории человечества, а их совокупное воздействие на все стороны повседневной жизни людей оказалось столь значительным, что без преувеличения можно сказать: колесо сдвинуло историю с мёртвой точки и заставило её мчаться в несколько раз быстрее.

В Древний Египет запряжённые конями бронзовые боевые колесницы, подобные тем, что были найдены экспедицией Г.Картера в прославленной гробнице Тутанхамона, завезли в XVIII веке до Р.Х. кочевники-гиксосы. Это произвело переворот в военном деле египтян. Увы, и в древности именно военные «заказы» в наибольшей мере способствовали поступательному ходу технического прогресса…

Колесо — совершенно абстрактный образ, который мог возникнуть только в очень высокоразвитом сознании. Мы не знаем имени его древнего изобретателя. Но, возможно, в этом есть свой глубокий смысл.

Виктор Иванович КОЛЕСНИКОВ