Предлагаем вниманию наших читателей интервью Николая Владимировича Белова, преподавателя Музыкального колледжа им. Гнесиных и Православного Свято-Тихоновского Богословского университета. Но главным своим служением Николай Владимирович считает регентство хором храма свт. Григория Неокесарийского на Полянке. Этот коллектив в этом году отмечает 15-летний юбилей со дня основания
Корр.: Как Вы пришли к своей профессии регента?
Николай Белов: Можно сказать, что к ней я шёл в течение всей своей жизни. Моя мама, Е.Н.Белова, — детский композитор, педагог школы им. Гнесиных. С детства я находился в атмосфере музыки и, естественно, пришёл в 1983 г. поступать в Гнесинское училище, которое окончил по классу хорового дирижирования. И в обстановке советского времени священное отношение к музыке глубоко затрагивало меня. До сих пор помню исполнение концерта А.Архангельского «Помышляю день страшный», Г.Свиридова «Любовь святая» и особенно произведение С.Рахманинова «Богородице Дево».
Обучаясь в консерватории у профессора Краснощёкова, я начал петь в храме, как большинство студентов, чаще всего в мужском хоре Свято-Данилова монастыря. Поначалу, признаться, для нас это была лишь возможность приработка в нелёгкие годы «перестройки» и распада СССР.
Корр.: Расскажите, пожалуйста, о создании Вашего хора, его становлении.
Николай Белов: Настоятель храма свт. Григория Неокесарийского на Полянке епископ Иероним сам однажды пригласил меня в состав небольшого хора своей восстановленной церкви. Пение в квартете заставило меня тогда задуматься о службе, разных гласах и о других специфически регентских вопросах. Дало необходимую подготовку для дальнейших занятий регентствованием. Впоследствии состав хора расширился. С 1996 г. и по сей день управляю я мужским хором в этом знаменитом столичном храме, впечатляющем не только своей архитектурой, но и богатой историей. Между прочим, это единственный не только в Москве и России, но, если не ошибаюсь, и во всём мире храм, освящённый в честь свт. Григория, епископа Неокесарийского.
Корр.: Представьте, пожалуйста, Ваших хористов.
Николай Белов: Основной состав — 15 человек, для проведения особенно торжественных служб привлекается расширенный состав — до 20—25 человек. Певцы хора — выпускники и студенты крупнейших столичных вузов: МГК им. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, АХИ им. Попова, ГИТИСа.
Корр.: Вы окончили ещё и филфак МГУ.Зачем?
Николай Белов: Уже в годы учёбы в ГМК им. Гнесиных на занятиях произошло моё знакомство с древнерусскими духовными произведениями. Сочетание прекрасной музыки с незнакомым мне тогда церковнославянским языком очаровывало, уводило в толщу веков нашей истории, в сферу духовной и культурной жизни славянского православного народа, о которой я тогда почти ничего не знал. Поэтому в 1986 году я поступил на вечернее отделение филфака МГУ, на факультет русского языка и литературы, параллельно продолжая обучение в училище. Но особенно увлёк меня старославянский язык. Он меня притягивал с неодолимой силой, и я выбрал темой своей дипломной работы «Анализ лексики одного из древнейших памятников старославянского языка сербского извода XIV века — Никольского Евангелия».
Корр.: Как Вы определяете свой композиторский стиль?
Николай Белов: Определю его как продолжение традиций московской композиторской школы в современных условиях: обращение к древним распевам и обработку их в соответствии со своим композиторским видением. Не отвергаю и творческих исканий композиторов предшествующего периода. Я считаю, что в Русской Церкви за более чем 1000 лет накопилось огромное богатство в области церковного пения.
Корр.: Расскажите о Ваших сочинениях для хора.
Николай Белов: Наиболее значимый для меня — пятичастный Концерт святителю Григорию, написанный для исполнения в день престольного праздника нашего храма 30 (17) ноября. Этот концерт очень важен для меня хотя бы тем, что до сих пор это было первое музыкальное сочинение, посвящённое святому.
Корр.: Творчество какого современного автора духовной музыки Вам созвучно?
Николай Белов: В храме мы любим исполнять сочинения известного композитора-распевщика Б.М.Феоктистова, который написал для хора целый ряд произведений. Преклоняюсь перед талантом ныне покойного архим. Матфея (Мормыля) — легендарного регента хора Троице-Сергиевой Лавры, одарённого композитора, сочинения которого по духу очень схожи со знаменным распевом. Часто мы поём произведения Г.Б.Печёнкина.
Корр.: Целесообразно ли возрождать знаменное одноголосие в масштабах всей Церкви, как считают многие современные клирики, или достаточно вводить древние распевы небольшими «порциями»?
Николай Белов: Мне представляется, что любая форма категоричности неприемлема. Достаточно интересным опытом является возрождение монастырских обиходов Соловецкого, Валаамского монастырей, Оптиной, Зосимовой, Глинской, Ниловой пустыни. Их возрождение приблизит к восприятию более древнего знаменного пения и подготовит его ренессанс. С другой стороны, было бы неправильным отбросить всё лучшее, что было создано в области церковного пения во второй половине XVII века и в настоящее время.
Корр.: Какова, по Вашему мнению, роль женщины в Церкви, на клиросе?
Николай Белов: Во времена гонения на Православие безбожников именно женщины отстояли сотни храмов. Они ничего не боялись. Стояли в белых платочках и молились. Потому и в наше время роль женщины в храме, на клиросе равна роли мужчины.
Корр.: Сейчас в печати много спорят: возможно ли исполнять сакральные тексты Херувимской, Милости мира с концертной эстрады?
Николай Белов: С концертной эстрады лучше не исполнять песнопения евхаристического канона и Херувимскую.
Корр.: Идеальный регент, идеальный певчий: какими они должны быть?
Николай Белов: Регент прежде всего — это православный христианин. Конечно, ему не обойтись без профессиональной подготовки, знания устава, гласов, свободного чтения и понимания церковнославянских текстов.
Корр.: Запомнилось ли Вам что-то особенное, яркое за годы регентского служения?
Николай Белов: Самыми яркими впечатлениями были приезды Святейшего Патриарха Алексия II на освящение храма (1996), на престольный праздник в 2007-м. Наш приснопамятный Первосвятитель, несмотря на огромное количество дел и обязанностей, всегда старался приехать в храм в день памяти свт. Григория Неокесарийского, почитание которого в России возобновилось благодаря трудам Святейшего и настоятеля нашего храма епископа Иеронима. Для меня его приезды стали настоящей школой молитвы. То, как произносил Патриарх простые молитвы, известные всем, навсегда оставило след в моей душе: не спеша, истово, с верой и любовью к Богу, без стремления к внешней выразительности. Вспоминается также благословение на композиторскую деятельность, преподанное мне, начинающему регенту, Святейшим Патриархом. Можно сказать, что с этого момента и началась моя работа в этом направлении.
Корр.: Ваши творческие планы?
Николай Белов: В ближайшее время планирую выпуск дисков, посвящённых великим и двунадесятым праздникам, акафисты свт. Григорию Неокесарийскому, блж. Матроне Московской, Св. Пасхе, Великому посту.
Корр.: Что пожелаете начинающим регентам?
Николай Белов: Любить своё дело, никогда не останавливаться в развитии мастерства, постоянно совершенствоваться, относиться к себе максимально требовательно, не бояться трудностей.
Беседовала Екатерина Анатольевна БАДЫЛО