В нынешнее непростое время, когда происходит подмена нравственных и духовных ценностей, оскорблённая русская душа произносит с негодованием: «Да когда это кончится?!»
И каждый живущий по совести человек невольно думает о том, что должен, непременно должен сделать что-то, чтобы пресечь это зло, вернуть былое величие народу, добиться, чтобы сама мысль о превращении русской нации в торгашей, процентщиков и воров приказала долго жить, чтобы потомки жили, как и наши предки, в великой стране. Надо сделать что-то, но что? Есть ли ответ на это?
«Есть», — скажу я.
В Пензе, в довоенные и послевоенные годы, жил удивительный художник, один из самых талантливых в России — Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Был он порой человеком резким, даже грубоватым в общении с людьми. Но в совершенстве владел своей профессией. Это он, преподаватель Пензенского художественного училища, в годы войны направил письмо И.В.Сталину, ратуя о том, чтобы художники были отозваны из действующих армий. Писал он о том, что талант, дарованный Богом художнику, — великая редкость, и необходимо, чтобы остались в живых те, кто может после окончания войны способствовать сохранению и утверждению национальных традиций в русской школе живописи.
Морозной зимней ночью 1943 года в далёкую Пензу примчал фельдъегерь, чтобы вручить И.С.Горюшкину-Сорокопудову письмо от вождя, в котором извещалось, что вопрос, поставленный художником, решён положительно.
Пензенское художественное училище сохранило традиции русской национальной школы живописи в военное и послевоенное время. Хранит оно их и по сию пору. И в том немалая заслуга Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, человека, умевшего мыслить в масштабах государства. И радуешься, видя работы выпускников училища. Радуешься тому, что в русской глубинке возрастают таланты, которые со временем будут гордостью России.
Я вспоминаю работы художника Валерия Копняка. Он преемник пензенских мастеров живописи И.С.Горюшкина-Сорокопудова, Аристарха Лентулова, москвича Константина Коровина, уроженца старинного Можайска Сергея Герасимова… Столько ясности, столько искренней, ярко выраженной любви к родной земле…
Названия картин В.Копняка говорят сами за себя: «Русь», «Весна пришла», «Ильин день», «Троицын день», «Масленица», «Сретенские морозы»…
Ближе всего его душе — предощущение весны, пробуждение природы. Не побоюсь сказать, что в русской живописи появился ещё один молодой талант, который нашёл главную тему для современного художника.
Ныне провинциальные российские города сохраняют дыхание Православной Руси, именно здесь продолжается исконно русская жизнь. Её красоту передаёт в своих картинах Валерий Копняк. Немногословный, застенчивый парень…
Окончил Пензенское художественное училище и «Глазуновскую» академию живописи.
— В чём значение её? — задаю ему вопрос, мне не безразличный.
Он пытливо смотрит на меня и задумывается. Потом отвечает:
— В том, чтобы доносить до людей красоту.
Прошу его сравнить систему преподавания в училище и академии.
— Училище — основа, — отвечает Валерий, — оно уже выпускает хороших специалистов. Есть много талантливых художников, которые оканчивали только училище. Академия же помогает подняться на более высокий уровень. В академии есть возможность оттачивать, дополнять знания, которые не получил в училище. Для того чтобы расширить кругозор учеников, академия устраивает поездки в Плёс, Суздаль, на Валаам, в Петербург, Псков, на Соловки, в Вологду, Киев и за границу — в Венецию, Италию, Испанию…
— А влияет ли современная живопись на общество? — спрашиваю я.
— Полагаю, влияет на думающую часть народа, — отвечает он.
— Художник и Церковь, их взаимоотношение в настоящее время? — задаю я вопрос.
— Я бы не стал противопоставлять Церковь и время, — отвечает он, и слышу тонкое, верно подмеченное: — Потому что Церковь не может быть «современной» или «несовременной». Это понятие вне времени. Быть в Церкви или нет, зависит только от человека. Человек — это творение Божие, а талант — дар Божий. Воцерковление играет определённую роль в творчестве. Не случайно работы одних художников несут умиротворение и радость, а в работах других чувствуется душевный надлом, болезненность. Вот я человек грешный и недостойный и без Бога, без Церкви жить и творить не смогу.
Добавлю от себя. В Пензе по субботам и воскресеньям Валерий поёт на клиросе в храме Петра и Павла.
— Он большой труженик, почти всё своё время отдаёт работе. Работа, на мой взгляд, его главный движитель и главный помощник здесь, чувствуется по всему, — говорит его жена.
— Мне нравится высказывание Константина Алексеевича Коровина «Искусство должно приносить радость человеку», — говорит Валерий. — А вдохновляет меня, — словно угадывая мою мысль, продолжает он, — моя супруга и любовь — Анна. С ней мы познакомились ещё в училище.
— Чем, на ваш взгляд, западноевропейское искусство отличается от русского? — спрашиваю я.
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Русская живопись мне более близка по духу, чем западноевропейская. Но я восхищаюсь мастерством некоторых европейских художников, тонкостью рисунка, композицией, изяществом форм, однако их работы не рождают во мне душевного сопереживания. Я думаю, что это естественно, ведь западноевропейская культура отличается от русской. Таких художников, как В.И.Суриков, В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, я не могу сравнить с Веронезе, с Тинторетто, Тицианом. Для меня русские художники роднее и лучше. Моя любимая картина «Святая Русь» М.В.Нестерова, где изображён Спаситель, за Ним — свт. Николай Мирликийский Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский, а впереди — простой русский народ, испрашивающий благословения у Господа нашего Иисуса Христа. На заднем плане красивый пейзаж с далями, берёзками.
Он на мгновение умолкает и неожиданно говорит:
— Знаете, вспоминается поездка в Поленово. Стою, пишу этюд, возле меня белый храм, прямо передо мной спуск и вид на погост с кудрявыми берёзами. По левую сторону видны домики, субботний вечер, топятся бани, где-то слышится лай собаки и стук топора из соседней деревни. Зазвонил колокол. Идёт вечерняя служба, и священник, выходя на ступени храма, поёт, и по всей округе, как будто по всей Русской земле, разливается пение: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас…»
Он красивый молодой парень. Силой и добротой веет от него, как от сказочных русских богатырей. И понимаешь: он не предал своих учителей, не прервал преемственности с русской школой живописи. Тем и силён, тем и трогает каждого, стоящего перед его картинами, пробуждая ответ на главный вопрос: что же делать в этом мире зла и насилия? Понимает, что надо жить так, как жили предки. Не прерывая преемственности с древней Россией, помня о том, что ты должен жить для её будущего. Временщики же всегда были явлением временным.
Помогай Бог тебе, Валерий Копняк, в твоей нужной для России работе.
Лев Михайлович АНИСОВ,
Тверская область,
деревня Богунино