Александр Москалёв - День товарищества

В наши дни торжествуют две тенденции: уничтожение в сельской местности общеобразовательных школ и процветание в городах так называемых школ элитных, куда детей привозят шофёры на иномарках, где учат несколько иностранных языков, но плюют свысока на отечественную историю.

Потому так важно вспомнить в октябрьские дни 200-летие Царскосельского лицея, его опыт.

Царскосельский императорский лицей был основан по распоряжению Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в нём должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Программа была разработана М.М.Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимались дворянские дети 10—12 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 31 октября 1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году он был переподчинён аж военному ведомству.

Какие же предметы изучались в лицее на протяжении шести лет?

Для воспитания нравов — Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономика. Словесность российская, латинская, французская, немецкая, языки, риторика. История российская и мировая. Математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика. Изящные искусства, чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание и гимнастические упражнения.

Какое разнообразное и гармоничное образование! Без всякого заучивания шаблонов наподобие подготовки к ЕГЭ в современных школах, без форсирования взросления и без воспитания прагматизма в юных душах.

Из наставлений первого директора В.Ф.Малиновского воспитанникам лицея: «Чувства развиваются с возрастом, и в этом состоит воспитание». А вот его завет ученикам: «Между собою жить мирно и дружелюбно, ни словом, ни делом не обижать другого… Все воспитанники равны, и потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было… запрещается доносить на другого ложно…» Там были все равны, а у нас в частных школах обновками и брюликами хвалятся — кто круче?

А вот что писал Е.А.Энгельгардт, следующий директор лицея, о своих воспитанниках: «Да наполнится их сердце состраданием к ближнему. Да получат они смелость восставать против злоупотреблений, тяжким игом обременяющих общество. Будучи сами чужды своекорыстия и других страстей, подрывающих корень общежития, да положат они преграду другим в их незаконных поступках» (Отчёт за 1815 г.). Именно в этом году лицеист Пушкин публикует первые стихи в «Вестнике Европы» под псевдонимом, чтобы не выделяться, как было принято в лицее.

Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14—9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в уставе.

За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 человек. Многие из них пополнили ряды чиновничества Российской империи: А.М.Горчаков, А.К.Гире, А.В.Головнин, Д.Н.Замятнин, М.А.Корф, Д.А.Толстой и др. Предпочли научную деятельность К.С.Веселовский, Я.К.Грот, Н.Я.Данилевский и др.

Историческую славу Царскосельскому лицею принесли выпускники 1817 года — А.С.Пушкин, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер, И.И.Пущин. Пять лет в лицее учился М.Е.Салтыков-Щедрин.

Какие учителя были у Пушкина! Первый из них — уроженец старинного Кашина А.П.Куницын. Вот что он сказал в памятной речи, прочитанной 19 октября 1811 года при открытии Царскосельского лицея:

«Вы ли не устремитесь быть последними в вашем роде? Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями! Но при сих высоких добродетелях сохраните сию невинность, которая блистает на лицах ваших, сие простосердечие, которое побеждает хитрость и коварство, сию откровенность, которая предполагает безпорочную совесть, сию кротость, которая изображает спокойствие души, не обуреваемой сильными страстями, сию скромность, которая служит прозрачною завесою отличным талантам».

В черновике стихотворения «19 октября», написанного А.С.Пушкиным в 1825 году в честь годовщины лицея, есть строки, посвящённые Куницыну, строки признания его высоких заслуг:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

Почему это стихотворение он не оставил в окончательном чистовике? Может, других преподавателей не хотел обижать…

В 1825 году Пушкин в ссылке приветствует лицеистов знаменитыми стихами:
«Роняет лес багряный свой убор», а в 1828 году 19 октября, впервые участвуя в празднестве, пишет стихи, в которых помянул осуждённых Пущина и Кюхельбекера. На последней своей лицейской встрече в 1836 году Пушкин читает пронзительное «Была пора: наш праздник молодой…». Он не смог дочитать стихотворения и расплакался:
Всему пора:
уж двадцать пятый раз
Мы празднуем Лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!

С лёгкой руки «Русского Дома» во многих школах и лицеях стал отмечаться День товарищества — 19 октября — праздник школьной, армейской, творческой дружбы!
 
Ну, как праздновать этот день, друзья Пушкина нам завещали, составляя протокол празднования. Там, в частности, были такие пункты: обедали вкусно и шумно; поминали лицейскую старину; пели национальные песни. Важность последнего и тогда подчёркивалась: именно национальные, родные песни!

Александр Александрович МОСКАЛЁВ