Александр Бобров - Держитесь, учителя России!

...Когда вводился Единый государственный экзамен, реформаторы доказывали, что теперь-то коррупция в вузах будет полностью изжита… Когда рак на горе свистнет… А ныне в школах только в прошлом году благодаря ЕГЭ сумма коррупционных сделок достигла 12 миллиардов рублей.

МИНОБРПОЗОР

Средняя зарплата учителя в России, по уверению министерства образования, — 17 400 рублей. Но мне как литератору эта усреднённость ни о чём не говорит. Были на Днях литературы в Смоленской области. Мою группу сопровождала поэтесса и учительница начальных классов Тамара Лосева. Её зарплата — 6250 рублей. Полез в интернет — там дискуссия в связи с обещанным повышением зарплат учителям. Вот примеры:

«Во всех школах Тамбовской области ставка учителя с высшим образованием с 01.03.2011 г. — 4567 рублей! Михаил Ветров». Ну, наверное, есть доплаты к ставке, но цифра — унизительная.

«У нас учитель математики с 24-часовой нагрузкой, с доплатами, её ученики успешно сдали ЕГЭ, — получает около 7 тысяч. Зато директор, у которой за год поменялись 10 учителей, у которой 9-й класс (кроме одной девочки) полностью провалил ЕГЭ, получает более 30 тысяч. Скоро ей ещё добавят за доблестный труд. Калининская школа, г. Гусев, Калининградская обл.».

В Америке, к примеру, средняя зарплата учителя 40—45 тысяч долларов в год. А ведь цены там сопоставимы с российскими! Ну, электроника, конечно, включая самые современные ай-фоны да ай-пады, — в два раза дешевле, да и одежда куда доступнее. А это важно для учителя — хорошо выглядеть!

Министр Фурсенко ссылается на Европу: «В Европе в среднем на одного учителя приходится 13—15 учеников. У нас… девять-десять учеников на одного учителя», — посетовал он. К тому же из-за демографических проблем в ближайшее время число школьников существенно не вырастет. «Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 миллион учителей. Сейчас их около 1,2 миллиона. То есть потенциал для сокращения — 200 тысяч человек», — заявил Фурсенко. «Моя позиция до банальности проста: чтобы создавать хорошие школы, необходимо передавать их в руки хороших управленцев», — добавил глава Минобрнауки.

О, мы этих хороших управленцев и успешных менеджеров хорошо знаем. Да что далеко за примерами ходить: Любовь Глебова начинала карьеру в нижегородском комсомоле, потом занялась кооперацией-коммерцией и, наконец, была вызвана за неясные заслуги в Москву, на высокую должность руководителя Рособрнадзора. Это она с использованием огромных бюджетных средств внедрила ЕГЭ раньше всех намеченных сроков и шире разумных рамок, довела его до абсурда, до масштабов страшной, всероссийской коррупции.

Накануне выпускных экзаменов Рособрнадзор оповестил педагогов, учеников и их родителей, что в этом году процедура сдачи аттестации ужесточается, в некоторых аудиториях будут установлены рамки металлоискателя и даже камеры слежения. В общем, и мышь не проскочит. С мышами санэпидстанция справилась хорошо, а вот девушка-студентка, пришедшая сдавать экзамен за мальчика, попала в аудиторию без проблем. Задержали целую группу студентов технического вуза полицейские уже на выходе. Не возникло никаких проблем и с проносом телефонов. Старый сдавали на входе, а современный, с возможностью выхода в интернет, оставляли при себе. Около 300 тысяч выпускников зарегистрировались в социальной сети, в которой за заранее обговорённую плату можно было получить ответы на все вопросы, и в день экзамена по математике 165 тысяч юношей и девушек этой услугой, возможно, воспользовались. Во всяком случае, на скандальный сайт зашли.

В Туве вместо дочери одного из республиканских министров заполнила опросный лист директор Института оценки качества образования, а в Пятигорске чиновница вообще накануне вскрыла пришедший пакет с экзаменационными материалами, сняла копии и раздала их директорам школ, дабы они успели к утру решить все задачки и выдать ученикам готовые ответы.

Зачем чиновница пошла на подлог? Чтобы, объяснила она, «создать видимость высокого уровня знаний учеников в городе». В «видимости» кровно заинтересованы все: ученики и их родители, мечтающие о поступлении своих детей в престижный вуз, чиновники, чья карьера зависит от результатов ЕГЭ, и учителя, у которых стимулирующую надбавку к зарплате в случае плохих отметок учеников могут снять.

А как на экзаменах относились к учителям? Вот пример из интернета: «27 мая сдавали первые экзамены по выбору. На следующий день учителя делились впечатлениями. Узнала много интересного об отношении организаторов экзамена к "сопровождающим лицам": учителей, которые привезли учащихся на экзамен, в одной из школ нашего города заперли в спортивном зале на ключ и держали там до окончания ЕГЭ без воды и возможности выйти в туалет… Таким образом, учителя должны были находиться в состоянии арестантов в течение 4 часов, пока длилась процедура экзамена. Как можно назвать такое отношение к людям?»

И тут же — встречный отклик: «Вы не правы, это, видно, в каких-то "неправильных школах" так делают, а вот в солнечной Адыгее за каждым учеником закрепляется учитель, и ученику вообще, кроме как пить водичку и тупо плевать в потолок, ничего делать не надо. Учитель за это имеет 10 000 рублей, а ученик — поступление в престижный институт. Вот посмотрите: Северный Кавказ, как всегда, будет умней всей России!!!»

Когда вводился Единый государственный экзамен, реформаторы доказывали, что теперь-то коррупция в вузах будет полностью изжита… Когда рак на горе свистнет… А ныне в школах только в прошлом году благодаря ЕГЭ сумма коррупционных сделок достигла 12 миллиардов рублей.

Выросло ли после стандартизации и внешней тестовой проверки качество образования? Ответ на этот вопрос общественности неизвестен. Мне мой опыт показал: нет. Я преподаю в Московском государственном университете культуры и искусств на факультете журналистики. Мы отстояли право проводить собеседование с абитуриентами и давать им письменную творческую работу. Убедились: далеко не всегда высокие баллы ЕГЭ совпадают с осознанными знаниями, живостью ума!

Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова заверила, что к осени специалисты всё проанализируют и сделают выводы. Но в целом количество нарушений Любовь Николаевну только порадовало. «Это означает, — огорошила она, похоже, не только противников, но и сторонников ЕГЭ, — что контроль за проведением экзаменов явно усилился». Вот так! Даже всероссийский позор Рособрнадзор ухитрился подать как своё достижение. Теперь внедряется мысль: надо создавать особые центры по сдаче ЕГЭ. Значит, нужны новые средства, появятся новые протеже и хлебные места, а учитель как главная фигура образования будет отодвинут от контроля за знаниями ещё дальше. Кого там наберёт «для контроля» управленец Глебова — совестливого опытного педагога или ловкого делягу-технократа? — вопрос излишен.

НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН

Мы пока коснулись лишь образовательных законов, но есть ведь и нравственный закон. Он был попран самым безсовестным образом: каково было тем, кто готовился несколько лет, на последние деньги занимался с репетиторами, знать, что сотни тысяч (!) в это же утро спокойно списывали готовые ответы. Разве русские учителя допустили бы такую несправедливость при прежней системе проверки знаний, пусть несовершенной? Это ещё раз выявило страшное явление: вся система образования в России, а значит, и душа ученика — больна, исковеркана. Между тем любой шаг по попытке более активного преподавания основ православной морали и культуры в школе встречается в штыки СМИ, так называемой либеральной общественностью, представителями иудаизма и мусульманства.

Показательны в этом смысле «круглые столы», которые проводятся в последнее время, другие дискуссии, показывающие, как далека Россия от хвалёного гражданского общества. Введение в школьный курс «Основ православной культуры» не что иное, как яркий пример мощной инициативы снизу, это как раз то, что ни в коем случае не может быть названо не в меру рьяным исполнением на местах указаний Кремля или Минобразования. Тем не менее именно записные защитники гражданского общества в России поднимают по этому поводу невообразимый газетный шум, если не сказать — крик.

Алла Бородина, автор учебника «Основы православной культуры»: «Область знаний о религии стала предметом изучения многих специалистов: с правовой точки зрения, с социальной, с культурологической… В результате сегодня принято делить всё образование, связанное с изучением религии, на собственно религиозное и религиозно-познавательное. Именно последний подход мы используем в изучении основ православной культуры. Проблема введения ОПК в основном связана с двумя обстоятельствами. Первая причина — нетерпимость, в основном среди чиновников. Вторая причина — это недобросовестное использование СМИ, когда сознательно подменяются понятия, подтасовываются факты. Например, недавно мы разрешили творческому коллективу РЕН-ТВ приехать и снять сюжет, как преподаётся ОПК. В результате на телевидении появился репортаж с кадрами из конфессионально ориентированной школы, с урока закона Божия. Эти кадры демонстрировались по телевидению, за кадром шёл комментарий о том, что именно так в государственном учебном заведении преподаются "Основы православной культуры". Показывали, как перед началом занятий читалась молитва и как занятия при этом вёл священник».

Сергей Перевезенцев, сопредседатель правления Союза писателей России, доктор исторических наук: «Я читаю на философском факультете в университете историю древнерусской политической мысли. И примерно половина учебного времени при этом у меня уходит на то, чтобы объяснить студентам второго курса элементарные вещи. О том, например, что такое разделение Церквей, в чём разница между православием и католичеством… Наши студенты в этом отношении совершенно необразованны».

Марат Муртазин, ректор Московского исламского университета, член президиума Духовного управления мусульман России. «Я представляю здесь Совет муфтиев России и хочу от его имени заявить, что мы выступаем против введения предмета "Основы православной культуры" в государственной муниципальной школе в качестве обязательного предмета. Этой позиции мы придерживаемся уже в течение нескольких лет. Мы как представители российских мусульман считаем, что дальнейшее расширение преподавания ОПК повлечёт за собой ряд политических и духовно-нравственных последствий, которые могут стать губительными для России как для многонационального, многоконфессионального единого государства».

Мне вспоминается телепередача, где президент Башкирии Хакимов лично встречал огромное количество студентов Исламского университета, улетевших от безпорядков в Египте. Женщины, прилетевшие из Каира, были, конечно, в хиджабах. Их мужья выглядели ухоженными и преуспевающими. Значит, кадры мусульманских священнослужителей, проповедников, преподавателей усиленно готовятся, и, думаю, не только в Египте? Они ведь не все в мечети служить пойдут… Кстати, давно пора создать учебник «Основы мусульманской культуры» и внедрять курс в школах Северного Кавказа, Дагестана — в первую очередь.

Несмотря на яростное неприятие, уже в 15 регионах России курс «Основы православной культуры» в той или иной форме пришёл в школы. В Московской области успешно внедряется курс (90 часов) «Духовное краеведение Подмосковья».

Уже в течение нескольких лет в школах города Коломны успешно преподаётся этот предмет. На занятиях ребята совершают удивительное и незабываемое путешествие по святым местам земель Подмосковья. Маршруты духовного краеведения позволяют им познакомиться с историей христианской православной культуры, многое узнать о жизни святых. Что здесь плохого? Кроме храмов, увидят реальную жизнь, другие памятники истории и культуры. Как иначе вырастить нравственного человека, патриота? Характерно: за всё время преподавания данного предмета никто из родителей не высказался против, а ведь в классе учатся ребята разных национальностей и вероисповеданий. При правильной подаче материала не возникает вопросов и у атеистически настроенных родителей, ведь предмет, дающий ясное представление о корнях и истории своего народа, — необходимое условие для становления культурного человека.

В некоторых областях этот предмет преподаётся факультативно, со свободным посещением, где-то включён в учебную программу, но без аттестации, если учащийся другой религии не хочет глубоко постигать основ православной культуры. Всё зависит от мастерства и чутья учителя. А мастера своего благородного дела, как ни унижают их морально и материально, у нас не перевелись.

С праздником, учителя России! Держитесь…

Александр Александрович БОБРОВ