Приближается очередная дата победы Дмитрия Донского на Куликовом поле. Значение этой битвы сложно переоценить в рамках становления Москвы как единого центра, вокруг которого впоследствии сложилось русское государство.
Однако сегодня мало говорится о том, кто же вдохновлял Дмитрия Донского на историческое сражение. А между тем в различных летописях существует целый пласт счастливых знамений, пророчащих русскому воинству победу.
НА ПОМОЩЬ ВНУКУ
История государства Российского, как никакого другого, полна имён замечательных полководцев, не знающих поражений. Но почести, равные Дмитрию Донскому, имел лишь великий князь Александр Невский. Однако сегодня мало кто знает, что не только ратные подвиги роднят этих доблестных князей. Если посмотреть на родословную Дмитрия Донского, окажется, что его прямым прапрадедом был святой благоверный Александр Невский! Причём к лику святых его причислили именно из-за чуда, произошедшего накануне Куликовской битвы. Вот как это описывают церковные летописи и народные предания. Незадолго до сражения на Куликовом поле монах монастыря Рождества Богородицы во Владимире, проснувшись посреди ночи, увидел, как в собор, где был захоронен Александр Невский, вошли два старца и воззвали к князю, чтоб он поднимался из гроба и защитил своего внука, идущего на битву с неверными. Неизвестно, насколько достоверно это предание, встречающееся в разных изложениях во многих литературных источниках, но и в самом деле, когда после рассказа монаха по велению патриарха вскрыли могилу князя, то обнаружили там его нетленные мощи. Сочтя это событие знамением, патриарх распорядился с этого момента установить почитание мощей князя.
ЗНАМЕНИЯ ПОБЕДЫ
Однако Дмитрий Донской, спешащий к полю брани, скорее всего не знал о том, что ему на защиту встал дух его великого предка. Эта битва была слишком важна для князя и всего русского народа, и счастливые знамения следовали одно за другим. Их значение трудно переоценить, поскольку даже после получения благословения Сергия Радонежского на битву Дмитрий Донской, как утверждает предание, всё ещё сомневался в успехе и целесообразности битвы. Последние сомнения разрешило чудо, которое произошло с князем всего за день до сражения. В житии Дмитрия Донского говорится, что после долгого перехода он с войском остановился на ночлег в сосновом бору. И вдруг посреди ночи князь неожиданно проснулся и увидел буквально над собой на сосне сияющую икону Николая Чудотворца, парящую в воздухе. Дмитрий Донской до того был поражён увиденным чудом, что, по словам очевидцев события, воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» А утром при всём воинстве торжественно дал обет, что в случае победы на этом месте поставит монастырь в честь Николая Чудотворца. Как известно, битву князь выиграл и свой обет выполнил. Сегодня на этом месте находится Николо-Угрешский монастырь.
А на месте той знаменательной сосны стоит красивая часовня. Интересно, что практически при полном отсутствии фактических документов и археологических памятников сражения конца XIV века, достоверно рассказывающих о Куликовской битве, некоторые постройки монастыря датируются этим временем и своим существованием подтверждают правдивость художественных сказаний о сражении.
БИТВА ЗЕМНАЯ — ПОБЕДА НЕБЕСНАЯ
После явления иконы святителя Николая Дмитрий Донской уже не сомневался в победе и заступничестве русских святых. Но видно, на небесах всё же решили «морально» поддерживать князя вплоть до самой победы. Мало кто знает, но в одной из главных летописей, описывающих Куликовскую битву — «Сказании о Мамаевом побоище», — есть момент, прямо говорящий о заступничестве высших сил. В сказании говорится, что в ночь перед битвой начальник русской стражи лично видел, как в небе появилось видение двух юношей, которые странным молниеподобным оружием истребили в небе целый полк татаро-монгол со словами: «Кто вам велел губить Отечество наше?» Многие в стане Дмитрия Донского приняли их за святых князей Бориса и Глеба, которые, кстати, тоже приходились дальними предками московскому князю. В это же время на другом краю русского войска наблюдали, как появившийся в небе апостол Пётр лично казнил огромное количество врагов. Разумеется, в то время подобные видения воспринимались как откровения, и об обоих случаях было тут же доложено князю. Он с удовлетворением выслушал рассказы очевидцев, но велел не распространяться об увиденном, чтобы не спугнуть победу. Но самое интересное, по словам сказания, началось непосредственно в момент сражения. Многочисленные литературные источники описывают, как в самый тяжёлый момент битвы, когда русские войска были почти сломлены натиском татаро-монгол, а засадный полк ещё не вступил в битву, небо заволокли тучи, и на нём появилось небесное войско во главе с архистратигом Михаилом. Небесные воины начали метать стрелы в обезумевших басурман, и те, гонимые огненными молниями и витязями засадного полка, в панике бежали. Так представляется знаменитая битва с сакральной точки зрения. Политические и моральные аспекты победы русского оружия тоже выглядят неоспоримыми.
Дмитрий Сергеевич СОКОЛОВ