О Таинстве Крещения с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, беседует православный журналист Любовь Сергеевна Акелина.
Любовь Акелина: Отец Владимир, каждый православный христианин участвует в церковных таинствах. Их число определяется, пожалуй, степенью воцерковленности человека. С благоговением приступаем мы к Святой Чаше для причастия, участвуем в соборовании, елеопомазании. Но ни одно таинство не вызывает такого восторга, как крещение. Это не я говорю — меня крестили в младенчестве. Об этом свидетельствуют люди, крестившиеся в сознательном возрасте. Однажды я даже пожалела, что меня крестили рано, настолько бурными были чувства моей подруги, у которой я стала восприемницей. Мне на какой-то миг захотелось испытать такие же чувства. Почему? Что же это за таинство такое, первое церковное таинство?
Прот. Владимир Волгин: Это таинство, которое вводит нас в духовную жизнь, через это таинство мы соединяемся со Христом. Это таинство, без которого мы не можем стать церковными людьми и питаться Телом и Кровью Господней, мы не можем ни собороваться, ни венчаться. А главное, это таинство, которое вводит нас в жизнь Церкви, в жизнь Христа.
Когда я в своё время прочитал Евангелие, то, стремясь в своей жизни к безкорыстной любви, я сказал себе: вот к чему надо стремиться, вот ради какой любви надо трудиться и вот к какой безконечной любви надо прийти. Человек, который приступает к крещению, часто не знает, зачем существует крещение.
В древней Церкви существовал институт катехизаторов. И человек, который желал принять крещение, не сразу допускался до купели. Сначала он проходил эту школу, изучал Священное Писание Нового Завета. Он был обязан ознакомиться с догматикой Церкви и представлять своё христианское поведение после крещения. Потому что это таинство ко многому обязывает.
Прежде чем человека крестить, его надо огласить. Огласить догматами Церкви, чтобы человек хотя бы прочитал Евангелие, достаточно свободно ориентировался в нём. Чтобы знал хотя бы несколько молитв наизусть. Чтобы начал ходить в церковь. Священники с оглашенным обязательно беседовали, испытывая глубину его веры и его решимость изменить свою жизнь. Представьте человека вне Церкви. Конечно, у него есть обязанности перед семьёй, родными и так далее. Но он полностью предан своей воле, он желает того, что хочет, бывает там, где хочет, изучает то, что хочет, работает или ленится. А у человека Церкви на этот пласт человеческой жизни — возьмём работу ли, учебу, семейные обязанности, даже развлечения — наложен ещё один пласт человеческой жизни. Если я принимаю крещение, то должен — первое — исполнять Заповеди Божии. Я должен любить Бога, ближнего, как самого себя, почитать родителей.
Любовь Акелина: А как ближнего любить-то тяжело.
Прот. Владимир Волгин: Вот-вот. Не убивать, не воровать. Иисус Христос говорит: «Потому узнаю вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Этот человек должен быть настроен на Церковь, понимать смысл и назначение Церкви. В субботу вечером и воскресенье утром бывать в церкви на Божественной литургии, утром и вечером молиться, потому что это пища для души. Исполнять все посты, включая среду и пятницу. Если у тебя брак не ладится, ты должен его реанимировать, чтобы восстановить отношения в браке, чтобы это семейное здание было крепким и незыблемым. Человек, который принимает крещение, по слову одного святого, заострён на полуаскетическую жизнь.
Когда я спрашиваю, а зачем вы принимаете крещение, ответ слышу: ну, вот, потому что я — христианин. Ну а смысл крещения? — допытываюсь. Молчат. Нет, я их не осуждаю. Я сам полуграмотный и до сих пор учусь. Ну, так положено, — в лучшем случае отвечают.
А смысл крещения заключается в следующих словах Господа и Спасителя Иисуса Христа: «Если не креститесь от воды и духа, не войдёте в Царство Божие». Через крещение нам даётся залог вхождения в Царство Небесное.
Любовь Акелина: Иногда таинства называют обрядами. Говорят — обряд венчания, обряд крещения. Так ли это?
Прот. Владимир Волгин: Нет, это неправильно. Обряды могут вдохновить и вдохновляют душу человека, привлекают к душе человека Божественную благодать. После освящения дома или предприятия все чувствуют, как что-то разрядилось, отошло. А таинство это совершенно другое, оно освящает и изменяет душу человека.
Таинство Крещения делится на чин оглашения, когда священником над человеком читаются огласительные молитвы на отогнание от него духов злобы поднебесной. Когда мы не со Христом, то кто же с нами? Во время этого чина отгоняются духи злобы, и человек сознательно отрекается от сатаны. Если крестится младенец, то за него формулу отречения от сатаны произносят крёстные родители, сознательно произносят. А далее человек сознательно сочетает себя со Христом.
И после этого священник переходит собственно к Таинству Крещения, которое содержит в себе два таинства. Первое — освящение воды. Это вода особенная. Мы можем её использовать только в течение дня и только для крещения. Это как бы вода Иорданская, которую освятил Христос во время крещения, войдя в реку. Как говорят святые отцы, Господь через Иордан освятил все возможные источники вод — Своим Божеством и обожжённым, безгрешным телом.
После освящения воды, которая сочетается с благодатью Духа Святого, человек троекратно погружается в воду. Это очень важная формула, когда священник крестит «во имя Отца — аминь, и Сына — аминь, и Святаго Духа — аминь», то есть в знак Пресвятой Троицы. Потому что мы исповедуем Пресвятую Троицу — Отца, и Сына, и Святаго Духа. Мы помним, что, когда Иисус Христос крестился, была явлена в полноте Троица: Господь Иисус Христос в воде Иорданской, глас-облако, осенившее Христа. И все люди слышали, и в первую очередь Иоанн Креститель слышал, слово Бога Отца: сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И Дух Святой, который сошёл в виде белого голубя на Иисуса Христа.
Мы крестимся в Пресвятую Троицу. И во время погружения в воду нам прощается первородный грех, ставший со времён Адама и Евы средостением между человеком и Богом, когда праотцы были, к несчастью нашему, изгнаны из рая и херувим с огненным мечом был поставлен у его врат. С тех пор до пришествия Иисуса Христа врата рая были закрыты, пока Он не вознесся человеческим телом на Небо и не открыл этим святым человеческим телом врата Царства Божия для всех людей, желающих спастись и войти в Царство Небесное. В царство любви!
Любовь Акелина: А почему мы крестимся именно в воде?
Прот. Владимир Волгин: Да потому что вода — это стихия очистительная. Мы водой умываемся, стираем, водой счищаем всякую грязь. Так и во время Таинства Крещения освящённая вода смывает с крещаемых людей грязь первородного греха, искуплённого Богом. Вот отсюда — «во едино крещение». Это — раз и навсегда.
Перед таинством погружения в воду человек помазуется елеем. В елеопомазании есть два таинственных смысла.
Царь Саул, первый царь в иудейском царстве, был избран пророком Самуилом. Пророк Самуил пролил на царя елей из рога, освятив, таким образом, избранника божественным установлением и божественной волей на царство. Елеопомазание — это освящение нас на царство.
Любовь Акелина: На какое же?
Прот. Владимир Волгин: Конечно, не на человеческое, а на Царство Божие. И есть второе значение. Безусловно, оно не имеет языческого смысла. Но как борец в древнем цирке себя помазывал маслом для того, чтобы противник не мог ухватиться за него, так помазывают и крещаемого, чтобы духи злобы поднебесной не сумели бы ухватиться за него.
После Таинства Крещения в воде мы приступаем к Таинству Миропомазания. «Кто не крестится от воды и духа», — говорит нам Христос. Но уже в апостольские времена, когда точно — сказать не можем, но об этом говорил апостол и евангелист Иоанн Богослов в своих посланиях, появилось выражение — вы помазаны Духом Святым. Через миропомазание стало осуществляться даяние Святого Духа. Многие богословы недоумевали, почему так, а не через возложение рук. Потому что только апостолы, имеющие апостольское, святительское служение, имеющие полноту власти Божественной, могли возлагать руки, и только через них мог преподаваться Дух Святой. Это епископская власть, принадлежащая только епископам.
Я думаю, что епископы до сих пор могут таким образом крестить человека, хотя это уже не принято. Но главным образом миропомазание дано для пресвитеров, для священников, которые не имеют полноты благодати Духа Святого. Мы служим Божественную литургию и совершаем все таинства по благословению правящего архиерея, благодать преподается нам через архиерея. Правящий архиерей может сказать: отец Владимир, я тебе запрещаю служить. И всё. С этого времени я не могу совершать никаких таинств без благословения, без власти епископа.
Многие люди и во времена равноапостольного Константина, во времена равноапостольного Владимира прибегали к священникам, и епископы уже чисто физически не могли обеспечить даяние Святого Духа через возложение рук. Поэтому стало приготовляться миро. Оно готовится из оливкового масла, многих благоуханных трав. Оно особенным образом благоухает. Святые отцы говорят, что такая гамма изысканных благоуханий в миро символизирует различные дарования Духа Святого, которые даются людям, уверовавшим во Христа.
Миропомазание осуществляется крестообразно: на челе, ушах, глазах, ноздрях, устах, на персях (груди), на руках, на ногах со словами — печать дара Духа Святого.
С одной стороны, нам даётся залог благодати дара Духа Святого. На что нам даётся благодать? На борьбу со всеми страстями и похотями в этой жизни. Как апостол Павел говорит: наша брань не с плотью и кровью, а с духами злобы поднебесной. Поэтому только этой благодатью мы можем победить.
С другой стороны, как бы освящаются все органы чувств: чело — лоб, разум, ум человеческий, — который просвещается Духом, и вместе с этой благодатью часто приходят великие озарения.
Глаза — чтобы они не обращали внимания на худое, а чтобы видели прекрасное и в мире, и в человеке, который создан по образу и подобию Бога.
Уши — чтобы не слышали ничего худого, а воспринимали красоту и гармонию звуков мира и были настроены на Божественные глаголы.
Нос, ноздри — чтобы они ощущали благоухание вот этого Богом сотворённого мира.
Уста — чтобы они не сквернословили, а чтобы славили Бога.
Сердце — чтобы чувства сердца, откуда исходят злые дела и поступки, были бы только добрыми.
Руки — на возделывание какого-то труда.
Ноги — на благовествование слова Божия. Видите, как удивительно!
Любовь Акелина: Дивно и очень поэтично!
Прот. Владимир Волгин: Все основные члены человеческого организма освящаются благодатью. Другое дело — за нами всё равно остаётся право выбора, остаётся свобода. Церковь — это не тоталитарная секта. За нами закреплена эта свобода. Мы не можем людей наручниками приковать к церковной батарее, чтобы они не уходили из церкви, и принуждать их к исполнению заповедей Божиих. Но как только человек нарушает заповеди, благодать отходит от него. Но она может возвратиться через наше покаяние, через третье таинство, о котором мы поговорим в следующий раз.
Любовь Акелина: Большое спасибо, отец Владимир.