Представьте себе, что некоего молодого человека судят за убийство. И, как обычно бывает в таких случаях, задают ему вопрос: «При каких обстоятельствах это произошло?» Ответ молодого человека такой: «Ситуация, в которую я попал, в точности совпала с одним из вопросов в тесте интернет-экзамена. Но с выбором варианта ответа я ошибся!»
Вам покажется этот пример надуманным. В математике такие примеры носят название предельных переходов. Они помогают быстрее прийти к истине, решить сложную проблему. Преподавателям, учителям, да многим людям уже сейчас понятно, что мы стоим недалеко от такого предельного перехода — если только не на нём самом.
Тесты, в основном по точным наукам, которые стали входить в моду с появлением компьютеров и возможностей организовывать учёбу студентов в компьютерных классах, по первоначальному замыслу были призваны проводить предварительную, поверхностную оценку знаний студентов на так называемом базовом уровне. Это было понятно: не хватало преподавателей, зарплата у них была минимальная, загруженность большая… А потом для того, чтобы не возникало конфликтных ситуаций между студентами (учащимися) и преподавателями, эти тесты стали применяться не только в ходе учебного процесса, но и при сдаче учащимися зачётов и экзаменов.
Повторим, что только применительно к точным наукам — математике, физике, механике. Вред, наносимый психике учащегося, здесь, очевидно, был минимален. Но заметим, что и здесь он был, поскольку любой тест носит «сбивающий» характер и в психофизическом смысле «плодит помехи». В советское время в повседневной учебной практике преподаватель печатал или от руки размножал карточки опроса и раздавал учащимся. Это называлось «программированный опрос». При большом количестве учащихся в классе он помогал преподавателю сократить время на выдачу задания и на проверку результатов. При относительно небольшой зарплате трудовые затраты преподавателя позволяли ему так поступать. Известно, что идеальный случай обучения — один преподаватель, один учащийся. Но это сейчас для богатых. Для гуманитарных предметов таких программированных опросов в школах не было.
С развитием компьютерной техники программированный опрос изменился и принял тестовые формы. Для реализации коммерческих проектов в образовательной сфере тестовые технологии — вещь весьма заманчивая и прибыльная. Создаются коллективы для их разработки, аппаратуры для компьютерных классов, доступа к дистанционным центрам тестирования. Методологические коллективы разрабатывают гигантскую нормативную базу для учебных заведений — все при деле, но не все при деньгах; рядовые преподаватели по-прежнему получают рядовую (мизерную) зарплату, руководители же — остальные 90 — 95 %. Из бюджета идут деньги на осуществление всех этих проектов. Создаётся база для злоупотреблений и нецелевых, несправедливых распределений финансовых потоков. Возникает искушение распространить методику тестовых технологий на возможно более широкий спектр учебных предметов — а почему бы и нет, — т.е. и на гуманитарное направление.
Да, жизнь такова! Но в глубине неиспорченной души всегда лежит постулат: «Богу — Богово, кесарю — кесарево!» Тесты по традиции программированных опросов в отношении точных наук возражений у преподавательского корпуса не вызывают. Что же касается гуманитарных предметов, где затрагивается духовная составляющая учащихся и студентов, здесь дело обстоит сложнее и, если хотите, трагичнее.
На диком Западе (в частности, в США) в последние десятилетия участились случаи, казалось бы, безпричинных расстрелов целых групп людей обезумевшими гражданами. Причину такого «нестандартного» поведения следует искать в том числе и в особенностях системы образования, предполагающей применение тестовых технологий в гуманитарных науках. Науки гуманитарного профиля — это сфера, где явственно обозначены отпечатки когтистой лапы, копыт и чувствуется запах серы. Внедрённые в них в течение последних лет подмена понятий и мнимая возможность многовариантности человеческой истории, литературы (а заодно и поведения человека) как бы помутили человеческий разум, отгородив завесой гордыни и себялюбия личность учащегося от реальных событий, фактов, национальных традиций, опыта святых отцов. В этом контексте идут тестовые технологии, применяемые врачами-психологами на Западе (а сейчас и у нас). Казалось бы, эти передовые технологии должны были способствовать уменьшению числа психологов или психотерапевтов. Однако на практике всё наоборот — их число увеличивается.
Собственно, сами неточные науки и были призваны внедрить и легитимизировать как подмену понятий, так и мнимую, как бы возможную многовариантность, диверсификацию поступков людей, их взглядов на историю, отношения между людьми, к государству, обществу, природе и Богу.
Неявное и скрытое воздействие гуманитарных наук на человека — тайна за семью печатями. Однако не является для нас тайной деградация молодёжи, людей среднего возраста. Безпристрастная и сравнительная статистика это легко доказывает — моральные планки и нравственные нормы населения (точнее, общества) времён наших отцов и дедов, а тем более Древней Руси, намного выше, чем наши.
Понятно, что воздействие некоторых гуманитарных наук сильно сказывается на населении городов, в основном «образованных» слоёв общества. Это было замечено уже в конце XIX века. Современник св. о. Иоанна Кронштадтского во время одной из его поездок по сельской местности был свидетелем исцеления несколько необычной бесноватой и задал ему вопрос: «Почему же влияние бесов так сильно сказывается преимущественно в среде простого народа?»
Ответ был таков: «Это — по попущению Божьему и имеет своё значение для испытания веры и благочестия нашего народа; дьявол ведь особенно зол по отношению к религиозным людям; для образованных же, которые весьма часто и не признают воздействия тёмной бесовской силы, подобное воздействие со стороны этой силы, так сказать, ни к чему, безполезно, ибо они (т.е. неверующие) и так уже в её руках».
Заинтересованные исследователи уже давно поняли, что основную помощь лукавому в реализации возможных искушений оказывают: подмена понятий и предлагаемая мнимая многовариантность. Эти искушения настолько изощрённы, что действуют даже на некоторых церковных иерархов.
Воздействие многовариантности трагически отразилось на судьбе митрополита Макария Московского (Булгакова), члена Священного Синода. На приёме у императора Александра III на вопрос, какого он держится мнения о конституции в России, отвечал, что он, митрополит, «сторонник конституции». Государь страшно разгневался, тотчас послал за Победоносцевым и предложил ему удалить митрополита с кафедры. По возвращении в Москву митрополит скоропостижно скончался.
Рыночное предложение мнимой многовариантности было отработано на философиях конца XVIII — начала XX века. Хочешь быть гедонистом — пожалуйста! Идеалистом, материалистом — тоже никто мешать не будет! Хочешь — живи по Ницше или читай Гегеля, Фейербаха, Шопенгауэра! Все они мозги на свой лад «вправляют»! Маркс с его прибавочной стоимостью России обошёлся более чем в 50 миллионов жизней только во время революции 1917 года. И 26,5 миллиона с 1941 г. до 1945 г.; и по настоящее время по счетам платим.
После 1991 года, когда власть взяли в руки менее талантливые и более прагматичные потомки марксистов, снова пришлось платить, правда, уже с применением новейших технологий — от атеизма к сатанизму; посеяли в обществе хаос для безпрепятственного грабежа и раздела страны. Да, велика ответственность тех, кто за последние двадцать лет разграбил Россию «до основанья»; но духовное растление общества неизмеримо более тяжкое преступление перед людьми и Всевышним, чем грабежи и убийства, — и отвечать за него, конечно же, придется.
Нет, в сфере гуманитарного образования тестовые технологии неприменимы. Здесь тёмная сила убивает сразу трёх зайцев: развращает молодёжь, управляет в своих интересах денежными потоками и перекладывает большую часть своей ответственности на учительско-преподавательский состав учебных заведений. И нам надо при помощи знаний противопоставить этой технологии чёткое понимание степени её зла, влекущей народ к пропасти. Поэтому здоровые силы общества должны с полным сознанием своей правоты потребовать отменить применение тестовых технологий по гуманитарным предметам.
Юрий Герасимович УТКИН