Уже сорок с лишним лет, с 1034 года, турки-сельджуки продвигались вглубь Малой Азии. Византийский хронист писал об этом времени: «…весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто».
В 1071 году состоялась великая битва турок с византийцами. Она длилась весь день до ночи. Поднялась луна — и как в зеркале, отразилась в крови, залившей всё поле сражения. Именно в память этого боя главным символом турецкого государства стал полумесяц на алом кровавом фоне.
Некоторые историки зовут это сражение часом гибели великой империи. Византийская армия была фактически вся истреблена. Восток Малой Азии был потерян навсегда, «и турок поставил свои палатки кочевника на руинах древней римской славы».
Сельджуки захватывали города, истребляли жителей, оскверняли церкви. В недалекой от Ликии Каппадокии, в её главном городе — Кесарии — ограбили главную святыню города, церковь Василия Великого, где благоговейно хранились мощи этого великого отца Церкви, современника Николая Мирликийского.
В 1078 году благочестивому священнику города Бари было видение святого Николая Мирликийского. «Поди скажи клиру и народу, — повелел он, — чтобы они взяли из Мир Ликийских мощи мои и перенесли в здешний город; ибо Господу не угодно, чтобы я оставался там в пустыне».
На трёх судах отправились баряне за драгоценными мощами. В путь тронулись шестьдесят четыре человека. В их числе на корабль в тот день взошли и два священника — отцы Лупп и Дрого. До нас дошли имена всех участников экспедиции — они записаны на пергаменте, который до сих пор бережно сохраняется в сокровищнице Никольской базилики Бари.
Все знали, что венецианцы тоже рвутся за мощами святого Николая, и потому предусмотрительно обставили этот поход за обычное плавание по делам зерноторговли. Плыли под видом купцов, кружным путем, через Египет и Палестину. Иллюзия была полной, ибо в описываемое время Египет, захваченный турками, давно уже перестал снабжать ближние страны хлебом с плодородных нильских долин, и зерно в Малую Азию везли из Италии, в основном именно из Апулии, из Бари.
Заходили в порты, торговали. Последнюю пшеницу продали в Антиохии.
Затем прибыли в Ликию.
Очевидцы сообщают, что барийцы причаливали к Мирам дважды. В первый раз оказалось, что возле базилики полно народу по причине смерти турецкого правителя города. Итак, несомненно, что в 1087 году Миры находились уже под турецким владычеством. И, значит, в любом случае — было ли перенесение мощей святого благочестивым поступком или норманнским грабежом (так трактуют его некоторые исследователи), — важно то, что злодеи-барийцы не отнимали мощи святого у безутешных православных греков-ликийцев, а вывозили их с территории, занятой сельджуками — любителями осквернять христианские святыни.
Я верю, что Святитель сам потребовал от барян этих действий. Во-первых, потому, что в Мирах — как мы уже выяснили — они были бы рано или поздно осквернены, а скорее всего просто уничтожены. И христиане последующих веков лишились бы возможности припадать к их благодатной помощи. Во-вторых, потому что хотя Бари уже семь лет и был под властью норманнов, с тех пор и навсегда оставаясь городом католическим, — но сохранность святыни итальянцы обеспечили наилучшим образом. И благоговейное отношение к ней — тоже. Святой Николай — покровитель Бари, города моряков. И по сей день память его и 19 декабря, и 22 мая празднуется всеми жителями Бари — в этот день ликует и стар и млад. В-третьих, и в-главных, более тысячи лет мощи святого Николая доступны всем желающим, миро от них распространяется по всему свету, подавая исцеления страждущим, и все притекшие к мощам имеют возможность получать благодатное утешение от самого чудотворца.
Так что я — заодно с моей Церковью, прославившей перенос святых мощей особым праздником (22 мая по новому стилю). И потому не склонна к остроумным выражениям типа «пиратский захват в чисто норманнском духе». Да, захват. Да, далеко не нежными методами осуществлённый. Но — осуществлённый по воле святого. Хотя и людьми, грешными — как и мы с вами, между прочим.
Когда корабль со святыми останками Чудотворца отплыл от пристани Андриаке, морякам помогал попутный ветер. Однако на другой день подуло с севера и развернуло судно к родному городу Святителя. Усталые и испуганные, корабельщики пристали к ликийской пристани Макри. Одни думали, что святой Николай не хочет покидать Ликию, другие — что по ошибке взяли не те мощи. Наконец родилась мысль, что кто-то из плывущих совершил грех перед святителем. На Евангелии каждый должен был засвидетельствовать, что он не утаил ни одной частицы мощей. И тут пятеро признались, что они виновны, — кто одну косточку прихватил в личное пользование, кто несколько. Все они тут же возвратили похищенное. Тогда ветер переменился, и через двадцать дней по отплытии корабль доставил драгоценный груз в Бари. Это было 9(22) мая 1087 года.
Анна Сергеевна ГИППИУС
(из книги «Николай Чудотворец»)