Александр Маринин - Знамение Креста

Архив: 

На долю святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, выпало такое количество испытаний, что сравнить его подвиги можно, пожалуй, лишь с крестным путем великого учителя Православной Церкви, Иоанна Златоуста. Ложные наветы, клевета, интриги, свержение с кафедры, гнев императоров и патриарха, три долгие тяжелые ссылки — таков путь этого никогда не унывавшего подвижника веры

†31 марта 386 года, 1625 лет со дня преставления свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского

Монашество благочестивый Кирилл принимает в правление равноапостольного Константина Великого. Император был идеалом юного монаха. Он стремится походить на безстрашного и непримиримого к язычникам равноапостольного Константина. И духовно был близок к его великой матери, царице Елене.

В жизни этих святых людей особое место занимает Крест Господень, которому они будут верны до смерти. Архиепископ Кирилл также мог бы начертать на своих духовных знамёнах «Сим победиши», как это сделал император Константин Великий. Только под сенью Святого Креста сражались его войска. (В 337 году император принял Крещение и вскоре после этого умер).

В правление сына Константина Великого, императора Констанция, получившего в подчинение Восток, Азию и Египет, блаженный Кирилл после смерти архиепископа Максима восходит на Иерусалимскую кафедру. Это место он искренне считал святым, также как считал святой матерью всех церквей мира Церковь Иерусалимскую, давшую миру великих учителей веры — апостолов, вышедших отсюда по повелению Спасителя и отправившихся проповедовать учение Христово по всему миру.

Свт. Кирилл старался всячески укреплять свою церковь и был непримирим к еретикам. Особенно резко выступает он против родоначальника арианской ереси, александрийского пресвитера Ария, подвергшегося решительному осуждению на Первом Вселенском соборе в 325 году в Никее и на Втором Вселенском соборе в 381 году в Константинополе.

Арианская ересь разъедала Вселенскую церковь, делала непримиримыми врагами не только простых христиан, но и всесильных патриархов и епископов, насмерть враждовавших между собой.

Боролся свт.Кирилл и с еретиком Македонием. (Еп. Константинопольский Македоний ложно учил о Св. Духе, называя его «служебным творением». Был осужден на Втором Вселенском соборе в 381 году.)

Страстным защитником арианства был в то время митрополит кесарийский Акакий. На долгие годы станет он врагом и гонителем блаженного Кирилла, будет клеветать на него власть имущим и спровоцирует ссылки Святителя. Но ничто не сможет поколебать его веру.

В 351 году в праздник Пятидесятницы днём в Иерусалиме происходит дивное знамение: появляется на небе огромный сияющий Крест, начинаясь от Голгофы простирается до Елеонской горы. Его видят тысячи потрясённых людей. Свт. Кирилл спешит к императору Констанцию, надеясь, что великое Знамение укрепит того в вере и заставит принять Православие. Но тщетно. Император остаётся безучастным ко всем чудесам.

Продолжается борьба Святителя с нечестивым раскольником митр. Акакием, уже низложенным к тому времени поместным сардикийским Собором. (Сардикийская церковь одна из древнейших христианских церквей. В Х веке Тамерлан сравнял богатый и древний город Сарды с землёй, и сейчас там стоит только маленькая деревушка.)

История изобилует парадоксами. В то время разрушенная римлянами Иерусалимская церковь находилась в подчинении у Кессарийской церкви, руководимой низложенным еретиком Акакием. Допустить этого свт. Кирилл не мог. И стремился восстановить первенство матери всех церквей, что вызывало ненависть митр. Акакия.

В это время в Иерусалиме начинается невиданный голод. Свт. Кирилл раздаёт голодающим всё своё имущество, включая личные вещи. Но этого мало. Люди умирают сотнями на улицах древнего города. Тогда святитель продаёт для нужд голодающих часть церковных драгоценностей и имущества. Жители спасены, но начинаются новые наветы. Акакий пишет императору, что архиепископ Кирилл продал церковные вещи случайным торговцам. И теперь уличная танцовщица пляшет в центре города в драгоценной одежде, подаренной Константином Великим свт. Макарию для облачения во время Крещения.

Это непроверенные до конца сведения, да и как мог предугадать свт. Кирилл судьбу проданных для спасения умирающих людей вещей? Однако еретик Акакий, низложенный Собором, свергает благочестивого архиепископа с кафедры. Свт. Кирилл вынужден удалиться в Тарс к своему другу епископу Сильвану, который был предан ему всем сердцем и не внимал наветам клеветника Акакия.

Ситуацию пытается разрешить Поместный собор в Селевкии, собравший около 150 епископов. Приезжает туда и уважаемый всеми свт. Кирилл. Удалить его с собора святые отцы отказываются. Взбешённый Акакий едет с доносом в Царьград к патриарху — арианину Евдоксию. Тот с радостью отправляет арх. Кирилла в ссылку.

Когда Юлиан Отступник, племянник Константина Великого, (прочитайте трилогию Д.С.Мережковского «Христос и Антихрист», а в ней роман «Юлиан Отступник», одну из самых знаменитых книг начала двадцатого века) в 361 году был провозглашён любившим его войском императором, он поначалу пытался привлечь к себе православных, отменил все направленные против их Церкви законы, возвратил домой знаменитых изгнанников. И в первую очередь архиепископа Кирилла.

Но немного окрепнув, Юлиан Отступник открыто отрёкся от Христа, поставил целью уничтожить христианство и возродить язычество. Большую роль сыграла его личная ненависть к Констанцию (из-за него он вместе с братом Галлом провел шесть лет в строгой ссылке в Каппадокии).

Это было самое тяжелое время в служении свт. Кирилла. За Веру Православную он ратовал гораздо больше, чем за собственную жизнь. Юлиан Отступник даёт евреям в Иерусалиме невиданную власть. Выделяет им огромные средства для восстановления главного Соломонова храма на месте разрушенного римлянами.

Безстрашный архиеп. Кирилл восстает против этого бесчинства. Постоянно напоминает народу слова Христа о разорении самих камней храма: «Не останет камень на камени, иже не разорится», исполнение которых не замедлит произойти. Это вызывает новый шквал ненависти против святителя. Неустанно молится тот Спасителю о разрушении неверного храма. Тот внимает мольбам святого Кирилла. И исполняется сказанное.

Ночью в Иерусалиме происходит столь сильное землетрясение, что не только начавшееся строительство рушится, но даже древние камни, находившиеся в фундаменте храма Соломона, разрушаются. Упрямые гордецы-евреи снова пытаются начать строительство. Тогда нисходит с неба на них пламя, сгорают одежды и орудия труда. А на следующую ночь на одеждах дерзких строителей внезапно появляется знамение Креста, уничтожить которое было ничем невозможно.

В наказание за исполнения своего предсказания святитель был снова отправлен в ссылку, и место его на Иерусалимской кафедре занял св. Кириак. Это необыкновенный святой, о котором надо сказать особо.

Когда равноапостольная царица Елена приехала в Иерусалим, чтобы обрести Честной Крест Господень, она долго не могла найти место, где два века назад находилась Голгофа. Её местонахождение знал только один из правоверных еврейских мудрецов Иуда. Но держал в строгой тайне. Убедившись, что добром тайну не выведаешь, мудрая царица приказала посадить Иуду в глубокую тёмную яму и продержала там неделю. После чего он открыл свой секрет.

Иуда присутствовал при обретении Честнаго Креста Господня — и уверовал. Стал известным деятелем православной церкви и другом свт. Кирилла. В царствование Юлиана Отступника он принял мученическую кончину, незадолго до смерти самого императора.

Вскоре из ссылки возвратился святитель Кирилл. Но могло ли быть его пребывание на Иерусалимской кафедре спокойным, когда во всю бесчинствовали ариане и македоняне? Конечно, нет.

Бесстрашный борец с ересью вновь отправлен в ссылку и возвращается на свою кафедру только в правление единодержавного императора Феодосия Великого, издавшего в 392 году мудрый закон, приравнивающий поклонение идолам к нанесению оскорблению императорам. С трусливыми язычниками было покончено. Последние восемь лет мирно управлял архиепископ Кирилл своей кафедрой, уделяя много времени богословским трудам.

Среди его многочисленного наследия следует обратить особое внимание на 23 огласительных Поучения, в которых очень подробно рассматриваются правила крещения, подготовки к нему оглашенных, то есть тех, кто готовится к Таинству святого Крещения.

У нас этим вопросам сейчас уделяется минимум внимания. Не только не происходит должной подготовки детей и особенно взрослых к этому величайшему в жизни христианина событию, но забываются даже самые элементарные вещи. Трудно поверить, но иногда крёстных родителей крестят одновременно с их будущими маленькими крёстными детьми, попирая правила Православной Церкви, да и просто здравого смысла.

Особое внимание обращает архиепископ Кирилл на окормление новокрещёных, особенно взрослых людей: нельзя относиться к ним формально, забывать сразу после Таинства. Необходимо внимательно следить за их первыми шагами на трудном духовном пути.

Особенно важно и ценно для нас его ясное и простое изложение догматов Символа Веры. Свт. Кирилл считал, что каждый христианин должен не только знать их наизусть, но и правильно понимать и всегда носить в своём сердце.

Александр Александрович МАРИНИН