Уходящий год принёс немало хороших находок и потерь, радости и разочарований, удач и просчётов, приятных встреч и печальных расставаний. Он стал временем заметного укрепления позиций Русской Православной Церкви в российском обществе.
Всё больше становится активных людей, обладающих глубокими знаниями своей веры и духовной культуры, готовых быть христианами не только в храме, но и на работе, и дома.
В последние месяцы года прошумел Манифест просвещённого консерватизма «Правда и право» Никиты Михалкова. Вся его суть, пожалуй, сосредоточена в следующем положении: «Просвещённый консерватизм – это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мiр вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мiре, не разрушая его». И вот здесь возникает вопрос: как можно построить новое общество «по-михалковски», не разрушая современный мiр, основанный на талмудистских ценностях, где всё продаётся и покупается? Получается, что Никита Сергеевич в главном смыкается с устроителями мiрового порядка, против которых и выступает. Не разрушать современный мiр – это их «священное» требование. Либералы и консерваторы, социалисты и националисты, коммунисты и демократы, либертарианцы и анархисты могут делать всё, что душе угодно. Всё, кроме главного: не менять существующий мiр.
В то же время, сегодня, когда нет никакой государственной идеологии, кроме идеологии обогащения, при полной безыдейности нынешней российской политики и политиков Манифест Михалкова может повлиять на умеющих думать людей. А это уже само по себе хорошо. Как сказал один уважаемый священник: «Можно и нужно не соглашаться с ним, но манифест “Правда и право” – это то доброе и сердечное начало, которым Михалков решил поделиться с окружающим его мiром князей и лакеев». Ну а то, что зазвучали с центральных телеканалов, в газетах, журналах, из уст политиков слова « русская культура, русское мiровоззрение» – дорогого стоит.
Но вот что ещё меня удивило: в Манифесте ни единым словом не говорится о самом главном – о возрождении общенациональной веры в Бога, без которой российское государство не может существовать, и Советский Союз этому подтверждение.
Попытка вытеснить религиозное сознание наукой не удалась ни либералам, ни коммунистам. Попытка подменить веру в Бога верой в политическую идею опустошила души людей и не привела ни к чему разумному и долговечному. Автономия человека от Бога не состоялась. Она лишь отделила человека от того, что спасало его в прежние эпохи, – религии, нравственности, семьи, нации.
Не придавать этому базису государственности важнейшего значения – значит строить государственный дом на песке. Все мiровые цивилизации рождены мiровыми религиями. Ядром русской цивилизации является Православие. Значит, сегодня необходимо такое общество, которое основано на православной вере, чтобы строить своё развитие по пути, ведущему к спасению душ. Можно рассуждать о прошлом, настоящем или будущем, но думать надо о вечном. Ибо в будущем нас ждёт одно: страшный и справедливый Суд.
Сегодня основное противоречие в России – между народом и олигархией. Общество делится на управляющих и управляемых, «волков» и «овец». Волк имеет полное право съесть овцу, овца имеет полное право быть съеденной волком. Диктат «золотого тельца» обеспечивает безпочвенная интеллигенция, поступившая на службу в пропагандистские структуры, оправдывающие ростовщичество, спекуляцию, монополию, беззаконие, кураж чиновника и вора.
Чтобы держать народ в покорности, используется старое, как мiр, средство – удовлетворение низменных запросов масс. «Хлеба и зрелищ» – эта формула проверена веками. В наше время бои гладиаторов на аренах заменили спортивными соревнованиями и шоу на стадионах и на телеэкране, сериалами и виртуальными судами. Сытый голодного не разумеет, и ему кажется, что трудные времена для него никогда не наступят. Голодный же, получая «кусок» с барского стола, даже не задумывается, что этой подачкой у него покупают право распоряжаться всеми богатствами не только нынешних, но и будущих поколений. Разложение нации материальными соблазнами ведёт её к культурному и экономическому упадку, к демографической катастрофе, к утрате государственности.
Россия должна идти по путям Христа, должна воцерковиться и обратиться к своим духовным корням, не обижая и не притесняя другие религии, представители которых традиционно проживают на нашей земле. Об этом говорил и митрополит Иоанн (Снычёв †2.11.1995), всероссийский проповедник, христианский мыслитель и писатель, память которого мы отмечали в уходящем году.
Он считал, что:
– Русская идея – это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте,
– Русская демократия – это соборность,
– Русская идеология – это Православие,
– Русский порядок – это державность,
– Русское государство – это Россия во всём многообразии исторических форм её существования;
– государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России – Святая Русь;
– патриотизм – религиозный долг каждого благочестивого христианина;
– Русская Православная Церковь – соборная совесть народа.
Через веру человек постигает абсолютные истины, смысл жизни (зачем жить и как жить?). Современный мiр вместо вопроса о смысле жизни внедряет в сознание людей культ денег и вседозволенности. Безбожие, равнодушие, толерантность – это средства порабощения народа бюрократией и олигархией. Национальное самосознание, из которого изъята вера предков, лишается возможности осознавать разницу между свободой и рабством. Сегодня вместо объединения народа общей верой нам предлагают ограничиться индивидуальным духовным выбором, в котором каждый произвольно ищет ответы на вопросы бытия, никак не связывая себя с судьбой страны и её историей. Да, жизнь многих подвижников указывает на возможность обретения Истины в индивидуальном акте спасения. Но это путь единиц, а не миллионов.
Общества, не связанные подвигом веры, созерцанием традиции, переживанием исторического прошлого, едиными представлениями о грехе и добродетели, неизбежно идут к своему краху. Будущее принадлежит тем, для кого вера, Отечество, нация, честь, долг, любовь выше земных благ и самой жизни.
Россия будь такой, какой ты нужна Христу!
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №12, 2010г.
Комментарии
iulia
Втр, 12/07/2010 - 14:07
Permalink
О Русской идее и Манифесте
Хочется сказать несколько слов о Манифесте.
Никита Михалков сделал смелый шаг, выпустив свой Манифест. И уже за это он достоин уважения. Я не знаю, как можно осуждать автора Манифеста за то, что он всей душой болеет за Россию. Михалков, - смелый, талантливый, несгибаемый человек. Россия ему не безразлична. Из Манифеста видно, что автора волнует не только жизнь сегодняшней России, но и ее будущее. Там нет никаких призывов или аксиом; тем более нет демагогии, которой такой отличаются многие наши политики ратующие за Россию. Н.Михалков очень осторожно и в то же время, весьма четко пишет о том, как должны проводиться реформы в России; говорит о самобытности нашей страны, о менталитете, о традиции.
Нужно любить свою страну, уважать заветы своих предков, хранить веру в Бога, быть верным Родине. Россия - не материал для проведения опытов. Тем более, мы не должны каждый раз оглядываться на Запад. У нас (в нашем народе) есть такое духовное богатство, такая мощь и такой потенциал, которые Западу даже не снились. Опора на православие, верность своей родной национальной традиции, уважение к своей стране, - это все и отражают позиции консерватизма. Если кого-то раздражает тот факт, что этот консерватизм назван автором просвещенным, то это просто нелепо. Что плохого, если мы стараемся учиться (просвещаться) на своих ошибках и идти дальше?