19 декабря — память Cвятителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
В декабре у нас особенный праздник, праздник Святителя и чудотворца Николая, которому посвящён наш храм. И ещё сугубая нам радость в том, потому что это день Ангела святого Царя-страстотерпца Николая Александровича. Мы все знаем, сколько чудес было явлено заступничеством святого Царя-мученика ещё накануне его прославления, свидетельством тому являются два тома, почти в тысячу страниц, где собраны описания этих чудес.
О Святителе Николае, может быть, не собрано у нас столько свидетельств, но на самом деле, если бы позаботились об этом, то — «и самому мiру не вместить этих чудес». И они продолжаются, эти чудеса заступничества Святителя Николая. Недавно нам прислали письмо из Орловской епархии, в котором рассказывается об одном из них. Я позволю себе привести это свидетельство:
«Мою бабушку звали Мария Семёновна Крюкова, в девичестве Недородова, из графской семьи. А дедушка Василий Фёдорович был купеческого рода, орловский. Его отец был ктитором церкви в Домнино. Где-то здесь у них было большое родовое имение, его продали, когда семья стала большая, и купили дом в Мценске, так что там их хорошо знали. И вот заболела моя бабушка раком прямой кишки неизлечимо. Врачи отказались её лечить, обрекли. А она была ещё молодая, дети. Она молилась. И вот ей снится сон, будто вешает она на чердаке своего дома бельё, поворачивается и видит — стоит святитель Николай и говорит ей: “Сшей мне рубашку”. С тем она и проснулась.
Они были богатые, но деньги все у мужа. Она никому ничего не сказала, пошла и заложила в ломбард всё своё золото, все украшения и заказала монахиням Введенского монастыря, которые шили золотом, архиерейское облачение для службы Святителю Николаю, золотое. А когда сшили, взяла старшую дочку, повязались они низко-низко платками, как монахини, и пошли пешком из Орла в Мценск к его чудотворному образу в соборе.
К вечеру пришли, облачение в большой коробке несли. Начинается всенощная, они вызывают алтарника и говорят: “Вот, возьмите. Одна женщина просила передать Николаю чудотворцу, оденьте ему”. И бабушка выздоровела. Всю жизнь очень чтила она Святителя Николая.
И умерла знаменательно. В 1919 году на летнего Николу (22 мая) выпал небывалый снег. Она старенькая уже была, болела. Сугробы, говорят, были, а утром вдруг всё растаяло. И дети, и внуки не пускали её на всенощную. А она: “Нет, пойду к Николаю угоднику”. А как пришла, совсем слегла и уже больше не вставала. Перед смертью пришёл священник из храма св. Никиты, причастил.
Собрались все у её кровати. Ночь, отблеск огня на кафельной печке, лежит она такая весёленькая, розовая. “Ой, дети, кто ко мне пришёл!” А мы: “Бабушка, скажи, кто пришёл, что ты видишь? Скажи”. — “Нет, нельзя говорить”. Мы плачем, встали все на коленочки: “Скажи, бабушка!” А она: “Николай-угодник” — “А что он говорил, бабушка, скажи”. — “Нет, детки, нельзя говорить. Три слова сказал”. И умерла с сияющими глазами в великой радости».
Таких свидетельств воистину, как поют в акафисте, «неисчерпаемое чудес море». Святитель Николай — это великий святой. И в то же время, мы все знаем, такой простой, доступный. К нему обращаются как к родному: «Николушка, помоги!». Он выручает, когда квартирный вопрос или судебное разбирательство, или опасность какая, или позор грозит. Попроси у Николая-чудотворца. Не бойся, попроси у него, он услышит тебя. Так всегда говорили на Руси: «Трудно тебе, скажи Николе милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому».
И мы, получая в ответ просимое, чувствуем, что это святой, который любит радовать. Он при жизни дарил, и для него ещё большая радость дарить сейчас. И видеть радость человека, когда ему дарят. Ведь самое главное в даре — видеть радость человека. Как радостно засияют глаза, загорится лицо. Для святителя Николая люди — как дети, которым он приносит подарки. А подарок — это надежда. Он святой подарочный, дарящий. Он накануне Нового года, он и зимой, и весной, наполняет всё праздником и сиянием. Как будто с ним снег теплей и цветы ярче. Зимой он предваряет Рождество Христово и впервые на всенощной его праздника на великом входе гремит рождественская стихира: «Вертепе, благоукрасися… Пастырие, свиряюще, свидетельствуйте чудеси страшному. И волсви от Персиды, злато, и ливан, и смирну Царю принесите». Церковь возвещает в этот праздник уже о приходе в мiр Спасителя. А весной со святителем Николаем — полноту весны, Пасхи Господней.
Задумаемся, почему Cвятитель Николай такой милостивый и щедрый, такой безотказный? Потому что он знает, что Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. И потому святитель противостоит всякой тьме с отвагой и ревностью. Как часто нам недостаёт такой ревности там, где нужно действительно вступиться за оскорбляемую и попираемую святыню Бога и человека. Недостаёт нам Христовой любви и сострадания…
Христова любовь всех обнимает собой, всем милосердует, всех хочет спасти, всех милует и жалеет. Но там, где она видит ересь и кощунство, — становится огненной ревностью, для которой невыносимо зло, угрожающее вечной гибелью многим. Так святитель Николай заградил уста нечестивого Ария. Святой Иоанн Златоуст заповедует нам: «…освяти свою десницу заушением еретика и кощунника».
Мы слышали чудо о дивной помощи Святителя Николая, явленное в 1919 году. Ещё одно чудо, в том же году явленное, хочется вспомнить в связи с этим. Как пришли в храм красноармейцы, а впереди них комиссар, обвешанный гранатами. Не снимая фуражки, шагнул к иконе Святителя Николая, где горело множество свечей. Вынул изо рта папиросу и прикурил от свечи. И тогда вспыхнула свеча, и раздался взрыв, разлетелся на кусочки этот кощунник, а никого из других, стоящих в храме, не тронуло.
Отчего сегодня у многих такое уныние? Оттого что ничего не видят, кроме своих несчастий, оттого что такое равнодушие к истине, к поруганию человека и страданиям других людей. Оттого что нет великодушия и жертвенности. Что же мы ждём от сегодняшнего праздника святого, который любит всех радовать? И хочет всем нам подарить сегодня радость.
Есть две радости, говорит Господь. Радость принимать и радость давать. Мы все знаем слова Господа: блаженнее давать, чем принимать. Святые отцы называют радость принимать человеческой радостью, а радость давать — Божественной. Одна радость связана с другой.
Нам, вообще-то говоря, нечего давать, пока не примем земное и небесное от Господа, но если будем только принимать и не отдавать другим, мы будем лишены Божественной радости. Уже сейчас мы можем ощущать в сердцах своих Божественное веселье, Христову благодать.
Наивысшая радость, говорит преподобный Паисий Афонский, происходит от жертвы. Только жертвуя, человек вступает в родство со Христом, ибо Христос есть жертва. Это подвиг всецелой отдачи себя, его являют, прежде всего, мученики. Не зря мы сегодня вспоминаем и святого Царя-мученика Николая и весь сонм новых мучеников и исповедников Российских. И его являет Святитель Николай в непрерывной, всё возрастающей радости милосердия, так что становятся видны в ней Вифлеемские ясли, Крест и Пасха Господни, которым любовью своей он хочет приобщить нас.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ