Мы часто слышим, что надо учиться на чужих ошибках. Но удаётся ли нам это? Господь дал свободу выбора всем людям, а правильность своего пути человек определяет согласно своему воспитанию а, главное, устроению души.
Помните песню Андрея Макаревича «О костре»? Один человек развёл большой костёр и согрел вокруг себя огромное количество людей, дал им надежду и силу к новой жизни, а другой грел самого себя.
Возможно, он выжил, но что дальше? Ведь окружающие будут всегда помнить об этом его поступке. И память о нём будет переходить из поколения в поколение, из рода в род. Человек прожил жизнь, неважно, длинную или короткую. Важно, какую память он оставит после себя. Вы когда-нибудь задумывались, кто будет вспоминать о вас через 10, 50, 100 лет? Или вскоре забудется ваше имя и канет в Лету, как будто и не жили вы на земле. Как вас будут вспоминать – хорошо или плохо, простят ли вас или будут поминать недобрым словом? Вам не страшны такие мысли? Именно наша жизнь и определяет память о нас.
Необходимо вспоминать о прошлом, ХХ веке сейчас, как можно чаще, чтобы не допустить таких же ошибок в веке нынешнем.
Ужас и оторопь возникает в душе при воспоминании о фашистских концентрационных лагерях, о ленинградской блокаде и голоде… Мы всё время помним о войне, и это правильно, ведь мы же защищались и защищали. Мы ужасаемся фашистским изуверствам, но сколько людей были расстреляны у нас в годы репрессий просто потому, что кому-то захотелось властвовать, жизнью других распоряжаться, считая себя избранными. Сколько было повешено, замучено, распято, утоплено, закопано живьём? Говорят, что каждый народ достоин своего правителя, но как получилось, что иуды в нашей стране смогли получить такую власть?
Веками люди черпали духовность в церкви, молитвах, Священном Писании, житиях святых, и вдруг им сказали, что всё это неправда, и они поверили. Нужна революция, – сказали им. И они опять поверили, и брат пошёл на брата.
Но среди этого хаоса и ужаса находились люди, не отказавшиеся от веры, продолжавшие нести Слово Божие и помогавшие всем, кому нужна была помощь. Скольких они спасли не только при жизни, но и после своей смерти, сколько душ согрели любовью.
Таким человеком был священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, который даже под страхом смерти был верен Православию, боролся против раскола в Церкви, против обновленцев. Власти знали, что народ очень любит и почитает владыку Серафима, и потому арестовали его тайно, вызвав на Лубянку 29 ноября 1922 года. Но и будучи в ссылке в Зырянском крае, владыка совершал Литургии, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял, утешал отчаявшихся. В Бутырском заключении он сложил в уме акафист Страждущему Христу Спасителю.
Допросы его ничего не дали, и чекисты поняли – он скала необоримая. Кротостью сердца владыка Серафим побеждал даже ожесточённые сердца уголовников. Много согрел он хладных душ, многих утешил и просветил своей любовью.
Вторая ссылка владыки через несколько лет была определена на три года в Казахстан, затем он был сослан в Уральск, в Омск.
11 июня 1937 года в пять часов утра священномученика Серафима отвезли в Ишимскую тюрьму. В августе приговорили к расстрелу.
Святитель был удивительным духовным отцом для многих. Люди любили его за доброту и желание всегда прийти на помощь. Сохранилась переписка владыки с духовными чадами, друзьями. Эти письма опубликованы в книгах. В них мы можем увидеть, что этот человек, как зеницу ока, до конца хранил верность Богу и Православной Церкви.
Недавно составлен проект памятника священномученику Серафиму, который будет стоять в городе Дмитрове Московской области, а в посёлке Икша Дмитровского района строится храм в его честь. Знаменательно, что недалеко от Икши поставлен крест в память заключённых, строивших канал имени Москвы в годы репрессий.
Приход священномученика Серафима с благодарностью примет денежную помощь и пожертвования на именные кирпичи и колокола. Хорошо, если наши внуки будут знать не только ту историю, которую кому-то хотелось бы навязать, но и ту, которая была на самом деле.
Марина Владимировна ОЛЬХОВСКАЯ