29 ноября - 1950 лет со для преставления апостола и евангелиста Матфея
Мало кто из нас в полной мере осознаёт, чем мы обязаны четырём евангелистам — святым апостолам Матфею, Марку, Луке и Иоанну, которым дана была благодать — изложить письменно историю пребывания на земле Сына Божия. Благодаря им люди имеют возможность взирать духовными очами на Прекраснейшего из Сынов Человеческих. Раскрывая Евангелие, мы слышим голос Живого Бога во плоти! Видим черты Его Божественного Лика, познаём Его заповеди, предупреждения нам, обетования. Спасительные деяния Христа через чтение Нового Завета отпечатлеваются в сердцах, жаждущих познать своего Творца и вступить с Ним в общение.
Святого апостола Матфея можно назвать первым художником, написавшим словесный портрет своего Учителя. И нет на земле человека (за малым, вероятно, исключением), который хотя бы единожды в жизни не обратился к Евангелию, чтобы взглянуть на чудесный и непорочный образ Господа Иисуса Христа. После этого каждому из нас Бог предоставляет возможность сделать свой выбор: либо, подражая самому Матфею, некогда всеми презираемому сборщику пошлин, последовать за Спасителем, оставив греховную жизнь позади себя, либо продолжать сидеть «во тьме и сени смертной» в безвольном ожидании грядущего Страшного Суда Божия...
Таким образом, чтение Евангелия судьбоносно, а само оно не всуе именуется «Книгой Жизни». Чествуя ныне святого апостола Матфея, вспомним, что говорит о себе он сам и какие сведения о его жизни до обращения ко Христу доносит до нас святое Предание. Будучи мытарем, то есть сборщиком пошлин с иудеев для римлян, Матфей, как и все представители его ремесла, был презираем своим народом. Причина тому — в корыстолюбии мытарей, бравших на откуп собирание пошлин и не упускавших возможности обогатиться за счёт бедных людей.
За этим-то занятием застал Матфея Господь в Капернауме, родном городе мытаря, и, взглянув на него, «сидящего у мытницы», сказал: «...следуй за Мною» (Лк. 5, 27). Едва лишь Матфей поднял свои глаза, оторвавшись от пересчёта монет, и встретил взор Христа, как произошло непостижимое... Очи Господа, сто крат светлейшие солнца, озарили душу капернаумского сборщика пошлин. Он, измученный пристрастием к земному, уставший от изнуряющего накопительства, может быть, давно томившийся безсмысленностью своего бытия, внезапно узрел Того, Кто есть «Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14,6). Божественная Любовь, нашедшая Своё погибающее создание, в единое мгновение согрела холодное сердце Матфея. Он вдруг понял, вдали от Кого втайне страдал и мучился, без Кого разуверился во всём и всех, Кому изменил в погоне за тленными сребром и златом... Покой, мир, счастье, блаженство испытала в ту минуту душа его!
А затем... затем их заменила решимость. Решимость в единочасье отказаться от нечистого ремесла, с которым было связано столько слёз, проклятий и ненависти обираемых обывателей. Готовность оставить всё ради следования за Господом, драгоценнейшим всех сокровищ мiра. Огненное стремление отныне служить Ему единому, способному насытить вечную жажду безсмертной человеческой души.
Матфей встал и пошёл, ни разу не оглянувшись назад, оставив позади себя своё земное богатство навсегда. Впоследствии другой евангелист запишет слова Спасителя, которые в своё время заставили вздрогнуть сердце бывшего мытаря и ещё раз вспомнить всю свою греховную жизнь, уже омытую слезами покаяния: «...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).
Но это повеление свыше — письменным образом запечатлеть евангельскую историю — придёт к избранным для того апостолам ещё не скоро... Впереди три с половиной года следования, вкупе с прочими учениками, за Господом Иисусом, внимательнейшее слушание Его Божественного слова, скорбь о своих грехах и великая, ни с чем не сравнимая милость прощения, дарованная Человеколюбцем Богом.
После призвания Христова в радости Матфей собирает у себя в доме вечерю с обильным угощением для всех. Он хочет, чтобы и его друзья, собратья по прежнему занятию, имели возможность увидеть Христа и услышать Его слово. Такова любовь: она желает поделиться со всеми об-ретённым богатством Жизни Вечной! Спаситель, благосклонно принявший приглашение Матфея, вопреки чаяниям завистливых и чёрствых сердцем книжников-законоучителей, видя тушение последних обществом мытарей, восклицает: «...не здоровые имеют нужду во враче, но больные!» (Мф. 9, 12). Это о Матфее и ему подобных, с верой и покаянием приходящих ко Христу, в надежде обрести прощение грехов и исцеление души.
«..Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9,13) — это о «жестоковыйных», надменных и уверенных в своей мнимой праведности фарисеях сказал Христос, — о полагавших смысл богоугождения во внешних ритуалах, а не в сердечном миловании ближних, сколь бы грешными и недостойными те ни казались Примем, друзья, это драгоценное назидание Господне как лучший подарок от ныне чествуемого святого славного и всехвального апостола и евангелиста Матфея. Сохраним в памяти эти две малые заповеди Божий и по ним преобразуем всю жизнь, дабы достичь великого — вечного спасения души, и нашей, и ближнего. Тогда мы войдём в духовное Царство кротких и смиренных духом учеников Христовых, среди которых первенствуют святые апостолы.
Прочие же тайны учения Господня святой апостол Матфей вам откроет, если, словом и делом следуя заповедям, вы ежедневно будете припадать к неоскудевающему источнику воды живой — им написанному Евангелию.
Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ