О Всероссийском фестивале русской словесности и культуры "Во славу Бориса и Глеба"
Святейший Патриарх Кирилл накануне своего пастырского визита на Украину и в дни его сказал немало важных слов всему славянскому мiру, всем православным людям на Земле. Это были проникновенные слова проповеди, которых в России давно не слышали. Патриарх Кирилл говорил о либерализме, как о мiровом зле, о том, что так называемые «правозащитники» ведут людей прямо в ад. Говорил о Русском Мiре, противопоставляя его убогому «россиянству».
Русский мiр хранит ныне наша провинция, поражающая своей стойкостью и открытым противостоянием бездуховности массовой культуры, которая заполонила наши мегаполисы и СМИ. Вот яркий пример такого противостояния: в дни несусветной жары и в дыму пожаров нынешнего лета в старинном городке Борисоглебске по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия прошёл первый фестиваль русской культуры и словесности под названием «Во славу Бориса и Глеба».
На фестиваль приехали любители поэзии и песни из Москвы и других городов России: несгибаемый фронтовик, лауреатЛенинской премии, Герой Социалистического труда Егор Исаев, сопредседатель Союза писателей России Сергей Котькало, редактор издания «Роман-журнал. XXI век» Марина Ганичева, главный редактор журнала «Подъём» Иван Щёголев, волгоградская поэтесса Елизавета Иванникова, писатель Святослав Иванов и другие.
Не мог отказаться от приглашения и я — ринулся в дорогу! Борисоглебск — город моей армейской юности. Здесь я понял, что кроме любимого Замоскворечья и Подмосковья есть русская провинция с её пыльными дорогами, неустанными трудами людей и особой, самобытной культурой.
С тех пор прошло 45 лет, город в чём-то изменился. Возрождается на месте основания его храм во имя первых русских святых Бориса и Глеба, близ которого состоялся молебен в честь открытия фестиваля. Плодотворно работает театр им. Н. Г. Чернышевского — единственный, так сказать, райцентровский, на весь регион. Конечно, продолжает готовить учителей для городков и весей пединститут. В сокращённом варианте работает знаменитое лётное училище, с курсантами которого мы бились в баскетбол и соперничали на танцллощадке возле перестроенного Дома офицеров. Правда, теперь на месте старой взлётной полосы кирпичные особняки — как везде! Ну и тюрьма — неизменный острог города на засечной черте — стоит в центре. Жаль, многие предприятия закрылись или работают теперь по сокращённому графику.
Борисоглебск основан в 1646 году, как пишет летописец, «для береженья» от набегов безпокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали». Пётр Великий, намереваясь покорить Азов, сделал Борисоглебск временным перевалочным пунктом для заготовки древесины для каботажного флота, что немало содействовало привлечению сюда населения и развитию промышленности. Знатные дубравы шумели на берегах Хопра и Вороны, за незаконную порубку строевого дерева Пётр ввёл смертную казнь. Вот как охранялись тогда заповедные леса!
После победы «реформаторов» Россия покатилась вниз. Но, повторяю, провинция не сдаётся, выживает, сохраняет крупицы духовности. Фестиваль проводился при заинтересованном участии городской администрации, встречали радушно, с открытой душой. Перед зрителями выступили этнографический ансамбль «Сколот» (Тамбов), ансамбли казачьей песни «Червлёный яр» и «Казачий круг»; в картинной галерее прошла православная фотовыставка «Светопись тайны»; на научно-познавательную конференцию «С. В. Рахманинов: музыка и литература» пригласил гостей музей-усадьба великого музыканта в Ивановке.
Круглый стол на тему: «Идеи добра в современном обществе» проводился на территории храма иконы Божией матери «Знамение», в доме, где учился в церковно-приходской школе выдающийся живописец Андрей Рябушкин.
Ну и, конечно, были поэтические встречи: в Городской библиотеке им. В.Кина, конкурсные чтения в сквере у Старособорной площади. Победителем поэтического конкурса стал молодой выпускник Воронежской лесотехнической академии Алексей Ряскин.
Святые братья Борис и Глеб были канонизированы как страстотерпцы, приняли мученическую смерть не от рук гонителей христианства, а от заблудших единоверцев... Подвиг их в незлобии, нежелании пролить братскую кровь в борьбе за власть. Мы знаем, что неудержимая борьба за власть и в древности, и в наши дни попирает все нравственные законы и Божий заповеди. Первоначально Борис и Глеб почитались на Руси как чудотворцы-целители, а затем и как заступники и молитвенники за нашу землю.
Они — защита и опора русского мiра и поныне.
Александр Александрович БОБРОВ