Протоиерей Александр Шаргунов - Благородство человеческой природы

 

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

 

 

"Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней". В чём эта радость и почему все приглашаются принять участие в ней? Она — в тайне события, которое воспоминает сегодня святая Церковь. Рождество Божией Матери открывает нам благородство человеческой природы, которое она может иметь в общении с Богом. Вследствие преслушания Бога, грехопадения и проклятия смерти наша природа стала намного ниже ангельской и даже подчинилась демонам. Но вот является Та, Которая Своим смирением, Своим совершенным послушанием воле Божией обретает обетование, что через Неё явится роду человеческому Спаситель Бог. Чистотою Прис-нодевы было преодолено то безсилие нашего естества, которое принёс ему грех, и человек стал превыше ангелов.

В этой радости участвует весь человеческий род и все ангелы. Это торжество неба и земли. Уготовляется восстановление первозданного состояния, того человека, который был создан руками Божиими для участия в Божественной радости. Начинается новое, второе творение — непостижимое соединение человека с Богом, которое откроется через Пресвятую Деву.

Мы знаем, что Она была из священнического и царского рода. Она была отраслью Давидовой и вечно зеленеющим жезлом Аарона, как говорит нам пророчески Писание (Числ. 17, 8). Через Неё должен был явиться Тот, благодаря Которому весь род человеческий призывается быть царственным священством (1 Пет. 2,9). Через все века устремлялось человечество к этому дню. Она предызбрана Богом прежде всех времён. Когда человек отпал от Бога и подчинился злу, смерти и диаволу, Господь дал обетование спасения. Этим избранием Бог показывает, что род человеческий достойнее и праведнее, чем изображает его ненавидящий диавол, постоянно клевещущий на него и ищущий низвести его в то состояние, в котором сам пребывает.

Страшен грех, который совершил человек, отпав от Бога. Помрачение от этого греха заключается в том, что люди стали предпочитать землю небу во всём и всегда. И поэтому во всём и всегда они побеждаемы унынием. Это уныние безпросветно, потому что нет никакой надежды изменить это предпочтение. И вот является Та, Которая во всех Своих поступках, во всей жизни Своей предпочитает небо земле. Однако Она не отвергает землю, но спасает её от порчи, полученной через падение человека. Господь радуется о сегодняшнем дне,и с Ним Сама Божия Матерь, и престарелые её родители, Иоаким и Анна, свидетельствуя о том, что от иссохшего древа благодатью Божией может начаться новая чистая жизнь.

Вместе со всеми святыми будем радоваться и мы. И будем стараться приносить нашу жизнь Божией Матери как подарок в день Её рождения, зная, что Она всегда опережает нас Своими дарами и в земном, и в небесном. Будем молиться, чтобы подобно тому, как некогда Божия Матерь в день Своего Рождества подарила русской земле победу на Куликовом поле — освобождение от татаро-монгольского ига, так и сегодня Она по милости Своей даровала нам освобождение от «ига, ужаснейшего паче всякого иного». Однако будем помнить, что это был не просто Её подарок для нас в тот день. А нашлись люди, которые принесли свою жизнь в дар Божией Матери в день Её рождения, живот свой за веру и Отечество на поле брани положившие. Будем молиться, чтобы и мы были такими людьми, которые бы смогли принести себя в дар Божией Матери. И будем помнить, что всякая наша победа, всякий наш дар связан с самою главной победой — тем даром, который идёт от Господа.

Когда мы размышляем о непостижимой тайне человеческой судьбы, о том, что даровано нам Господом, не зная, как отблагодарить Господа и Божию Матерь, мы невольно с изумлением восклицаем словами псалма: «Что воздам Господеви о всех, яже воздадеми?» И отвечаем на это тоже словами богодухновенной молитвы: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115, 3—4). Вот самое главное наше благодарение, которое мы можем принести Господу в Таинстве Евхаристии, соединённом со всею нашей жизнью. Когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн, тайне жизни и смерти Спасителя нашего, тайне родства Бога и человека, мы сознаём, что только Она вслед за Своим Божественным Сыном может повторить эти таинственные слова: «Сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя». И наш самый большой подарок в день рождения Божией Матери есть приобщение Телу и Крови Христовой всем нашим существом, всей нашей судьбой.

Смысл праздника Рождества Пресвятой Богородицы — радоваться о судьбе человека, каким бы мраком ни окружала нас жизнь. Потому что через Неё мы вступаем в общение с Господом и делаемся родными Ему, становимся воистину принадлежащими роду человеческому.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ