Андрей Воронцов - Русский Собор без русского общества

 

Критические заметки о XIV Всемирном русском народном соборе

 

Сидя в президиуме XIV Всемiрного русского народного собора (ВРНС), министр образования Андрей Фурсенко внимательно слушал выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и супруги Президента Светланы Владимировны Медведевой. «Наши предки воспитывали в детях образ Божий, — говорил Патриарх. — Педагогика — это область аскетики. Эта работа связана с подвигом самоистощения, подобно тому, как Христос истощил себя ради спасения человечества. Педагог должен давать обет хранить нравственность. Пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Дети — это зеркало взрослого поколения, — сделал вывод Патриарх Кирилл и даже прибег к такому сравнению: "От осины не родятся апельсины"». Завершил своё выступление Святейший словами: «На смертном одре никто из нас не будет сокрушаться, что не успел заработать лишнюю тысячу евро».

А Светлана Медведева, в частности, заявила: «Безнравственность может стать препятствием на пути развития общества и государства... Светская культура вырастает из религии, как цветок вырастает из семени. Следование нравственным законам ведёт к благополучию, а пренебрежение ими — к жизненному краху. Дети должны знать о нравственных законах не меньше, чем о законах эволюции».

Сам министр образования не выступал, лишь зачитал приветствие В.В.Путина. Тема XIV-го ВРНС касалась исключительно ведомства Фурсенко, формулировалась как «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества». Собравшимся было о чём сказать министру. Но он их не услышал, если не считать выступлений Патриарха Кирилла и С.В.Медведевой, потому что покинул зал, как только его покинули вышеупомянутые лица, — ещё до обеда.

Ну, а дальше произошло то, о чём я уже писал ещё четыре года назад в своей статье о X ВРНС «Размышления после Собора» («РД», 2006, №6). Сказав речи, примеру Фурсенко последовали почти все остальные первые лица, которых и было-то не много: Авдеев, Лавров, Лужков... За ними потянулся и Никита Михалков, тоже, видимо, считающий себя начальством. Перед этим он, правда, успел выступить.
 
Первая часть его речи содержала интересные положения: «14 раз мы обо всё этом уже говорили. Я не вижу больших сдвигов в том, о чём мы говорим. Зло очень хорошо организовано. Я не вижу, что наше доброе общество организовано так же, как организовано зло. Мы не видим этого. Или не хотим видеть?.. Мы учим детей отвечать на вопрос, как жить, но не учим отвечать, зачем жить. А в России важно — зачем». Вторая, большая часть речи Михалкова была посвящена провалу его фильма «Утомлённые солнцем-2» в Каннах, в котором виноваты были, по его мнению, злые люди. Либеральные журналисты вместо того, чтобы радоваться факту попадания фильма в конкурсную программу Каннского фестиваля, начали поливать его грязью задолго до премьеры. А добрые люди фильм не поддержали.

Сомневаясь в том, что мнение добрых людей могло быть услышано в Каннах, предположу, что им непросто было бы поддержать фильм Михалкова по причине обилия в нём русофобских и антисоветских штампов, задействованных автором, наверное, исключительно для того, чтобы пройти пресловутый «каннский отбор». Может быть, уважаемый Никита Сергеевич, надо плюнуть на правила чужой игры и снимать не экспортную «чернуху про Рашу», присыпанную пудрой «духовности», а национальное кино, как это сделал тайский режиссёр, ставший победителем в Каннах? Мы не очень огорчились бы, если Вы сняли действительно русский фильм, и он не попал в Канны. Зато мы с удовольствием смотрели бы его, как смотрим фильм вашего ученика Владимира Хотиненко «Поп» по роману Александра Сегеня. Его, по-видимому, снимали без расчёта на западные премиальные перспективы, зато сумели с выгодой продать права на фильм голливудскому киноконцерну «XX век — Фокс», который занимался его прокатом в России.

Кстати, перед тем как покинуть собрание и отправиться вместе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем на встречу с Президентом Д.А. Медведевым, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил режиссёру В.Хотиненко свою личную премию за фильм «Поп».

Что ещё сказать о XIV Всемiрном русском народном соборе? Если честно, то больше сказать нечего. Ну, если не считать светской и скандальной хроники. Например, на Собор была приглашена гламурная Ксения Собчак. По мнению пригласивших её, такие личности, как Собчак, могут помочь привлечь в «православный сегмент» молодёжь. Как будто уже не привлекали таким образом — «с помощью» Ивана Охлобыстина! И что? Особенно если вспомнить ТВ-шоу «Блондинка в шоколаде», в котором К.Собчак учила молодых девушек искусству жить на содержании у богатых мужчин? Удивило старейших участников Собора и появление на трибуне бывшего префекта Центрального округа Москвы Александра Музыкантского, сказавшего патриотическую речь. А в августе 1991 года именно он приходил закрывать патриотический Союз писателей России, председатель которого Валерий Ганичев является сопредседателем Собора.

Меня самого немного коробит от иронического тона, к которому я вынужден прибегать, рассказывая о некоторых участниках и событиях Собора. Но только в иронии я и вижу спасение. Иначе испытываешь нестерпимое желание метать молнии. Ну к кому была обращена пламенная речь Геннадия Зюганова о гибели нашего образования, если ушёл хитрый Фурсенко? К нам? Но мы-то это всё знаем, сами об этом пишем! И ректору Арзамасского педагогического университета Евгению Ивановичу Титкову было что сказать Фурсенко: из 460 бюджетных мест у него в этом году Минобрнауки отнимает 168. Но Титков сказал это опять же нам. А вот страшные цифры, которые привёл архимандрит Тихон (Шевкунов): 33% мальчиков и 20% девочек в стране начиная с 13 лет каждый день пьют пиво и крепкий алкоголь. От 500 до 700 тысяч смертей в год связано с употреблением алкоголя! Но в зале не было тех, кто отвечает за производство и продажу алкогольной продукции в стране.

Итак, Всемiрные русские народные соборы приспособили для коллективного выпускания пара. И лично я уже не понимаю, почему они называются русскими. Они, по нынешнему стандарту власть имущих, так называемые «российские». Мы обсуждаем проблемы российского народа, то есть населения Российской Федерации в целом. Но не проблемы русского народа. Их как бы не существует. О них говорят вскользь. Например, министр культуры Александр Авдеев сказал, что русская культура для Российской Федерации — базовая. А председатель Государственной думы Борис Грызлов написал в своём приветствии, что наши ценности основаны на традиционных ценностях русского народа.


 

А я полагаю, что именно об этом мы должны говорить на Русских соборах. И если идёт речь об образовании, то надо говорить о русском образовании. Многонациональный компонент образования пусть обсуждают федеральные органы, что мы отнимаем у них хлеб? И это в то время, когда русский народ, давший России и государственность, и культуру, находится в условиях небывалой дискриминации! Наша власть на словах призывает бороться с фальсификациями истории, а сама постоянно проповедует антиисторическую, никем и ничем не доказанную доктрину, что Россия изначально формировалась и существовала как «полиэтническое государство при многообразии религий». Такой России никогда не было и до сих пор не существует. Труды всех выдающихся русских историков, от Татищева до Рыбакова, недвусмысленно говорят, что становым хребтом многонациональной России был и является русский народ, а её духовной основой — Православие. Это обстоятельство никаким образом не может унижать другие народы, объединённые в одно государство исключительно волей русских, и оскорблять другие религии, исповедуемые не более 20% населения страны.

Я не знаю, зачем придумана эта злосчастная доктрина, зачем она протаскивается в это самое образование, которое столь безрадостно обсуждали на Соборе. Возможно, затем, чтобы решать сиюминутные вопросы, связанные с этническими проблемами в многонациональном государстве. Но сиюминутный подход — не государственный. Не державный. Ибо если в повестке дня государства стоит возвращение в российскую орбиту братских народов Белоруссии и Украины, то неужели не известно, что они 18 лет назад сформировались и продолжают формироваться исключительно как моноэтнические, славянские государства? И что и белорусы, и украинцы, и русские, живущие в этих республиках, могут ещё принять «русскую доктрину», но антиславянскую доктрину «многоэтничности и многоконфессиональности» не примут никогда? Как мы будем продвигаться дальше с этой несчастной, у американцев позаимствованной доктриной в белорусском и украинском направлениях? Или сосредоточимся исключительно на казахском?

Но не будем лукавить и задавать риторические вопросы. Нынешняя власть действует так потому, что боится народа, и, главным образом, — русского народа. Она не может создать условия для сносного существования десятков миллионов русских и хочет приучить их к существованию несносному. А так как одной армии или милиции для этого мало, да и состоят они в основном из бедных русских, то решили призвать на помощь малые народы. И отдали нас, на наших исторических землях, им «в аренду». Чтобы они были дополнительным ресурсом власти, если русские вдруг захотят спросить у неё, почему она работает исключительно в интересах олигархов? Вот и придумали «многоэтничность и многоконфессиональность» в стране, по всем международным правилам (наличие не менее 67% представителей титульной нации) являющейся унитарной.

Уже стало притчей во языцех, что преступления на почве русофобии или вовсе не преследуются, или караются многократно мягче, чем преступления, совершённые или только задуманные русскими по отношению к представителям других национальностей. Но четыре года назад, на X Соборе, об этом ещё говорили — например, о фактах массовых убийств русских подростков в Калмыкии. Туда отправили для выяснения подробностей «группу священников», хотя следовало бы потребовать от МВД направить туда следственную группу, а от СМИ — гласности. Теперь же на Соборе о дискриминации русского населения даже не сообщается. В прошлом году Ставрополье всколыхнула история мiрного пасечника Александра Тарана, ставшего народным мстителем. Его 20-летняя дочь в 1994 году скончалась от передозировки ( наркотиков, а 25-летний сын спустя семь лет был до смерти забит бандой кавказцев-наркодилеров.

Таран требовал от властей наказать наркоторговцев и их главу Магомеда Эркенова, но милиция, как всегда, действовала в интересах щедрой на «откаты» наркомафии. Убийц сына стражи порядка также искать не стали, хотя это не составляло особого труда — дело произошло на дискотеке, при свидетелях. Тогда Александр Таран купил в Северной Осетии автомат Калашникова, снабдил его самодельным глушителем и решил сам заняться правосудием, как это сделал герой популярного фильма «Ворошиловский стрелок». Любопытно, что пафос этого фильма никогда не осуждался нашими СМИ, а даже, напротив, приветствовался. Только «Русский Дом» напечатал критическую статью С. Г. Кара-Мурзы о недопустимости прославления самосуда.

Первой мишенью Тарана стал криминальный авторитет Магомед Эркенов, племянник которого, по словам односельчан, участвовал в убийстве. Таран встретил кавказца возле калитки его дома в райцентре Александровское и расстрелял в упор. Следующей целью оказался главврач местной больницы Владимир Гресев. Медик, по мнению мстителя, был виновен в смерти его дочери, он не смог или не захотел её спасти. Однако Таран не стал убивать доктора, ограничившись прицельным выстрелом в плечо.

Затем Александр стал карать милиционеров, покрывающих, как он считал, наркодилеров. Он подкараулил старшего оперуполномоченного 38-летнего Олега Танчика и убил его снайперским выстрелом. А спустя полгода похожим образом ликвидировал начальника криминальной милиции Александровского ОВД Владимира Штану.

Мститель действовал хотя и дерзко, но весьма хладнокровно и осмотрительно. Поначалу суд присяжных оправдал Тарана за недостатком улик. И это несмотря на то, что к нему в камеру был подсажен провокатор, который сумел вызвать Тарана на откровенность. Обвинение представило в суд аудиозапись разговора как доказательство вины подсудимого, но эксперты не сумели доказать, что голос на плёнке — голос Тарана. Верховный суд отменил оправдательный приговор. На втором судебном заседании коллегия присяжных незначительным перевесом голосов (семь против пяти) признала Тарана виновным. Он получил гигантский срок — 23 года. Тех же, кто был виновен в смерти его дочери и сына, разумеется, так и не нашли.

Старообрядец Александр Таран действовал не по христианским и не по гражданским законам. Он поступил по закону ветхозаветному. Но в его деле есть существенное смягчающее обстоятельство: он занялся правосудием сам, потому что не смог добиться его от государства. Кстати, в древнерусском законодательстве христианского периода («Русской правде») такая возможность допускалась. И присяжные на втором процессе, между прочим, признав вину Тарана, тоже указали на смягчающие обстоятельства. Почему же судья приговорил 57-летнего человека к 23-м годам тюрьмы? Вспомните, как ещё недавно все считали, что осетин Виталий Калоев, отомстивший швейцарскому диспетчеру за смерть жены и детей в авиакатастрофе, должен быть досрочно освобождён из швейцарской тюрьмы! А ведь ему дали не 23 года, а восемь лет! Калоев был освобождён под рукоплескания наших СМИ, на родине он теперь герой, да ещё и заместитель министра строительства и архитектуры Северной Осетии.

Чем же, позвольте спросить, история Калоева отличается от истории Тарана? Только количеством убитых и тем, что дело Тарана практически не стало достоянием гласности. Когда Калоев зарезал диспетчера Петера Нильсена, суд ещё не признал того виновником катастрофы (и потом полностью не признал). Но швейцарское правосудие всё же уступило давлению общественности и занялось поисками причин катастрофы. Российское же правосудие никакого давления русской общественности не испытывало. Оно приговорило фактически к пожизненному заключению человека, так и не занявшись тем, о чём он долго просил до того, как стать мстителем — поисками убийц его детей.

И вот Виталий Калоев — герой Северной Осетии. А Александр Таран будет сидеть в тюрьме столько же, сколько сидят чеченские террористы, виновные в массовых убийствах мирных людей. Убийцы детей Тарана будут разгуливать на свободе. Почему?

Потому что если бы существовал Всемiрный осетинский народный собор, он бы много и заинтересованно занимался судьбой Виталия Калоева и потребовал бы от властей объективного правосудия. Осетины, кстати, это делали и без всякого своего Собора. Мы же, русские, без Соборов, да ещё Всемiрных, никак не можем, но конкретной помощью русским людям на них не занимаемся. Мы занимаемся выпусканием пара. У нас даже правозащитной группы нет — в условиях, когда в судах происходит чудовищная дискриминация русских людей!

А ведь на месте Александра Тарана может оказаться каждый. От тюрьмы, как говорится, да от сумы... Но может быть, Таран не дошёл бы до тюрьмы, до кровавого преступления, если бы не был столь одинок, если бы за него постоял мiр, русское общество? А у нас странная, ей-Богу, ситуация: Всемiрный русский народный собор есть, а русского общества нет. Значит, надо заниматься его созданием — а то какой же Собор без общества? Другого выхода лично я не вижу.

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ