В течение многих десятилетий в художественной и исторической литературе существовал миф о нерусском происхождении ряда наших известных дворянских родов. В одной из книг, например, А.В.Суворов был назван «финским дворянином», что совершенно неверно.
И подобных примеров можно привести много. Откуда же появился этот миф? Когда и почему немалая часть русских дворян начала выводить свои родословные из европейских земель? Ныне забытый историк русского зарубежья М.Д.Каратеев (1904— 1978), закончивший свои дни в Южной Америке, исследовал эту проблему. В своей статье «Норманнская болезнь в русской истории» (опубликованной в журнале «Слово» №8, 1990 г.) он писал: «Ещё в конце ХУ-го столетия у великих князей Московских, уже начавших титуловать себя царями, возникла чисто политическая необходимость официально возвысить свой род в глазах европейских монархов... Москва объявила себя прямой преемницей Византии, которая была оплотом Православия и восточно-европейской культуры. Московским государям надо было чем-то обосновать свои права на такую преемственность и в то же время утвердить за собой царский титул, которого никак не желали признавать за ними другие монархи». Исходя из политической целесообразности, митрополит Спиридон разработал легенду о происхождении владимирских князей от римского императора Августа и изложил её в «Сказаниях о князьях Владимирских». М.Д.Каратеев продолжает: «Разумеется, с научно-исторической точки зрения весь этот материал не выдерживает никакой критики и способен вызвать только улыбку. Однако в политическом отношении он свою роль сыграл, ибо дал вселенскому Патриарху основание признать за Иваном Грозным царский титул, а вслед за ним признали его и европейские монархи».
С утверждением Московской Руси, а затем Российской империи в качестве великой державы, у многих дворян появилось желание стать истинными европейцами. И началось чудесное превращение русских дворян в «шведов», «пруссов», «немцев». Явление это получило название «болезнь западничества». М.Д.Каратеев пишет: «Для отыскания такового широко применяются методы митрополита Спиридона, то есть совершенно невероятные измышления и натяжки, подделка документов и т.п.». Известный генеалог, член Императорского историко-родословного общества Л.М.Савёлов-Савёлков в своей книге «Древнее русское дворянство» пишет: «Главной особенностью родословных древнего русского дворянства являются легенды об иностранном происхождении, и этот вопрос обойти молчанием нельзя...
Отрицать выезды в Россию из Польши, Литвы и татарских царств, конечно, невозможно, но выезды из европейских государств, а особенно «из прусс», которыми так изобилуют русские родословные, даже при наличии документов, подтверждающих «выезд», — должны подвергаться проверке и тщательному исследованию, так как известны случаи их подделки... Появление подложных документов особенно усилилось после указа царя Феодора Алексеевича о составлении родословной книги. Палата родословных дел потребовала доказательств, их не было — стали фабриковать...» При составлении этой первой родословной книги оказалось, что немало русских дворян, как пишет Каратеев, «ведёт свое начало от всевозможных "честных мужей", некогда выселившихся на Русь "из прусс", "из немец", "из свеев", "из фрягов", "из ляхов" или из Литвы...» Таким образом, потомками немцев «оказались» Колычевы, Боборыкины, Васильчиковы, Пушкины, Шереметевы и многие другие, потомками шведов — Воронцовы, Сумароковы, Богдановы, Зайцевы, Нестеровы; потомками итальянцев — Елагины, Панины, Чичерины, Кашкины; греков — Стремоуховы, Власовы; англичан — Бестужевы, Хомутовы, Бурнашевы, Фомицины и т.д. Доходило и до курьёзов. Так, Аксаков, явно имевший татарские корни, записал себя... потомком шведа; Разумовский и Белобородко, потомки запорожских казаков, занимавшие высокие посты в империи, стали отпрысками древних польских родов; Меньшиков, до встречи с Петром I, как известно, торговавший на улицах Москвы пирожками, оказался потомком литовских магнатов. М.Д.Каратеев пишет, что некоторые дворяне действительно шли от нерусских корней и о своём происхождении писали правду. Но подавляющее большинство было «иностранцами» такого же порядка, как Иван Грозный «немцем»
Подумай-ка читатель, а чего это ради всевозможные «немцы, пруссы, англичане» из более благополучной Европы XIII — XV вв. вдруг ринулись бы в неизвестную холодную страну служить русским князьям и царям? А ведь это были времена, когда на Руси шла кровавая междоусобица, затем монгольское иго, а после борьба с ханствами — осколками Золотой орды. Трудно поверить, чтобы практичные европейцы выбрали в те времена местом жительства именно Московскую Русь. Европейцы стали оставаться на жительство в России начиная с середины XVII века, то есть тогда, когда Московская Русь набрала силу и мощь и стала восприниматься в Европе как влиятельная держава. Особенно этот процесс усилился в годы правления Петра I и после него.
Не обошла мода на «западничество» и роды Суворовых и Пушкиных. А.В.Суворову по примеру отца или деда пришлось в одной из двух своих биографий записать, что в 1622 году два его предка «выехали из Швеции» и были приняты в российское подданство. Но историки считают, что подобное переселение шведов в Россию в 1622 году было в принципе невозможно, так как в первой половине XVII века Россия и Швеция находились между собой в почти постоянном состоянии войны. Военный историк А.В.Шишов в своей книге «Генералиссимус великой империи» пишет: «В отечественной истории фамилия Суворова значительно древнее, чем указывает Александр Васильевич. В новгородских писцовых книгах Шелонской пятины под 1498 годом записан владелец небольшого поместья Суворов. Такая же фамилия встречается и в других местах Русского государства, например в Твери. Там под 1570 годом упоминается «испомещенный» дворянин Суворов.
Исследователи допускают возможность переселения предков А.В.Суворова из Шведского королевства в Московию. Однако такое переселение они относят к первой четверти XIV столетия. Тогда по условиям Орешковского мирного договора 1323 года из отошедшей части Карелии (входившей в состав Новгородского княжества) произошло массовое переселение её жителей в новгородские земли. Но это были не «природные» шведы, а новгородцы и карелы, не пожелавшие жить под властью свейского короля. Нет, не зря Александр Васильевич говорил о себе: «Я не немец, а природный русак».
Когда говорят о великом русском поэте А.С.Пушкине, часто вспоминают о его эфиопских корнях, хотя эфиопом был всего лишь его прадед. И почему-то не указывают на его отцовскую линию. Славянский род Пушкиных ведёт своё начало из новгородских земель. Хотя, также поддавшись модному веянью, записали себя «выехавшими из немцев», и это несмотря на то, что предок Александра Сергеевича, Гаврила Олексич, в составе дружины князя Александра Невского отличился в Невской битве со шведами в 1240 году.
Ну и о «выехавших с Литвы». А что же представляло собой Литовское княжество в те далёкие времена? Уже в середине XIII века Литовское княжество состояло из собственно литовских и русских земель. В XIV веке это было сильное государство литовцев и русских, в котором официальным языком являлся древнерусский, на нём же велось делопроизводство и составлялись летописи.
Когда Литва и Польша объединились в единое государство Речь Посполитую, то началось наступление католицизма на позиции Православной Церкви в Литве. Вот тогда-то и стали русские выезжать из Литвы в Московскую Русь. Вот что пишет об этом Сергей Владимирович Михалков, род которых «выехал из Литвы»: «Михалковы — древний русский род. Старинное предание указывает, что «пошёл он из Литвы»...
В XV веке многие русские жители этого края, чтобы избежать притеснений со стороны литовских феодалов и не желая переходить в католичество... переселялись на Русь. Выехал в первой половине XV века из Литвы в Тверь, на службу к великому князю Ивану Михайловичу Тверскому и некто М.Демидович. От его потомков Киндыревых ответвились" Михалковы».
А «болезнь западничества» и по сей день даёт о себе знать по многим направлениям. Это и засорение русского языка всевозможными «саммитами», «консенсусами», «мониторингами». Это и отказ «продвинутой» части так называемой «элиты», а также многих русских людей, от упоминания отчества. Обращение к человеку по отчеству — это дань уважения родителю, роду. Эту прекрасную традицию русского народа отмечали и приезжавшие в Россию иностранцы.
Виктор Викторович ПИСЦОВ