Ответы протоиерея Александра Шаргунова

В журнале «Русский Дом» я прочитал объявление о Вашей книге «Миражи любви». Я понимаю, что такое любовь к родителям, к своим детям, потому что связан с ними всей своей плотью и кровью. И любовь к женщине, наверное, определяется, пусть несколько иного рода, но тоже органическим влечением.

Или возьмите, например, любовь к природе. Но вопрос у меня по поводу слов Христа в Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Не понимаю, как можно одно противопоставлять другому. Как можно предпочитать любовь к тому, с кем связан всем своим существом, любви к тому, кого, выражусь так, знаешь не очень хорошо? Не назовёшь же любовь к самым дорогим на свете людям «миражом»?
Михаил К., г. Зеленоград

Дорогой Михаил! Никакого противопоставления нет, но существует порядок. Чтобы понять этот порядок, надо узнать о Христе и Самого Христа гораздо больше. Есть в сердце человека то, что глубже всех чувств.

Некоторые люди, наивно полагающие, что материя первична, утверждают, что любовь в человеке не существовала с самого начала. В начале, говорят они, были только инстинкты, с течением времени они развились и стали чувствами. Человек, говорят, не особенно отличался от животных. Однако не только Божественное откровение, но и внимательные новейшие исследования психологов и философов доказывают, что чувство любви первозданно. Бог насадил его в человеческих сердцах.

Вот образ этой первозданной любви. Когда наступает ночная тьма, выйдите в поле или взойдите на гору, и посмотрите на небо. Вы увидите множество звёзд, и если бы возможно было сосчитать их, вы узнали бы, что их миллионы, миллиарды. Самое поразительное, что ни одна из них ничем не поддерживается, но все они висят в воздухе, или, как говорят учёные, движутся в космическом пространстве. Пытаясь объяснить это поразительное явление, наука утверждает, что звёзды, все эти огромные планеты, содержат в своих глубинах невидимую силу неисследованной природной энергии. Эта невидимая сила притягивает звезды друг ко другу. Эта сила называется всемiрным притяжением. Невидимая «нить» держит миллиарды звёзд. Какая непостижимая тайна! Представьте только, что эта невидимая «нить» порвётся хотя бы на мгновение. Звёзды утратят силу притяжения, падение одной повлечёт за собой падение другой, и вселенная погибнет.

Подобно тому, как всемогущий и мудрый Бог наделил звёзды огромной силой взаимного притяжения, чтобы явить равновесие и гармонию во вселенной, точно так же Бог насадил в сердца людей иную, столь же таинственную, но ещё более чудесную силу. Эта сила — любовь. Любовь — всемiрное притяжение людей, но с одним различием. Сила всемирного звёздного притяжения остаётся неизменной — такой, какой Творец определил её, а любовь, духовное притяжение, собирающее людей в чудесном единстве, претерпевает сильные изменения. Они не от Бога, но от человека, согрешившего и уклонившегося от своего Божественного предназначения.

Так исказилась любовь, что всё, что человек должен любить, он не любит и даже ненавидит, и всё, что он должен не любить, он любит и даже обожествляет. Начнём с такой всем знакомой картины. Женщина, удачно, как ей кажется, вышедшая замуж, ну скажем, за «нового русского», вместо того чтобы рожать детей, заводит собак. Она модно их одевает, вызывает им парикмахера, кормит лучшей пищей и дрожит, как бы они не заболели.

Кажется, невинное искажение? Слово Божие заповедует нам любить животных, ибо они — Божий создания и должны служить человеку в его различных нуждах. Но этот род любви должен иметь свои границы. Печально, если кто-то любит собак и не любит людей. И трижды печально, когда отец начинает ненавидеть своё дитя, едва узнав о его предстоящем появлении на свет, и спешит в клинику, чтобы устроить аборт. Люди плачут из-за смерти собаки, но не из-за смерти миллионов детей, убитых во чреве материнском.

Но разве пример преувеличенной привязанности к собачкам и кошечкам — единственное искажение любви, которую Бог насадил в человеке? Любовь к деньгам, к азартным играм, к вину, к наркотикам, к непристойностям на телевидении, к отвратительным увеселениям и противоестественным грехам — всё это продолжение того же искажения любви.

Человеку естественно любить красоту Божия творения. Он любит цветы, деревья, реки, озёра, моря. Он любит птиц и животных. Но он не должен быть идолопоклонником, уподобляясь тем, о которых так точно говорит апостол Павел: «Они заменили истину ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1, 25). Эта замена небезобидна, как может кому-то показаться. В ней открывается страшная тайна. Слово Божие ставит диагноз смертельной болезни, непонятным образом всё более распространяющейся в человечестве, — той мерзости, о которой «срамно есть и глаголати». Если Бога нет, то чему же поклоняться, как не природе? Послушайте, каким неожиданным уродством оборачивается это поклонение красоте, и не удивляйтесь, почему сегодня мэры крупнейших столиц лира, избранные большинством народа, — педерасты: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение».

И далее апостол приводит «чёрный список» грехов как следствие искажения любви. Кто не узнает в этой его характеристике «героев нашего времени»: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны., непримиримы, немилостивы».

Где причины этого ада, который люди сами создают? Он всегда начинается с подмены, вначале как будто невинной, главного второстепенным. Этой подменой люди, созданные для общения с Богом, в своём сознательном выборе в конце концов уподобляются самим бесам: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1, 25-32).

Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Некий отец, услышав эти слова в проповеди священника, засмеялся и, показывая на своего очаровательного малыша, сказал: «Нет, так, как я люблю своё дитя, каждый его ноготочек, я близко так не смогу любить Христа». На самом деле это не любовь к ребёнку, а обожествление его. Конечно, этот человек не знает, что говорит. Если бы не было Бога, не было бы ни его самого, ни его ребёнка. Но задумаемся, нет ли и у каждого из нас подобной привязанности к кому-либо или чему-либо, даже если мы не хотим признаться себе в этом? Из каждого такого предпочтения вырастает неблагодарность Христу Богу.

Хорошо познавать и любить мiр, сотворённый Богом. Но несравненно важнее узнать, что выше всего, всех людей, выше ангелов и архангелов, выше мiра видимого и невидимого — Господь наш Иисус Христос. Ради любви к Нему всякая другая любовь должна быть умалена и даже принесена в жертву, если она идёт против Его любви. Все святые, великие и безвестные, явили это подчинение всякой другой любви — любви Божией. И мы все, за кого Христос пролил Свою кровь на Голгофе, должны поступать так же, если хотим не по имени только именоваться христианами, а быть достойными последователями Его.

Не согласитесь ли Вы, что если бы сегодня было предложено голосование за двух кандидатов — Христа и антихриста, антихрист выиграл бы выборы в один тур и с блеском? И всё это совершилось бы «под знаменем свободы», самой высшей ценности — своего рода идола, бога, которому поклоняется современный мiр. А заповеди Христовы для него — посягательство на свободу, ограничение «прав человека».
И.В.Осипенко, г.Магнитогорск

 
Враги Христа искали уничтожить Его, не потому что они не знали, что Он Мессия. Они никогда не сомневались в Его чудесах, никогда не отрицали Его силы. Они ненавидели, они сознательно искали убить не лже-мессию, но подлинного Христа. Здесь для них была возможность убить Самого Бога и стать свободными. И они воспользовались этой возможностью, к которой устремляется тайна беззакония в течение веков. Философия «смерти Бога», провозглашённая Ницше, была прелюдией того, чем живёт современная постхристианская Европа.

Свобода, которую открыто предлагают нам сегодня, — отсюда. Эти люди хотят освободить молодёжь от предрассудков Церкви, от заповедей Божиих, которые всегда — ограничение свободной жизни: «не убивай, не воруй, не блуди, не лжесвидетельствуй». «Молодёжь, я дам вам свободу», — возвещал глаголемый президент, чтобы вновь быть избранным во власть. Всё можно, всё позволено. Они поступают так, не потому что не знают, что пока есть в человеке совесть и стыд, он ещё остаётся человеком, пока есть это в народе, он ещё остаётся народом, способным сопротивляться злу и собственному уничтожению. Они поступают так именно потому, что знают это. Речь идёт не только о России, но обо всём человечестве. Сатана собирает все силы на последнюю битву с Богом. Крестом Христовым открывается тайна человека беззакония, антихриста: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете», — говорит Христос (Ин. 5, 43).

«Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного», — пишет апостол Петр (1 Пет. 4, 12), обращаясь к первым христианам, которые переживали жесточайшие гонения. Но, наверное, не только к первым, но и ко всем, и к самым последним — к нам, читающим эти слова. Неужели Церковь, несмотря на всё своё облагораживающее влияние на человечество, должна быть всегда и неизбежно гонимой?
Ольга Гречишкина, г.Брянск

На поле истории добрые растения и плевелы растут вместе, неистребимо переплетаясь в корнях. И благодаря заботам врага плевелы распространяются всё обильнее. От философии эпохи Просвещения до марксистско-ленинской идеологии, осуществляемой на практике, и до сегодняшней пропаганды греха как нормы — через идеи, государственные институты, средства массовой информации, через каждодневную жизнь — во все времена, и даже во времена христианства, мы можем наблюдать нападки на христианство в обществе. При этом на горизонте всегда маячит мрачная тень антихриста.

Для нас важно видеть, что история Церкви из века в век отмечена мученичеством. Церковь должна всегда страдать и сражаться, прежде чем сделаться способной оказывать влияние на общество и преобразовывать его. В этом сражении она может быть побеждена, рассеяна, подавлена на некоторое время, в определённых местах земли. Сердце сжимается от одного взгляда на карту распространения христианства в конце эпохи Древнего мiра и во времена средневекового ислама. Некогда славные патриархаты Востока сегодня носят лишь мало что значащие титулы, будучи отвергнутыми в своём отечестве. А ни с чем не сравнимые гонения на Православие в течение 70-ти лет в нашей России! А то, что назревает в сегодняшнем постхристианском мiре!