Владимир Аннушкин - Научимся ли мы побеждать словом?

Архив: 

Слово «риторика» надо воспринимать не вульгарно, как это делает большинство журналистов (пустословие и многоречие), а научно, в соответствии с классической античной и русской традицией, — как учение об эффективной и целесообразной речи, как искусство говорить и писать правильно, убедительно, достойно.

 Поэтому поведём разговор честно — не манипулируя сознанием аудитории, а отвечая на прямые вопросы: что есть риторика? как мы учимся искусству речи? почему мы так мало ценим наш «дар безсмертный — речь», если речь — основной инструмент управления обществом и организации жизни каждого человека? Только следует говорить о той речи, которая осмыслена, которая устремляется к истине, которая устремляется к красоте подлинной, а не ложной.

В русской традиции риторика понималась как теория красноречия, а красноречие предполагает, кроме силы ума и чувств, желание общего блага. Так и оценивается поведение каждого ритора (а ритором называют человека, создающего аргументативные высказывания): служит ли он только своим корыстным интересам или устремляется в своих идеях, словах и делах к общественному благу?

Что же такое современная риторика и почему она столь важна для современного человека и особенно человека русского, православного?

Во-первых, риторика как учение о речи ясно говорит о «словесной» природе человека, о том, что «силой ума и даром слова» он отличен от других одушевлённых созданий, и если человек не владеет словом и не соответствует тому Божественному предназначению, которое начертал для него Создатель, то достоин ли он звания человека?

Во-вторых, риторика — наука о мысли и речи, поэтому основной вопрос, который ставит практическая риторика: какими мыслями наполнено человеческое сердце? Ответьте честно себе на этот вопрос и оглянитесь вокруг: какие мысли предлагает нам наше телевидение, наша система образования, и каким образом передаются эти мысли? Вы поймёте, что стиль жизни современного общества формируется не материальными силами и экономикой, а прежде всего содержанием наших мыслей и слов, которые только и связывают нас в единое человеческое сообщество.

В-третьих, риторика — искусство совершенной речи, которое в русской традиции именовалось «красноречием» — умением, по словам Ломоносова, «о всякой предложенной материи красно говорить и писать и тем других преклонять к своему об оной мнению». Очевидно, что без такого искусства не прожить каждому из нас. Только где и как мы учимся ему: по наитию, подражанием ли «авторам, в красноречии славным», наукой ли, упражнениями ли? Увы, наука нашему образованию мало известная. Для того чтобы её преподавать, необходимо подготовить учителя риторики, который обладал бы «всеми добродетелями», — где взять такового?

В-четвёртых, риторика — учение о всех видах современного слова (речи, коммуникации). Но мы, филологи («любители слова»), до сих пор не вложили в общественное сознание важности мыслей о языке, который является основой общественного прогресса и инструментом организации всей жизни общества. Я не оговорился и не преувеличил: язык — выразитель общественной идеологии, настроений, волевых устремлений, стиля жизни общества. У нас же вопросы о языке сводятся к тому, где ставить ударение в словах «йогурт» или «мусоропровод», среднего ли рода слово «кофе» и почему до сих пор наши граждане не научатся различать «надеть» и «одеть»?.. А тот простой факт, что любая общественная структура от семьи до Государственной думы организуется именно речью (её смыслом и качеством!), почему-то остаётся без внимания. Но счастлива не та семья, где трёхэтажный коттедж, а нет любви как основы хорошей речи, но та, где царит дружелюбное общение и взаимопонимание — иногда без слов. Благополучно государство, руководители которого понимают, что «политика есть общение» (Иван Ильин), поэтому в нём должны быть эффективные связи с общественностью. Слово в демократическом обществе не должно оставаться без ответа, у нас же можно сколько угодно писать в газеты о пагубности ЕГЭ или отвратительности телесериалов типа «Школы» — самое большее, вас выслушают и поблагодарят, назвав ваше мнение «частным».

В-пятых, риторика ясно показывает, что воспитание человека возможно только через слово, поэтому успехи нашего образования, умственного развития, эмоциональной оценки действительности связаны с тем, как будут организованы в обществе связи между поколениями (обратите внимание на то, как потеснили из редакций телевидения и радио старшее поколение, везде сейчас царят мальчики и девочки). А возможна ли эффективная жизнь общества без передачи культурного опыта? Не оттого ли щебетанье и хохот несутся из эфира всех без исключения радиоканалов — от «Шансона» до «Русского (!) радио», — что культурный опыт речевого воспитания попросту забыт и не востребован? Воспитание же личности как неповторимого образа Божия возможно через открытие и развитие речевого таланта, а такой талант имеется в каждом человеке — и в этом для меня как учителя риторики, передающего опыт предшественников, великий оптимизм риторического учения.

Итак, риторика формирует норму и стиль жизни, так как стиль жизни есть стиль речи (Ю.В.Рождественский), а речь — инструмент управления и организации культурных, общественных и производственных процессов. Наше неблагополучие вовсе не в отсутствии материального достатка (хотя и в нём тоже), но в отсутствии способности управлять своими мыслями и чувствами, организовывать жизнь с помощью нужного Слова, которое было «в начале» и которое неслучайно есть отражение в каждом из нас того Божественного Света, который есть «Истина и Путь», средоточие всего лучшего в мiре.

Оттого-то так легко ввести нас в обман, манипулируя нашим сознанием, что мы не знаем, не чувствуем способов риторического обмана. Вспомните тот восторг, с которым наши соотечественники открывали для себя риторику Дейла Карнеги в 90-х годах, не подозревая о том, что не только наши классики, но и теоретики 30-х годов писали гораздо лучшие работы с учётом нашего национального опыта.

Основой русской риторики как подлинного искусства слова всегда были нравственные и интеллектуальные начала. Чтобы быть хорошим оратором, — читаем у древних, — надо прежде всего быть хорошим человеком. Красноречие требует образованности, — пишет Цицерон. А какие замечательные качества отмечены в личности учителя-ритора из первого школьного устава Луцкой братской школы (1622 г.): «Учитель должен быть благочестив, смиренномудр, воз-держлив, быть образцом всяких дел...» Ломоносов требует от ритора «справедливости, мужества, безкорыстия, великодушия...»

Неслучайно эта традиция продолжена в трудах современных учёных — и конечно, можно не сомневаться в том, что лучшие люди Отечества так всегда стремились и стремятся жить. Академик Виктор Владимирович Виноградов в книге «О языке художественной прозы» (1930 г.) ввёл в оборот термин «образ оратора», который должен соответствовать понятию «благородно мыслящего человека». Продолжающие научную традицию наши современники, в частности, профессор Московского университета Волков, пишут о таких обязательных качествах оратора, как честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.

Что же сегодня? Риторика восстановлена в наших школах и вузах, только преподаётся далеко не везде, потому что знающего ритора — учителя риторики, не так-то легко подготовить. Но если вы поинтересуетесь в интернете курсами ораторского мастерства, то вам будут предложено на выбор множество тренингов, профессионализм которых далеко не на высшем уровне. Если же говорить серьёзно об обучении риторике, то за две с половиной тысячи лет сложились вполне отработанные методики, которые надо творчески применять в каждом отдельном случае.

Обучение риторике — серьёзный и занимательный труд, в котором образуется ум, обогащается словарный запас, оттачивается произношение и, между прочим, совершенствуется тело, потому что человек говорит всем своим телом...

Риторику преподают во всех ведущих вузах России. Нередко она входит в цикл речеведческих дисциплин, куда включаются стилистика, культура речи (культура общения). Большинство профессионалов понимает, как важно владеть языком — инструментом своей специальности. Что касается современной школы, то там её преподают в основном энтузиасты и факультативно, хотя имеются учебники под грифом Министерства образования.

В России есть ряд «риторических» регионов, где имеются учебно-научные школы риторики, а риторика введена в школах как региональный компонент. Это Красноярск (в апреле там была проведена недельная конференция «Дни русской словесности»), Астрахань (где состоялась 14-я Международная конференция по риторике), Пермь, Воронеж, Екатеринбург, Саратов, Ярославль — всего 17 региональных отделений Российской риторической ассоциации, основанной в 1997 году и объединяющей риторов не только России, но и Украины, Белоруссии, Латвии, Казахстана. За 13 лет нашего существования с января 1997 года Риторическая ассоциация объединила более 500 учёных и педагогов из числа тех, кому небезразличны судьбы русского слова, кто понимает роль языка и значение владения речью для практического пере- и благоустройства нашей жизни.

Призываю самым серьёзным образом отнестись к тому, что было сказано однажды святейшим Патриархом Алексием II: «Хорошую жизнь дурным языком не построить». Каков язык — отражение наших сердечных помыслов — таковы и наше настроение, желание что-либо делать для будущего. Если все беды — от языка, то добрым и мудрым языком создается атмосфера добра и гармонии, преданности и почитания родной культуры.

Культура — то ценное, что мы берём из прошлого для будущего и творчески развиваем в сегодняшних условиях. Культура — не только в материи (материальная культура), но прежде всего в тех основах духовной нравственности, которые реально зафиксированы в языке, текстах, словах. Язык — инструмент культуры, а риторика научает практически пользоваться языком, учит думать, выражать мысль в слове, формирует и воспитывает личность. Такую риторику мы восстанавливаем в России. Сумеем сформировать себя и общество в риторической культуре — тогда выстоим в борьбе с трудностями, не дадим себя обмануть лживым языкам; если будем риторическими «варварами» — потомки не простят...

Будучи на Афоне, В.В.Путин привёл замечательный пример, говоря о важности духовного начала: «Ведь и святой Георгий Победоносец побеждает не мечом или копьём, а словом». Очевидно, что «слово» Георгия — отражение Божественного Слова, а наше, человеческое — «меч обоюдоострый», который может служить и добру, и злу. Как обратить его в добро, как ему научиться? Над этими вопросами нам размышлять до скончания века, и если будем соответствовать тому Слову, которое стало образцом для нашего человеческого слова, то наверняка и процветём, и просветлеем.

Владимир Иванович АННУШКИН

 
Международный Фонд славянской письменности и культуры

ПРЕДЛАГАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КУРСЫ:

РИТОРИКА - ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ - КУЛЬТУРА ДИСКУССИИ

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА - СТИМУЛ РОСТА

РИТОРИКА - ПУТЬ К УСПЕХУ

РИТОРИКА - КУЛЬТУРА РЕЧИ - ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Тел.: 8-965-137-55-81, 951-26-31