Радоница — вторник второй недели после Пасхи. Именно в сей день, а не до него, мы обязаны поминать наших близких, ушедших от нас и ожидающих встречи с нами, когда и мы покинем мiр бренный.
13 апреля - Радоница. Поминовение усопших
Духовные учителя наставляли и наставляют нас в христианском понимании кончины: это возвращение домой — из путешествия по мiру.
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — поучал святитель Иоанн Златоуст.
«Смертный одр есть камень испытания прошедшей жизни; человек отлагает на нём то, чем он казался, и остаётся тем, чем он был...», — говорил в одной из своих проповедей святитель Филарет (Дроздов). Объясняя высказывания из Библии, он всегда находил простые, точные сравнения. Так, в успенской проповеди 1833 года, разъясняя слова апостола Филиппа, говорившего, что жилище наше находится на небесах, владыка сравнивал нашу жизнь с путешествием городского жителя по сельским местам:
— Если бы городского жителя во время путешествия в поле или в деревне спросили, где он живёт, без сомнения, он не сказал бы: «Вот здесь, на дороге или вот здесь, в сельской гостинице», но сказал бы, что живёт в городе, где у него дом и семейство.
И далее он учил мудрому пониманию слов апостола и применению их на практике во всех скорбных, тягостных или обидных случаях жизни:
- Обижают тебя, лишают собственности, чести, награды? Ещё скажи себе: житие наше на небесех есть; там наши сокровища некрадомые, венцы нетленные, воздаяния вечные. Не нужно заботиться много, если отнимают лепту на пути; позаботимся лучше, чтобы сохранить безценное наследие в доме Отца небесно
Если человек прожил свою жизнь в любви к ближним, соблюдая Христовы заповеди, нужно ли печалиться по поводу его кончины? Трудно не печалиться, если вы его любили, но мысль о том, что покойный ушёл в лучший мiр, безусловно, является утешительной. Трудно радоваться, но, тем не менее, само название дня поминовения усопших в русском культурном обиходе носит красноречивое название, несущее в себе радость.
Радоница — вторник второй недели после Пасхи. Именно в сей день, а не до него, мы обязаны поминать наших близких, ушедших от нас и ожидающих встречи с нами, когда и мы покинем мiр бренный. Священники в храмах не устают повторять, что обычай посещать кладбища в пасхальное воскресение неправильный, сложившийся в советские времена. Тогда многие храмы, особенно в сельской местности, были разрушены или закрыты, и люди вынуждены были отмечать самый великий праздник года на кладбищах возле поруганных, закрытых и разрушенных церквей.
Теперь повсюду воскресли храмы, и Воскресение Христово мы должны праздновать там, а не на могилах близких. Всю Светлую Седмицу мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.
Придя на Радоницу к усопшим, зажгите на их могилах свечи, пропойте пасхальный тропарь, воскликните: «Христос Воскресе!», и вам с небес откликнутся ваши близкие.-«Воистину Воскресе!». И, быть может, вы даже услышите этот ответный возглас. Как некогда услышал его некий монах Киево-Печерской Лавры — придя в пещеры и воскликнув у могил старцев: «Христос Воскресе, отцы и братия!». Ведь в Пасху Красную на небесах ликуют во сто крат радостнее, чем у нас на земле.
Ещё лучше, если вы не только сами пропоёте тропарь и произнесёте молитвы над усопшими, но и пригласите священника, дабы он совершил чин заупокойной литии — особого усердного моления о спасении душ усопших.
Украшать могильные холмы ни в коем случае не следует освящёнными пасхальными куличами и крашеными яйцами, как до сих пор принято у многих. Приносить еду умершим - язычество. Куличи и яйца должны быть съедены. Если у вас их избыток — отдайте нищим, но не бросайте на могильные холмы, где место цветам, радующим глаз.
А главным украшением могильного холма был и остаётся православный крест — знамение победы вечной жизни над смертью.
Кто-то из нас в этом году впервые встретит Пасху не с родным своим человеком, а придя к его могиле в день Радоницы... Печаль стиснет сердце. Но светлая и крылатая мечта о будущей встрече и о Пасхе, которую он будет праздновать на небесах, воссоединившись с любимой душой, да посетит печального в сию минуту и да обрадует его!
Александр Юрьевич СЕГЕНЬ