Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери был раньше не только праздником всей Церкви - это был государственный, всенародный праздник. Вы скажете - как и теперь. Да, но надо, чтобы и теперь он стал для нас действительно праздником спасения России, заступничеством Божией Матери через Ее чудотворный образ
4 ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)
Начало XVII века — Смутное время, время самозванцев, искателей царского престола. Страшное время разорения и опустошения Русской земли и Русской Церкви. Мы знаем из описаний этого периода истории, как гибли сёла, города, целые области, как разрушались и разорялись храмы и монастыри. Вся жизнь была в полнейшем расстройстве — и государственная, и церковная.
Святые Предстоятели нашей Церкви, больше всех потрудившиеся для блага Отечества, были отрешены от Патриаршей кафедры — св.Патриарх Иов, а затем и св. Патриарх Ермоген. Современники, оставившие подробное описание этих событий, свидетельствуют, что нечестие русских людей достигло тогда крайней степени, предательство было всеобщее. Во всех сословиях — раздор и полное недоверие друг другу. Грех свободно хозяйничал на Русской земле.
Казалось, не оставалось никакой надежды. Но было в нашем народе одно твёрдое, непоколебимое чувство — чувство любви и преданности святой Православной вере, и оно спасло тогда Россию. Первого царя Лжедмитрия умертвили потому, что он был оскорбителем веры, еретиком. Не допустили на московский престол царствовать польского королевича Владислава, хотя он уже присягнул на русское царство. Народ отверг его потому, что королевич не принял Православную веру, как обещал. И двинулись дружины народные со всех концов страны на освобождение Москвы во имя Православной веры, чтобы спасти её от поругания и осквернения поляками.
Историки Церкви и государства Российского свидетельствуют, что никогда ещё не было такого падения русского народа. И никогда не было такого чудесного его восстания, такого дивного покаяния, которое совершилось сразу, объединив всех русских людей, вчера ещё враждовавших друг с другом. Сама Божия Матерь за верность их Православию пришла к ним на помощь через Свой Казанский образ, промыслительно дарованный русским людям в 1579 году. Через эту обретённую на пепелище икону Божия Матерь явила чудо спасения нашего народа, чудо нашей истории.
Москва была уже совершенно опустошена, пылал огонь, уничтожая храмы и дома, — остался только Кремль, в котором засели поляки. В это время святителю Арсению, находившемуся в плену, было откровение свыше, что покаяние русского народа, всего воинства, которое наложило на себя трёхдневный пост, принято Господом. И что помощь Божия не замедлит. Где полнота истинной веры, где чистота её, где Православие, там возможно подлинное покаяние. Перед совершенным светом, в котором нет никакой тьмы, перед правдой и любовью Божией может произойти чудо покаяния целого народа.
То, что происходит с нашим Отечеством сегодня, не идёт ни в какое сравнение с тем, что было в XVII веке. Начиная с 1917 года — в течение многих десятилетий до наших дней — уже, кажется, не на что надеяться. Те, кто пытается спасти Россию, понимают, что одной внешней, материальной мощи для этого недостаточно. Да и нет её сегодня. Была великая мощь у России совсем недавно, но Господь рассыпал её, потому что она была основана на ложном фундаменте. Необходима идея, всех объединяющая. Была такая идея — идеология, скрепляющая всё, что происходило в нашей стране, — но её развалил Господь, потому что это было утопией, жестоким обманом.
А те, кто сегодня говорит, что недостаточно никаких экономических и политических усилий, что необходима единая национальная идея, всех объединяющая, — какую идею они могут предложить? Может быть, идею маммоны, которая насаждается всюду в мiре? Или идею Содома, которая всё больше распространяется у нас в России?
Задумаемся о простой истине: за то, что русский народ был верен Православию, за то, что Церковь была сострадательна к погибающим во грехах людям, Божия Матерь заступилась и даровала нашему Отечеству спасение. И сегодня только Православием — если оно сохранит себя в чистоте среди нашествия многих ересей и лжевер, — только верностью Истине, если Церковь наша будет способна сострадать погибающему духовно и физически народу, может Божия Матерь призреть на нас. Только за Православие, говорит преподобный Серафим Саровский, пророчествуя о великих скорбях, которые мы пережили недавно и переживаем теперь, Бог помилует Россию. И преподобный Сергий, раскрывая тайну этого нашего всецерковного, всенародного торжества, свидетельствует, что только за Православие суд об Отечестве нашем будет изменён на милость.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ