Реформы управления, армии, затяжная война со шведами, последствия церковного раскола... — так Россия болезненно перестраивалась из Царства в Империю. Дерзкому новатору Петру I нужны были всё новые и новые ресурсы, деньги, технологии, продовольствие. Но прежде всего ему нужны были новые люди.
10 ноября - 300 лет со дня преставления свт. Димитрия, митр.Ростовского
Когда-то, ещё до восшествия на престол, юный Пётр познакомился с иеромонахом Киево-Печерской Лавры Димитрием. Видно, почему-то запал в душу ему этот учёный проповедник, принявший на себя великий подвиг — собирание и публикацию житий православных святых с апостольских времён. Запал-запомнился и со временем был призван на служение духовному просветительству всего русского народа
В 1651 году в местечке Макарове, что в 40 верстах от Киева, родился в казачьей семье Саввы и Марии Туптало сын Даниил. Через три года Левобережье Днепра отошло к России, но на правой стороне продолжалась безконечно жестокая война с Польшей и Турцией. Поднявшись до сотника и получив дворянство, Савва Григорьевич вышел в отставку и переселился в Киев, став ктитором Кирилловского монастыря.
Обучаясь грамоте дома, святой проявил удивительные способности, был принят в знаменитую Братскую коллегию (впоследствии Киевскую Духовную академию) - училище, основанное митрополитом Петром Могилой. Удивлявший наставников не только способностями к учению, но и непоказным благочестием, юноша к тому же ещё серьёзно увлёкся поэзией и риторикой. Но когда ему исполнилось 18 лет, захватившие Киев поляки коллегию закрыли.
Влекомый духом, Даниил через три года стал послушником Кирилловского монастыря, где ктитором был его отец. Известный своей учёностью настоятель Мелетий Дзик в 1668 году благословил Даниила на постриг с именем Димитрий (в честь святого Димитрия Солунского), а вскоре он был рукоположен в иеродиаконы. В этом служении оставался более пяти лет.
Об увлечённом исторической наукой и богословием 25-летнем иеродиаконе узнал архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович). Он призвал его к себе в Чернигов и, возведя в сан иеромонаха, дал послушание проповедовать в кафедральном соборе.
Образные, яркие, духовдох-новенные проповеди отца Димитрия привлекали толпы людей. Вскоре самые различные приходы и обители захотели послушать его толкования Писания и призывы к покаянию. И молодой иеромонах ушёл странствовать, уча и укрепляя в Православной вере не только на Украине, но и в Польше, даже в Литве. Потом, ввиду угрожавшего Киеву нашествия турок, по настоятельному зову украинского гетмана Самойловича, переехал в его городок Батурин. Поселившись в Николаевском монастыре, о. Димитрий даже на какое-то
время принял на себя игуменство. Однако скоро ощутив, как эта должность отвлекает его от учёных занятий, он смиренно отказался от неё.
После отпадения турецкой угрозы пришло приглашение из Киево-Печерской Лавры потрудиться над житиями святых. К этому времени уже существовали Великие Четьи-Минеи, составленные митрополитом Макарием в XVI веке. Но они требовали сверки, обновлений переводов, множественных дополнений и, исходя из задачи всенародного просветительства, изложения современным, доступным широкому читателю языком.
Предстоял труд, требующий и терпения, и богословских знаний, и литературного дара. И лучшего исполнителя сему Киево-Печерский игумен Иннокентий Гизель увидел в о. Димитрии. Так в 1684 году началась титаническая эпопея собирания, упорядочивания по числам поминания и издания житий православных святых, продолжившаяся почти до самой кончины уже епископа Димитрия.
Дни и ночи, до полного истощения сил, молодой учёный пребывал в этом послушании. Но не оставлял и монашеского молитвенного подвига, за что Господь явно укреплял его Своей благодатью.
Однако вскоре на Киевскую кафедру был поставлен митрополит Гедеон. Новый владыка опять назначает о. Димитрия настоятелем Батуринско-Николаевского монастыря.
Хорошо знакомый с трудами западных богословов, в том числе иезуитов, он принимал участие в яростных тогда на Западной Руси теологических спорах, активно отстаивая Православную чистоту от экспансии Рима. И продолжал трудиться над Минеями. По окончании первой части их, он впервые побывал в Москве. Тогда-то и познакомились они с Петром I. Представленные о.Димитрием рукописи перепроверили, с малыми помарками патриаршее благословение было дано, и книга вышла.
Скончались Патриарх Иоаким и митрополит Гедеон. Новый Патриарх Адриан утвердил на Киевскую кафедру настоятеля Киево-Печерской Лавры Варлаама (Ясинского), привезшего о.Димитрию из Москвы грамоту на продолжение работы, чем признавалась её значимость для всей Русской Церкви.
Вновь отказавшись от игуменства, о. Димитрий готовит к печати новую часть житий. Но митрополит Варлаам перевёл его в Киев настоятелем Кирилловского монастыря, где продолжал ктиторствовать столетний (!) Савва Григорьевич. А потом, уже в сане архимандрита, о. Димитрий назначается настоятелем сразу двух черниговских монастырей. Как ему при такой пастырской и административной нагрузке удалось уже в марте 1700 года напечатать новые Минеи за март, апрель, май - ведомо только Богу. В дневнике, который он много лет вёл, остались свидетельства духовных утешений и помощи, посылаемых ему свыше.
Император Пётр I вспомнил об учёном проповеднике, когда подбиралась кандидатура на Тобольскую кафедру. Предстояло непростое миссионерство и крещение язычников из множества самых разных и неведомых народов. И будущему епископу Сибирскому Димитрию предписывалось явиться в столицу, взяв с собой двух толковых монахов для обучения китайскому и монгольскому языкам.
Однако суровый климат оказался не по силам пятидесятилетнему архиерею, большая часть жизни которого прошла в монастырских кельях и корпений над бумагами. С юности не обладавший здоровьем, владыка не смог выполнять возложенные на него обязанности, связанные с длительными переездами по безкрайним диким просторам. Вскоре он тяжело заболел.
Узнав о скорбях нового епископа, Пётр I повелел ему вернуться в Москву и ждать нового назначения. А на его место в Сибирь с Украины отправился владыка Филофей (Лещинский), который проповедовал и крестил во Христа великое множество сибирских языков.
Около года в келье Чудова монастыря епископ Димитрий предавался привычной работе. К этому времени составленные им Четьи-Минеи для многих стали настольными книгами, его общества искали высшие чины государства. Особо духовные беседы с владыкой Димитрием ценила вдова царя Иоанна V Алексеевича Параскева Феодоровна.
1 марта 1702 года, в неделю вторую Великого поста, епископ Димитрий взошёл на кафедру Троицкого собора Ростова, заменив скончавшегося митрополита Иоасафа.
«Я пришёл к вам с любовью, не скажу, как отец к чадам, но как брат к братьям, как друг к любезным друзьям», - так впервые обратился владыка к своей пастве. И все оставшиеся до кончины годы своими трудами он подтверждал эти слова.
В Ростовской епархии никогда не слыхали живых проповедей, в городе не имелось духовной школы, священство было совершенно необразованно, почти неграмотно, нравственность носителей сана требовала решительного внимания. При этом слишком жёстко устанавливаемые новой столицей перемены приводили не только крестьян и купцов, но и дворян в смятение. Пользуясь моментом, активно прозелитствовали раскольники-сектанты.
Первым делом владыка открыл в Ростове училище на 200 семинаристов, вложив свои средства. Он лично преподавал некоторые предметы. Через несколько лет это позволило укрепить епархию принципиально новыми служителями, не просто справляющими обряды, а несущими свет Христовой истины и словом, и делом.
Владыка работал и над перевоспитанием уже служащих священников, его письма о сохранении тайны исповеди, против пьянства, катехизические наставления для пастырей и паствы, богословские трактаты, разъяснения против староверов-сектантов разошлись-разлетелись по всей России.
Он писал молитвы, акафисты, стихиры, составил для Казани две службы в честь чудотворной иконы Богоматери и святых мучеников Кизических.
Сам в удивительной гармонии сочетавший современное ему европейское образование с истинно монашеской молитвой, святитель желал, чтобы Дух Господень пронизывал все сферы человеческой деятельности. Среди безчисленного множества архиерейских творений его есть и две оперы (!) - «Ростовское действо» и «Успенская драма». На его произведениях воспитаны несколько поколений русских писателей. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков и другие имели его книги в библиотеках и даже использовали сюжеты из них в своих художественных произведениях.
Проводилась архиереем немалая работа и по поддержанию государева авторитета, разъяснению реформ. Но за многие «излишества» Пётр I при личном общении получал от святителя достаточно жёсткие укоры.
За два года владыка Димитрий закончил и отправил в Киев для печати последнюю часть Четьих-Миней за июнь, июль и август. Тогда же задумал писать историю Древней Церкви. Пять лет ушло на собирание материалов и первые главы. Ему исполнялось 58 лет, и, зная о своём нездоровье, он понимал, что не успеет завершить начатое. Чувствуя приближение кончины, он написал завещание: «Не собрал я имения, кроме книг святых, ни злата, ни серебра, ни излишних одежд...»
В день своего покровителя великомученика Димитрия Солунского святитель отслужил последнюю литургию, но был уже не в силах говорить проповедь. Вечером слушал певчих. А на рассвете нашли его опочившим на коленях, словно продолжавшим молитву.
Согласно завещанию он был похоронен в Иаковлевском монастыре.
В 1763 году епископ Димитрий Ростовский причислен к лику святых - первым в обновлённой Российской империи.
Василий Владимирович ДВОРЦОВ