Телепередача "Русский Дом" от 21 сентября 2003 года

 

 "РУССКИЙ ДОМ"

21.09.2003г.

ПОЛУШИН:

Здравствуйте!

Спасибо, что Вы нашли время прийти к нам в "Русский Дом".

Сегодня Православная церковь отмечает большой праздник - Рождество Пресвятой Богородицы.

В.ДЕМАКОВ "РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ"

Корр. за кадром.

Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Православной Церковью как день всемирной радости. В этот день более 2-х тысяч лет назад недалеко от Иерусалима в небольшом Галилейском городе Назарете в семье Иоакима и Анны родилась девочка, названная родителями Марией, что в переводе с еврейского означает "госпожа". Промыслом Божиим ей суждено было стать Матерью Спасителя мира.

Более 50-ти лет супруги были бездетны. Но, даже достигнув преклонных лет, они не теряли надежды на милость Божию, твёрдо веря, что Богу всё возможно. Бесплодие в еврейском народе считалось наказанием Божиим за грехи, поэтому супруги постоянно терпели упрёки и насмешки от своих соотечественников. В один из праздников Иоаким, по обычаю, принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял её, назвав Иоакима недостойным. В глубоком горе Иоаким ушёл в пустыню, и там, проведя 40 дней в строгом посте и молитве, со слезами на глазах просил Бога о милосердии. Анна, узнав, что случилась с мужем, предалась неутешной скорби, считая себя главной виновницей постигшего их горя. Однажды, молясь в саду, она увидела на дереве гнездо с птенцами. Это ещё больше поразило её. С болью в сердце она обратилась к Богу со словами: "Все утешаются детьми, лишь я остаюсь бесплодною. Разреши Господи, болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рождённое мною принесено в дар Тебе". Едва она произнесла эти слова, как перед ней предстал Ангел Божий и сказал: "Молитва твоя услышана. Ты родишь дочь, выше всех дочерей земных. Ею дастся спасение миру и наречётся она Мариею". После этого Ангел возвестил радостную весть Иоакиму. Вскоре Анна зачала и по прошествии времени родила дочь, которая Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим.

СИНХРОН - игумения Иулиания, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

" Этот праздник всем нам возвещает радость. Именно радость. И мне очень хочется всем пожелать этой радости, потому что сейчас много скорбей, много печалей, много искушений бывает. И нам не надо забывать среди этой суеты о Господе, о Его Пречистой Матери. Нам надо всем помнить, что у нас есть там на Небе Заступница, Ходатаица перед Господом, Которая утешит нас и поможет. И сможет взять на Себя все наши скорби и печали. И никто, как Она, и никто, как Она не сможет нас понять, и никто как Она не сможет нас утешить".

Корр. за кадром.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

ПОЛУШИН:

Спешим мы в скорбях своих и нуждах к Матери Божией, потому что твердо знаем, что с одинаковой материнской любовью слышит Она и целомудренного и кающегося грешника. По словам Андрея Критского, Матерь Божия принесла в мир обновление природы. 21 сентября день леса. В стране, где кажется, всё распродано налево и направо, оказывается всё наше зеленое богатство, по-прежнему, государственное. Что это? Нерасторопность прихватизаторов или мудрость властьпредержащих, понимающих, что лес общенародное достояние.

М.МАСЛОВ "ДЕНЬ ЛЕСА"

КОРР.:

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили посмотреть, как живет один обычный из 1600 лесхозов России. Истринский район один из самых лесистых в Московской области. Более половина её территории леса. Задачи, которые стоят перед лесхозом две. Первая - охранять лес, а вторая зарабатывать деньги государству продажей леса. То есть, какой-либо предприниматель берет на аукционе часть леса в аренду и рубит его.

Правило здесь простое: чтобы сохранялся баланс необходимо посадить ровно столько гектаров леса, сколько вырублено. И это тоже задача лесхоза. А финансировать эти работы государство должно в полном объеме.

СИНХРОН - ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ САРАФАНОВ, ДИРЕКТОР ИСТРИНСКОГО ЛЕСХОЗА:

По отношению, наверное. 10-15% то, что нам выделяется, и остальное мы нарабатываем сами. Это даже еще, я скажу, цифры, цифры чисто вот лесокультурных работ, это посадка леса. Есть еще работа, связанная с уходом за этими посадками и молодняками. Это тоже огромные средства, ну, средства, которых просто не выделяют для этих целей.

КОРР.:

В среднем в год необходимо провести посадку молодых елочек на площади в 300 гектаров, стоит 1 гектар работ свыше 3 тысяч рублей, помимо этого надо ухаживать за молодыми насаждениями прошлых лет. А это еще 800-900 гектаров плюс зарплата, горючее и так далее, и так далее… И на всё это 15% от необходимого выделяет государство.

И как жить? Как выполнять государственную задачу по охране леса? Быть может на 15 процентов? Но, нет. В Истринском лесхозе свои работы люди выполняют на 100%. А деньги? Деньги зарабатывают сами. Только вот с погодой в этом году не везет, дожди.

СИНХРОН - ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА КРЫЛОВА, ЛЕСНИЧИЙ САВЕЛЬЕВСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА ИСТРИНСКОГО ЛЕСХОЗА:

Для нашей работы - это плохо дожди, потому что в лес не войдешь. Естественно, сказывается на бюджете на нашем, на заработной плате, будем так говорить. Потому что очень много дождливых дней, в лес не войдешь, трактор вязнет. Вот ждем каждый день, что погода все-таки нас вознаградит за такое лето, еще возьмем своё.

КОРР.:

Поясним, что имеет в виду Татьяна Николаевна. Государство щедро решило не забирать себе весь лесной доход, а немного оставить лесхозам. Доход от реализации леса от рубок основного пользования, где наиболее ценная древесина, это государству. А вот санитарные рубки, рубки ухода, где лес либо поеден короедом, либо повален ураганом, этим, пожалуйста, можете заниматься сами и доход оставлять себе для того, чтобы и финансировать государственные задачи по охране леса. Что можно сказать о такой экономической модели? Хитро придумано. А расхлебывать всё это приходится простым работникам отдельно взятого лесхоза.

СИНХРОН - ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ САРАФАНОВ, ДИРЕКТОР ИСТРИНСКОГО ЛЕСХОЗА:

Просто сегодня энтузиазм, патриотизм тех людей, которые посвятили себя вот этой деятельности, этой специальности, профессии, избрали этот нелегкий путь. Оно время подходит и заканчивает, потому что поколение молодое вряд ли уже будет с таким фанатизмом и самоотдачей реализовывать себя на благо леса, на благо природы в этих условиях.

КОРР.:

Энтузиазм, патриотизм. Отвыкли мы от таких слов. Оказалось, нет им места в рыночной экономике. Ты мне - я тебе. Ну, а если ты любишь свою работу, свой лес, что делать? Несколько лет назад в Истринском лесхозе провели свою административную реформу, не дожидаясь указаний из центра. В результате сократили количество подразделений с девяти до пяти. И при этом в трех из них руководители женщины.

СИХРОН - ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ГОСТЕВА, ЛЕСНИЧИЙ ДЕНЬКОВСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА ИСТРИНСКОГО ЛЕСХОЗА:

Конечно, это очень не женская работа. Большинство, конечно, мужчина должен заниматься, женщинам тяжелее. Но, женщина так как она более ответственная, чем мужчина, исполнительная, поэтому можно и работать женщинам в лесу.

КОРР.:

Вот такой последний ресурс задействовал Владимир Николаевич в деле выполнения важнейших государственных задач по охране леса. Что делать? Если оптимизм быстрее покидает мужчин, нежели женщин. А еще Владимир Николаевич возлагает большие надежды на привлечение к работе молодежи. И первые успехи уже есть.

В настоящее время в Истринском лесхоза начал работать полный патруль. И это новое дело доверено молодому грамотному специалисту.

СИНХРОН - МИРА АЛЕКСАНДРОВНА НЕСТЕРЧУК, ИНСПЕКТОР ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ЛЕСА НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОГО ЛЕСНИЧЕСТВА ИСТРИНСКОГО ЛЕСХОЗА:

Корр.: Мира, а лес нужен?

- Ну, а как же? Сейчас, конечно, много вырубается, много, много, много, но лес, конечно, нужен. Как же без него.

КОРР.:

Спасибо Мира Александровна. Конечно же, лес нужен. И никак без него нам не обойтись. Только вот вопрос всё равно остается, кто же будет хозяином у леса? Правительство Российской Федерации на этой неделе намекнуло, что приватизация леса в перспективных планах государства. Всё стало очевидным, не мытьем так катаньем. Ура, приватизаторы хотят забрать у нас русский лес. И лозунг у них простой: мол, государство плохой хозяин, а вот частник наведет порядок. Так, кому же достанется русский лес.

Читайте в октябрьском номере журнала "Русский Дом":

- Никто, кроме нас. На съезде конгресса русских общин определены задачи объединения патриотов.

- Спасительная кровь. Десять лет трагическим событиям в Москве.

- Для кого написана Конституция? Почему правительство лишило своих граждан конституционного права указывать свою национальность?

- Покров и заступление наше. 14 октября Покров Пресвятой Богородицы.

"Русский Дом" журнал для тех, кто любит Россию.

ПОЛУШИН:

А теперь, сообщение из Приднестровья. К сожалению, эта республика переживает новый этап политики экономической блокады. Все телефонные сети, соединяющие республику, с внешним миром перерезаны по распоряжению Молдавского правительства. Информационная война, развязанная Кишиневом, стала предлогом для официального приглашения в Молдавию голубых касок Евросоюза и НАТО.

Ю.СЕЛИВАНОВ "В ПРИДНЕСТРОВЬЕ - НАТО"

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Столкновение интересов ведущих операторов связи Молдовы и Приднестровья случались и раньше. Но никогда еще они не перерастали в серьезную социально-политическую проблему. Нынешнее обострение ситуации началось три дня назад, когда в молдавском городе Каушаны начал работать новый передатчик цифрового телевещания. По странному совпадению его эфирная частота полностью совпала с частотой Приднестровской мобильной связи и практически вывела ее из строя. Тираспольские связисты попытались исправить ситуацию, перейдя на запасную частоту. Но это не помогло.

СУБТИТР - ВЛАДИМИР БЕЛЯЕВ, МИНИСТР СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ПРИДНЕСТРОВЬЯ:

Сегодня события начинают развиваться с еще большей интенсивностью. Передатчик цифрового телерадиовещания в городе Каушаны почему-то перешел на работу на другом частотном канале. Таким образом, мобильная сотовая связь вторично поражается цифровым телевизионным вещанием республики Молдова. Здесь, по-моему, уже всем понятно достаточно о том, что это не внедрение цифрового телевидения, а преднамеренные действия Министерства транспорта и связи республики Молдовы в отношении связи Приднестровья.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Целенаправленное подавление систем связи во всех военных наставлениях рассматривается, как один из видов боевых действий в современной войне. И независимые военные эксперты не видят оснований квалифицировать шаги Молдовы как-то иначе. Уже сегодня жертвами электронной атаки со стороны Кишинева стали десятки тысяч жителей Приднестровья.

СИНХРОНЫ ЖИТЕЛЕЙ ПМР ПО ТЕМЕ ТЕЛЕФОННОЙ ВОЙНЫ:

- Ужасно. Дело в том, что у меня родители живут в Тирасполе, я элементарно не могу дозвониться своему отцу и сегодня поздравить его с днем рождения. Это очень неудобно, очень неприятно. Также у меня там маленький ребенок сейчас находится, я его оставила на лечение у родителей, я не могу узнать, как дела, что с ним, как проходит лечение. Так, что придется ехать туда.

- У меня, например, очень больны родители. И вот наличие такой связи, это был единственный способ для моих родителей постоянно знать моё место нахождения. И я в любой момент могла узнать о состоянии их здоровья, как они себя чувствуют, может быть, какие-то насущные проблемы помочь решить. А теперь получается, что мы потеряли такую возможность общаться.

- Я не могу никуда дозвониться, мне люди не могут дозвониться. Из-за этого у меня в принципе работа страдает, я теряю деньги.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Желание кишиневских властей насолить Приднестровью столь велико, что перед ним отступают даже принципы международного права. Молдавские средства постановки радиопомех подавили связь и на территории соседней Украины, где используется тот же телефонный стандарт, что и в Приднестровье.

СУБТИТР - НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ МАМОНОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР УКРАИНСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ КОМПАНИИ:

В последнее время идет масса звонков от абонентов нашей компании, которые недовольны качеством связи. Проблема в том, что базовая станция, расположенная в регионах Одесской области Балта, Сарата, Котовск, Жовтый поражены радиопомехой. Радиопомеха определена и находится на территории республики Молдовы город Каушаны.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Между тем, в Кишиневе делают вид, что ничего из ряда вон выходящего не происходит. И уж тем более, не видят необходимости в принятии политического решения о прекращении электронной войны.

СУБТИТР - ВАСИЛЕ ШОВА, МИНИСТР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОЛДОВЫ:

Я думаю, что вопрос, который возник сегодня в области сотрудничества в телекоммуникации, прежде всего, необходимо рассматривать, как необходимо ускорить встречу заинтересованных экономических агентов в этой сфере. Насколько я понимаю, что здесь вопрос не столько в каких-то политических противоречиях, сколько в экономических интересах.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

В тот момент, когда давление Кишинева на Приднестровье достигло максимума, в Тирасполь прибыл заместитель главы Администрации президента России Дмитрий Козак. Неслучайность этого совпадения подтвердилась немедленно. Полномочный представитель Великой России выступил в сомнительной роли посыльного Молдавского президента Владимира Воронина и предъявил приднестровцам очередной ультиматум. Его суть предельно ясна. Кишинев никогда не пойдет на равноправную федерацию с Тирасполем, а, следовательно, нужно соглашаться на предложенную Ворониным ограниченную автономию. И на этой основе урегулировать конфликт. Российские дипломаты дают понять, что такая позиция Москвы связана с идущим уже многие годы российско-молдавским торгам о создании в Молдавии постоянной военной базы России. Кишинев не скрывает, что главным условием сохранения российского военного присутствия на Днестре, является такое решение Приднестровской проблемы, которая предусматривает полную ликвидацию государственности Приднестровья. Однако, по мнению компетентных экспертов, расчеты московских геополитиков закрепиться в Молдавии после сдачи Приднестровья построены на песке. Молдавское руководство, не смотря на словесные реверансы в адрес России, продолжает активно сближаться с Западом. И предоставляет ему все больше простора для действий на своей территории. Последнее тому подтверждение, официальное приглашение Евросоюза к участию миротворческой операции и к военному присутствию на Днестре. Эта инициатива, выдвинутая президентом Молдовы на прошлой неделе, является прямым вызовом интересам России, под эгидой которой сегодня проходит миротворческая операция в Молдавии. А Запад, как известно, настаивает на скорейшем завершении миссии российских войск в этом регионе.

Юрий Селиванов, Игорь Мехоношин

"Русский Дом" из Приднестровья

"Лихолетье", "Крестный путь России" вышел из печати новый двухтомник Николая Сергеевича Леонова. Известный разведчик, историк, публицист делится своими воспоминаниями и размышляет о судьбе России и русского народа. Книги вы можете приобрести в редакции журнала "Русский Дом".

ПОЛУШИН:

В этом году Православная Церковь отметила 100-летие со дня преставления преподобного Серафима Саровского. Празднование этого знаменательного события не ограничилось только лишь Саровскими торжествами. В день памяти святого московскому Высоко-Петровскому монастырю была торжественно возвращена частичка святых мощей Серафима Саровского, которая в свое время находилась у Патриарха Алексия I. После его смерти святыня оказалась в руках антиквара, который требовал за неё немалых денег. "Все на продажу" - этим лозунгом некоторые дельцы руководствуются и в том, что касается святых для каждого русского человека вещей. К счастью, нашелся благотворитель, который смог выкупить у торговца святыней частичку мощей Серафима Саровского и принести ее в дар монастырю.

Г.ЯКУБОВСКИЙ "СЕРАФИМ САРОВСКИЙ В ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ"

СИНХРОН - Евгений Михайлович Ряпов (поэт, президент клуба меценатов и благотворителей России):

Это не я выкупил святыню. Святыня удостоила меня великой чести, что вот через меня, так сказать, вот она, так сказать, помещена в такое радостное место. Вот, так сказать, ежедневно я возношу молитвы Преподобному, вот и благодарю за такое великое счастье.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

История этой находки столь же удивительна, сколь и закономерна. "Святыня сама находит путь" - считает Евгений Ряпов. При его непосредственном участии около 2-х тысяч старинных икон переданы Русской Православной Церкви. Одно из главных мест в этом почетном списке, несомненно, займут святыни, возвращенные в год прославления Святого Преподобного Серафима Саровского.

Вот уже без малого 10 лет Евгений Ряпов возглавляет клуб меценатов России. Многолетняя дружба связывает его с настоятелем Высоко-Петровского монастыря архимандритом Иоанном (Экономцевым). Евгений Михайлович был в числе первых, кто помогал настоятелю восстанавливать монастырский комплекс. Поэтому, вполне естественно, что заветную шкатулку меценат передал этому красавцу-монастырю. Патриаршее подворье находится в самом сердце столицы, на Петровке.

СИНХРОН: архимандрит Иоанн (Экономцев) - настоятель Высокопетровского монастыря:

У нас в каждом храме нашего монастыря есть иконы Серафима Саровского. Для меня, конечно, это было великим счастьем приобретение этой частицы. Я до сих пор еще не могу полностью осознать вот того великого счастья, которого мы сподобились. Думаю, что только со временем вот станет ясно и для меня и для всех сослужащих мне, и всех работающих в нашем монастыре значение этого великого события.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

2 августа - день обретения мощей преподобного Серафима Саровского. А в Московском Высоко-Петровском монастыре посреди лета запели Пасху. Сотни богомольцев с Пасхальными песнопениями встречают дивную святыню, частицу мощей батюшки Серафима. Символично то, что монастырь получил этот дар в год 100-летия со дня прославления святого.

СИНХРОН - отец Александр- клирик Высоко-Петровского монастыря:

Для меня преподобный Серафим - это как открытая дверь в небо, туда, где святые и где ангелы. Вот в последние времена вот эта дверь она открывается для каждого русского человека. Мы вдруг открываем для себя вот эту огненность самого преподобного Серафима. И вот этот духовный огонь он входит в наши сердца.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

"Христос Воскресе, радость моя!" - этими словами встречал Серафим Саровский всех гостей. В любое время года к нему устремлялись сотни страждущих. Для каждого у батюшки находилось доброе слово. Благодатный старец ободрял маловерных, поддерживал унывающих, напутствовал ищущих спасения в бурном житейском море.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Старца Серафима еще при жизни называли утешителем скорбящих. Никто не уходил от него без благодатной помощи. И поныне особую духовную радость испытывают верующие, обращаясь к Преподобному в молитвах.

СИНХРОН:

Вчера я лежала в постели, а сегодня утром встала, у меня и болезнь прошла.

- Меня как-то успокаивает то, что он при жизни при своей всем радовался людям. И как-то даже в какой-то скорби, в печали, как к отцу родному, подойдешь вот к иконе, помолишься, чувствуешь какое-то утешение. Даже вот икона его "Умиление" тоже мне очень дорога и близка.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

За сто лет, прошедших со дня прославления Серафима Саровского, число его почитателей растет в геометрической прогрессии. "Хорошая закваска заквашивает все тесто" - говорит апостол Павел.

Теперь посреди шумной российской столицы появился еще один островок, освященный мистическим присутствием Серафима Саровского. Теперь каждую пятницу братия монастыря будет служить канон с акафистом Преподобному у его святых мощей. А настоятель, отец Иоанн, обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с прошением о том, чтобы начать на подворье строительство нового храма. Храма в честь всея России чудотворца Преподобного Серафима Саровского.

СИНХРОН - Наталья:

Батюшка наш, ну, понимаете, который заступник наш. Он защищает нашу Родину, нашу Россию-матушку. Я думаю, все у нас будет хорошо с Божьей помощью!

ПОЛУШИН:

Серафим Саровский один из самых почитаемых русских святых. Он говорил "Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся". Может быть, потому что об этой истине забыли? Одной из острейших проблем современной России стало огромное число брошенных детей. Количество таких подростков исчисляется сотнями тысяч. За десять лет реформ в России появилось около двух миллионов беспризорников. Только за прошлый год 128 тысяч детей брошены родителями, 720 тысяч малышей находится в детских домах.

Недавно в Калужской области произошло знаменательное событие. В Малоярославском женском монастыре было освящено новое здание детского православного приюта Отрада.

Г.ЯКУБОВСКИЙ "ПРИЮТ ОТРАДА"

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Малоярославский Свято-Никольский Черноостровский монастырь. Нет, пожалуй, во всем Малоярославце места, заветнее для верующего русского сердца. На стенах этой святой обители до сих пор видны следы французской картечи. Здесь, буквально на этом месте, в 1812 году русские солдаты сражались с полчищами Наполеона. И здесь же, в Великую Отечественную в кровавом 41-м проходил передний край обороны. Давно отгремели те бои, но не прекращается невидимая духовная брань и поле этой битвы сердце человека.

СИНХРОН - КЛИМЕНТ-АРХИЕПИСКОП КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ:

Когда произошли изменения в нашей стране политические, началась как бы демократия, но демократия, вот эта свобода она стала развиваться по направлению допустить, или раскрепостить, допустить свободно действовать грех в нашей стране, но не нравственное начало. Дети, молодые люди они росли без навыка делать добро. Это очень печально.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Владыка Климент частый гость в монастыре. На этот раз повод для приезда архипастыря особенно волнительный и торжественный. Сегодня открывается новое здание детского приюта-пансиона "Отрада", названного так в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение". Это первый православный приют. Его создание благословил Святейший Патриарх Алексий II. Вот уже 9 лет во главе с игуменьей матушкой Николаей, сестры воспитывают при монастыре девочек, оставшихся без попечения родителей. В большинстве своем это брошенные, забытые всеми дети, сироты при живых матерях.

СИНХРОН - АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КОТЕЛКИН - УЧРЕДИТЕЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ФОНДА "СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ":

Любой православный человек понимает, что это общая наша вина, и общая кара. Но, из-за этой нашей вины страдают абсолютно невинные беспомощные существа, это дети. И как-то хотелось исправить хоть своими какими-то трудами и трудами своих соратников хоть малую толику этой вины.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Без фонда "Связь поколений" не было бы этого красавца здания. Именно отсутствие учебных кабинетов являлось препятствием для получения приютом лицензии на учебно-воспитательную деятельность. Ну, теперь с этим всё в порядке. Новый корпус построили всего за два года. Теперь у воспитанниц будут свои комнаты, классы для занятий, оснащенные современными компьютерами. Но, главное, своя домовая церковь. Еще одна гордость маленьких обителей приюта - живой уголок. Всё, чего были лишены девочки, сторицей возмещают им сестры монахини. Новое помещение приюта дышит домашним теплом и уютом, радует глаз ярким интерьером, обилием игрушек и православной литературой.

СИНХРОН - ЕЛЕНА - ПОСЛУШНИЦА СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ:

У каждого ребенка есть помимо воспитателей, есть еще сестра, которая ну, как бы ему заменяет маму. Он может в любое время прибежать к этой сестре там рассказать о своей беде, попросить совет как-то, утешиться. Поэтому дети чувствуют заботу во всем. Воспитателей у нас около 10, но, так вот вообще, как бы на детей работает весь монастырь. Все 80 сестер работают на детей.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

В православном приюте "Отрада" царит атмосфера любви. Лучше всяких слов об этом говорят радостные детские лица, лучистые глаза широко распахнутые в мир. Здесь воспитываются девочки разного возраста от 5 до 15 лет. Все они крещены, веруют в Бога. А некоторые жили в монастыре еще до создания приюта. Собственно говоря, их проживание в обители явилось основным толчком к организации такого гнездышка, где эти обездоленные и отвергнутые обществом создания можно оградить от беды. Главная задача дать им возможность жить в чистоте, уюте, сытости, тепле, безопасности. И что самое основное, в православной вере. Воспитанием девочек занимаются сестры, имеющие профессиональное педагогическое, медицинское, музыкальное, художественное образование. Под руководством старших девочки шьют, вышивают, рисуют, трудятся.

СИНХРОН - ЮЛИЯ АЛФЕРОВА - ВОСПИТАННИЦА ПРИЮТА:

Люди уходят в монастырь по большой любви к Богу. Поэтому девочки, когда вырастают, они думают, если они чувствуют, что они способны как бы за Богом, ради Бога отказаться от всего, то они остаются здесь. А некоторые едут дальше учиться. Всё зависит от человека.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

На новоселье принято дарить подарки. Гости из детского фонда подарили приюту белоснежный автомобиль "Газель", а президент фонда, известный детский писатель Альберт Лиханов, вручил обители высокую награду, орден Святого страстотерпца царевича Димитрия. Эта награда учреждена по благословению Святейшего Патриарха. Орден вручают всем преуспевшим в делах благотворительности, помощи обездоленным.

СИНХРОН - АЛЬБЕРТ АНАТОЛЬЕВИЧ ЛИХАНОВ - ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ФОНДА:

Это поразительно. Это спасительная идея на мой взгляд. Это и есть реальное спасение, потому что никакое государство, никакими казенками сиротство от беды не спасет от одиночества. А спасти могут только семейные детские дома, или вот такой приют, церковный приют, который мы видим здесь.

СИНХРОН - ОЛЬГА ИВАНОВНА ЕФИМОВА - ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:

Самые лучшие из лучших, это дети, которые воспитываются при монастыре. Не бывает проблем ни одной. - Почему на ваш взгляд так получается? - Потому что они окружены любовью, любовью необыкновенной. И они понимают всё, только вот слово им скажешь, они поймут, даже взгляд они понимают. И встречают каждого учителя улыбкой и провожают улыбкой. И мы также.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Теперь рядом с древними монастырскими постройками появилось еще одно новое здание - двухэтажный корпус православного приюта "Отрада".

ПОЛУШИН:

Напоминаем, что теперь вы можете слушать радиоверсию программы "Русский Дом" на Народном радио. Средние волны. 612 килогерц. Каждые понедельник и среду с 18 до 19 часов.

А сегодня гость "Русского Дома" главный редактор газеты "Русь Державная" Андрей Николаевич Печерский.

Андрей Николаевич! Вот этот день, праздничный день, я так понимаю, для вас еще памятен тем, что в сентябре ровно 10 лет назад у вас вышел в свет первый номер газеты "Русь Державная". Чем Вам запомнился тот день?

ПЕЧЕРСКИЙ:

Этот день был необычен для меня, как для профессионального журналиста. Дело в том, что не знаю, кто предложил, но на выпуск газеты в типографию мы пригласили православного священника, нашего друга, ныне покойного отца Геннадия Сандакова. И он, ни больше, ни меньше осуществил там водосвятный молебен, окропил станки типографские.

ПОЛУШИН:

Наверное, это вообще было впервые в истории нашего печатания?

ПЕЧЕРСКИЙ:

Да. Я знаю, что некоторые газеты, например, Российская газета просто сделали фоторепортажи для своих газет. Потому что это было ну, что-то новое. И больше всего понравилась эта реакция типографских, конечно, рабочих. У некоторых даже слезы были на глазах, когда они стояли со свечами, потом просили освятить там свои кабинеты. В общем, праздник такой необычный был. И когда пошла лента газеты по конвейеру, поскольку у нас первая страница она в основном красная, то, как бы из-за скорости такое было впечатление, что красная лента, как будто красная река такая полилась. И всем это очень запомнилось, и до сих пор эти дни для нас очень дороги. Потому что "Русь Державная" она началась вот с молитвы.

ПОЛУШИН:

Андрей Николаевич, 10 лет, большой отрезок времени. Как бы вы оценили его в жизни не только вашей газеты, а вообще в жизни православной России. Какой, на ваш взгляд, проделан путь, многого ли мы добились? Вот видимое событие, что произошло вот в эти годы, возведен практически с нуля, как говорится, огромный храм, который стал символом современной возрождающейся России. Поскольку я понимаю и ваша газета, и вы тоже имели участие в его воссоздании.

ПЕЧЕРСКИЙ:

Началось, вы знаете, даже и не с "Руси Державной". Мне эта тема восстановления Храма Христа Спасителя заинтересовала еще в начале 90-х годов, когда существовало движение в поддержку вот восстановления храма. И, еще работая тогда в газете "Правда", мне захотелось объединить вот эту тему, эту проблему на газетных страницах. И в 92-м году вот даже вышел такой необычный номер газеты, это специальный выпуск газеты Правды, я его даже с собой захватил, который так и назывался "Храм Христа Спасителя". На первой странице по просьбе, по моей просьбе, Его Святейшество написал небольшую, может быть по объему, но очень значимую статью для нас для всех русских людей. Он говорил о том, что да, Храм будет восстановлен, но когда это произойдет это, к сожалению, неизвестно. Для этого нужны духовные усилия всего нашего народа. И вот смотрите, прошло после этого каких-то пять лет, и стоит Храм. Это чудо, реальное чудо.

ПОЛУШИН:

Андрей Николаевич, вот, кстати, о чудесах. В православной прессе, в вашей газете "Русь Державная", наверное, в каждом выпуске рассказывается о каком-то чудесном событии, чудесном явлении. Вот вы, как православный журналист, как вы оцениваете, как мы должны подходить к таким фактам, как рассказывать о чудесах.

ПЕЧЕРСКИЙ:

Чудеса это как бы для человека, мне кажется, новоначального не особенно верующего они очень привлекательны. Несомненно, когда происходит, например, мироточение икон, обновление икон это такие моменты они интригуют, интригуют, прежде всего, еще раз повторяю, не очень верующего человека. И поэтому с этим нужно быть очень внимательным, потому что мы ведь меры не знаем ни в чем. Если ударяемся, то в такие чудеса, что потом ни один дурдом не исправит. Мне в этом плане очень понравилась беседа с наместником Троице-Сергиевой Лавры, он тогда был архимандритом, сейчас он уже епископ. Он говорил: "вы простые верующие люди миряне должны все-таки жить в миру. И не надо на себя брать апостольских подвигов. Потому что это, как раз и заканчивается потом шизофренией". Вот, к сожалению, такие факты они есть.

ПОЛУШИН:

Хорошо. Тогда поговорим о мире. Вот в вашем юбилейном выпуске есть подборка, которая называется "Наши авторы о духовном возрождении Отечества". Вот один из ваших авторов, генерал Солуянов приводит хорошие слова, что в наше время, для того, чтобы помочь России, надо молиться делами. Что вы понимаете под этим словом - молиться делами?

ПЕЧЕРСКИЙ:

Мне кажется, что это ключевая фраза к нашему вообще деланию на земле, я имею в виду и не только православного человека. Если ты на своем месте делаешь его честно, если ты на своем месте максимум делаешь добра для окружающих людей, для страны, для народа, то и это будет твоей молитвой.

ПОЛУШИН:

Я-то вообще считаю, что Бог даёт нам то, что мы у него просим, а от чего мы отказываемся, он то у нас отнимает. И вот в связи с этим, скажите, как вы считаете, вот прошло десять лет, те времена они были действительно тяжелые, 93-й год. Но, было какое-то рвение у людей, было стремление вот тот же Храм восстановить Христа Спасителя. Нет ли у вас ощущения, что сегодня какое-то наступила, какая-то теплохладность, что уже нет такого горения, что уже появляется какое-то безразличие. Не потеряем ли мы вот то, что обрели за эти годы?

ПЕЧЕРСКИЙ:

Многие люди начали унывать просто-напросто. Ну, можно понять человека, когда он бьется, бьется и ничего в итоге не добивается. Но, если сравнить это с процессом духовного возрастания человека, то здесь, конечно, не должно этого уныния быть. Мы, во-первых, всё время говорим об объединении русского народа, православного народа, насоздавали массу партий, назвали их самыми красивыми словами. Ну, а где это объединение? Мы не видим его на деле. Этого нет. Каждый копает ржавой лопатой свой огород, а в плуг никто не хочет, Андрей Викторович, впрягаться. Есть люди, которые говорят, давай впряжемся, но коренным-то я давайте буду, он сам себя коренным назначает. Вот. И поэтому не получается. Знаете, у меня была интересная беседа с ныне покойным митрополитом Иоанном Санкт-Петербургским Ладожским, как оказалось за два дня до его смерти. И среди всех прочих вопросов мы как раз затронули это объединение. И что сказал митрополит Иоанн? Он сказал, что до тех пор, пока русский народ не одолеет в себе беса разъединения, ничего хорошего мы в нашей стране ждать не можем. И мы вот этого беса не то, что не победили, а мы его не борем ни в себе, ни среди своих единомышленников. Не обвинять там во всех грехах существующий режим и правительство, а, наверное, подумать, а может, я виноват в том, что у нас на телевидении засилье рекламы и порнографии, а может быть я виноват в том, что у нас православная пресса не в каждом киоске. Если каждый вот себя начнет спрашивать, я думаю, мы что-то сдвинем, наверное.

ПОЛУШИН:

Спасибо, Андрей Николаевич.

Читайте в октябрьском номере журнала "Русский Дом":

- Время быть русским. Почему русские сегодня разделенная нация?

- Предвыборное половодье на Руси. От нашего выбора зависит будущее России, будущее наших детей.

- Спасо-Вифанский монастырь. 220 лет со дня основания обители.

- Стопа апостола на петербургской земле. Три столетия Петербургского православия. Заметки после юбилея.

"Русский Дом" журнал для тех, кто любит Россию.

ПОЛУШИН:

Сегодня мы хотим вам показать фрагмент нового фильма режиссера-документалиста Сергея Рожинцева. Сергей Рожинцев не новичок в православном кино. Его фильмы "Прощеное воскресенье" и "Миротворцы" были удостоены не только наград на различных кинофестивалях, но и неподдельным зрительским интересом. Фильм "Дорогами святой Руси" посвящен истории жизни прихожанки храма Рождества Богородицы в селе Роща Боровского района Калужской области Александры Федоровны Игнатовой. Ей выпало жить в страшные годы гонений на Православие, но верная Господу и в малом, она была удостоена особой божественной благодати.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА "ДОРОГАМИ СВЯТОЙ РУСИ"

РЕЖИССЕР СЕРГЕЙ РОЖИНЦЕВ

ПОЛУШИН:

Матушка Александра - это осколок старой России, чудом долетевший до наших дней, и озаривший их своим тихим светом.

21 сентября исполняется 130 лет со дня рождения еще одного яркого представителя старой России - писателя, автора "Лета Господня" и "Богомолье" Ивана Сергеевича Шмелева. В сентябрьском номере журнала "Русский Дом" опубликованы отрывки из его писем. В одном из них есть такие слова: "Бывают такие периоды - утраты идеи руководящей, цели… эпохи усталости, старости. Тогда вливается молодая, новая кровь. Так будет. Вопрос - что же "вольётся" и оживит? Не "насыщение" же всех всем… - это тоже не цель, способная увлекать и подымать… Ясно: топтание на месте и гниение проходит. Идёт новое поколение, молодое, хватившее всего, и дерзкое! Да будет приход его под знаком Господним!

Всего доброго!

До встречи в следующее воскресенье в 15.25.