О втором Благовещении

Архив: 

Это было на сороковой день после Рождества Христова, когда, следуя предписаниям Закона Моисеева, Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца в Иерусалим, «чтобы представить Его пред Господа».
Его рождение было среди крайней нищеты. Мы знаем из Евангелия, что Божия Матерь прибыла в Вифлеем с Иосифом Обручником по случаю переписи населения, совершаемой по приказу римских властей. И не найдя места в гостинице, Она родила Своего Сына в пещере для загона скота и положила Его в яслях.
И вот человек праведный, боящийся Бога, именем Симеон, является в начале Крестного пути Господа и Божией Матери. Его слова, произнесённые по внушению Духа Святого, утверждают истину Благовещения. Он принял в свои руки Младенца, Который, по слову Ангела, был назван Иисусом, что значит Спаситель. Песнь праведного Симеона созвучна со смыслом этого имени: «Бог – спасение». Обращаясь со словами хвалы ко Господу, праведный Симеон возглашает: «Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». И в то же время праведный Симеон обращается к Божией Матери: «Се лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле». Он должен быть «знамением пререкаемым», так что «откроются помышления многих сердец». И праведный Симеон добавляет, обращаясь к Божией Матери: «Тебе же Самой душу пройдёт оружие».
Слова праведного Симеона проливают новый свет на Благовещение, которое Пречистая Дева приняла от Ангела: Иисус Христос – Спаситель мира, Он – свет, просвещающий всех людей. Разве не эта тайна уже открывалась в ночь Рождества Его, когда небесное воинство явилось пастухам, пасущим стада в поле? Не о ней ли свидетельствовали волхвы, пришедшие к Вифлеемским яслям с Востока? И с самого начала Господь и Пречистая Его Матерь вместе с Ним узнали истину слов праведного Симеона о том, что Он – «знамение пререкаемое».
Святые отцы говорят, что сказанное праведным Симеоном было как бы вторым Благовещением Божией Матери, потому что оно показало крестный путь Сына Божия в Его спасительном служении. Христос будет окружён непониманием, и Ему будут сопутствовать страдания. С одной стороны, это второе Благовещение утверждает веру Божией Матери в исполнение Божественных обетований. Но это второе Благовещение открывает также, что Она должна будет жить послушанием веры, входя в страдания Своего Божественного Сына, и Её Материнство будет исполнено многих скорбей. И мы знаем, что сразу же после принесения волхвами даров Божией Матери вместе с Младенцем предстоит бегство в Египет, «ибо Ирод будет искать погубить Младенца».
Пусть знает каждый, сподобившийся однажды в Духе Святом встретить Христа, что и ему было дано Благовещение о его спасении. Но есть второе Благовещение – о Крестной смерти Спасителя, об оружии, которое пройдёт душу Божией Матери и всех, кто будет иметь мужество стоять у Креста Господня. Праздник Сретения – встреча с Господом и Божией Матерью – пророчески возвещает о смерти как о высшем даре Бога человеку.
Он утверждает нас в благодати, воспринятой нами в Церкви, и уготовляет к принятию испытаний в верности Господу до конца – заступничеством Пречистой.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ