14 тысяч Вифлеемских младенцев были убиты по приказу царя Ирода. А миллионы современных женщин добровольно обрекают своих детей на смерть, не желая стать для них мамами. Патриарх Кирилл и многие другие священнослужители уже много лет говорят о необходимости отменить узаконенные аборты.
О том, как из будущих врачей готовят защитников жизни, рассказывает практикующий врач – неонатолог-реаниматолог акушерского отделения Боровичской центральной районной больницы (ЦРБ) иерей Сергий ДРУГОВ, руководитель епархиального Отдела по взаимодействию с медицинскими организациями, председатель Боровичского отделения Общества православных врачей России им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), клирик собора Сошествия Святого Духа на апостолов г. Боровичи, пресс-секретарь Боровичской епархии Новгородской митрополии.
– Отец Сергий, в январе мы отмечали день памяти 14 тысяч Вифлеемских младенцев – первых мучеников за Христа. Расскажите, пожалуйста, о традиции их почитания.
– Много столетий злодеяние царя Ирода потрясает человечество своею жестокостью. С течением времени день памяти святых младенцев из святочного стал днём покаяния матерей, совершивших страшный грех против своих детей.
В настоящее время Церковь связывает почитание первых маленьких мучеников с борьбой против абортов, ведь зло Ирода стало более циничным: младенцы погибают в утробах матерей с их согласия, повторяя Иродов грех по той же причине, – опасаясь лишиться удовольствий.
О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. Когда коварный правитель Ирод из страха потерять власть повелел уничтожить в Вифлееме всех младенцев в возрасте до двух лет, он думал, что среди них обязательно будет и Младенец Христос.
Мученическая кончина Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода, сделала их святыми, ведь их души были взяты в Царство Небесное чистыми, не испорченными грехом.
Мать Константина Великого святая Елена обрела мощи святых младенцев в Вифлееме в 313 году. Почитать их начали во второй половине II – начале III веков в Константинополе, Антиохии и Александрии – в трёх великих центрах восточного христианства. Об этом писали, например, священномученики Ириней Лионский и Киприан Карфагенский. Мощи одного из младенцев, переданные в дар Римским епископам, позднее папа римский Стефан II подарил французскому королю Пипину Короткому. В 770 году Карл Великий поместил их в монастыре, расположенном на юго-западе Франции в области Перигор, в Брантоме. Там этого младенца назвали святым Сикарием, что переводится как «павший от ножа».
Когда уничтожались христианские святыни, мощи святого Сикария спрятали в одну из древнейших пещер на территории монастыря, а в монастырскую церковь их возвратили после окончания наполеоновских войн. Считается, что молитвы к святому Сикарию помогают в исцелении детей.
В проповеди, посвящённой памяти Вифлеемских младенцев, ныне покойный протоиерей Димитрий Смирнов, возглавлявший Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, однажды сказал, что каждый из нас «должен препятствовать злу на своём месте». Аборт – это зло, которому мы все должны препятствовать по мере своих сил.
– Расскажите о вашей лепте в дело защиты жизни нерождённых детей.
– Если говорить об опыте Боровичской епархии, то особый акцент нужно сделать на нашей работе с будущими медиками. Именно от их жизненной позиции в итоге будет зависеть, родит беременная женщина ребёнка или убьёт его.
После прослушанных лекций они приобретают духовный опыт, пусть и небольшой. Знания позволяют им вести диалог с людьми, рассказывать им о постабортном синдроме, о вреде аборта для здоровья женщины. Они не просто могут сказать о том, что аборт – это грех, что это убийство ребёнка, но и грамотно аргументировать, почему женщине не нужно делать аборт.
По благословению Преосвященнейшего Ефрема, епископа Боровичского и Пестовского, в Свято-Духовом монастыре мы служим покаянный молебен о прощении греха аборта.
А студенты Боровичского медицинского колледжа имени А.А. Кокорина участвуют в проведении акций против абортов три раза в год: 11 января – в день Вифлеемских младенцев, 1 июня – в День защиты детей, а также осенью в Михайловские дни.
В Боровичской епархии мы посчитали своим долгом рассказывать студентам-медикам правду о том, с какого момента начинается жизнь человека. Мы учим будущих медиков, что убивать новую жизнь нельзя, что люди не должны стать коллективными Иродами. Необходимо донести до будущих врачей, фельдшеров, медицинских сестёр тот факт, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Хотя это уже доказано наукой, продолжает оставаться актуальным вопрос, с какого же момента человек становится человеком, есть ли у неродившегося младенца душа и когда она появляется. Студенты должны знать, что человеческая жизнь начинается с того момента, когда мать и отец по воле Божьей зачали этого ребёнка, а не с момента первого вдоха или первого крика ребёнка. Ведь тайна сия великая.
Будущим студентам мы показываем фильмы о том, что человеческая жизнь начинается с момента её зачатия. Например, фильм «Афон за жизнь. Завет старца Паисия» необходимо показывать в присутствии священника. Предварительно показав этот фильм руководству медицинского колледжа, позже мы собрали весь медицинский колледж. Было очень много вопросов после презентации, много дискуссий об этом фильме. Важно, чтобы будущее поколение медиков чётко понимало и осознавало тот факт, что аборт – это грех, это прерывание уже начавшейся жизни.
– Какова предыстория вашей деятельности?
– В 1992 году в медицинском колледже настоятель Успенского кафедрального собора города Боровичи протоиерей Иоанн Мороко проводил занятия по духовному воспитанию. После его лекций и бесед многие люди приходили и говорили, что хотели сделать аборт, но изменили своё решение. Вот и сейчас мы привлекаем студентов к нашей деятельности, чтобы они сами делали выводы. Студенты помогают нам в сборе подписей за запрет абортов, в раздаче листовок, буклетов. О защите жизни и традиционных семейных ценностях, о необходимости свидетельства о грехе детоубийства говорится уже в заповедях Ветхого и Нового Заветов. Нужно прислушиваться к Священному Писанию, к мнению Православной Церкви о грехе убийства детей во чреве матери. Необходимо понять, почему же Церковь так категорична и в этом вопросе, и в отношении к контрацепции. Пророк Иеремия говорит нам: «Я образовал тебя во чреве, и прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя» (ср.: Иер. 1, 5). Псалмопевец Давид приводит такие строки: «Ты устроил внутренности мои и создал меня во чреве матери моей, не сокрыты от тебя были кости мои, когда я созиданием был… в глубине утробы зародыш мой видели очи твои» (ср.: Пс. 138, 13–16).
В Священном Писании говорится: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?»
(Притч. 24, 11). За что страдают убиенные младенцы? Только в России ежегодно погибает в результате абортов более двух миллионов детей. Это население современной Казани.
В Социальной концепции Русской Православной Церкви говорится о том, что с древнейших времён Церковь рассматривает прерывание беременности, аборт как тяжкий грех убийства, потому что жизнь человеческая начинается с момента её зачатия, когда человек уже имеет душу. Господь приставляет к этому человеку ангела-хранителя, который неизменно следует с этим человеком всю его жизнь.
– Копия с древней Вифлеемской иконы была написана специально для всероссийской программы, посвящённой профилактике абортов и спасению нерождённых детей.
А в вашем храме есть икона Вифлеемских младенцев?
– Есть. В мае 2011 года в Вознесенском храме уральского города Невьянск, который известен как центр традиционной невьянской школы иконописи, замироточила икона 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных. А 22 июля 2012 года под Невьянском были обнаружены останки 248 абортированных младенцев. Они стали свидетельством и символом массового легального детоубийства и надругательства над телами нерождённых детей. Это лишь малая часть массового злодеяния, которая была случайно открыта. Как сказал сотрудник Медицинской академии, они просто «произвели неправильную утилизацию». В тот год и начали служить молебны. Позже по благословению Екатеринбургского митрополита икону Вифлеемских младенцев провезли по всей Свердловской области. А с 2013 года начались крестные ходы по всей России с иконой, которая стала символом движения в защиту жизней нерождённых детей. Перед ней совершаются покаянные молебны о прощении греха аборта и о прекращении детоубийства.
Во время молебнов, молитвенных стояний, акций с названием «Свеча памяти, свеча надежды» в разных городах люди массово зажигают свечи – видимый символ молитвы о спасении нерождённых младенцев от гибели в результате аборта, о даровании утешения отцам и матерям, которые не дали жизнь своим детям.
– Дай Бог, чтобы акции и молебны приносили достойные результаты.
– Покаяние за аборт не должно быть пустым звуком. Необходимо стать деятельным человеком, ведь «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26). Долг каждого православного человека – свидетельствовать о грехе аборта, отговаривать будущих мам от совершения убийства, поддерживать их в трудной ситуации. Можно ещё спасти тех, кто жив.
– Почему вам так близка тема борьбы с абортами?
– Духовное образование я получил в Нижегородской православной духовной семинарии. Кроме того, я выпускник Тверской государственной медицинской академии, которую окончил в 2010 году по специальности «врач-неонатолог». В академии нам всегда говорили: пока ребёнок не родился – это «плод». Современная медицина рассматривает ребёнка до рождения как плод, словно это яблоко или плод каких-то других культур. Никогда не говорилось о том, что зародившаяся внутри матери жизнь – это и есть ребёнок, который чувствует боль, слышит, у которого бьётся сердце. Современная медицина не рассматривает зародившуюся жизнь как жизнь ребёнка. Меняются методы и стиль преподавания, но до сих пор система образования в медицинских учебных заведениях практически неизменна, к сожалению.
Беседовала
Ирина Рамизовна АХУНДОВА