Читая новую книгу

Архив: 

Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА

Дорогой отец Александр, читая Вашу книгу «Без Царя.
Православная монархия и "новый мировой порядок"», я с предельной остротой почувствовал, что потеряла Россия и не только Россия, отказавшись от царя, без власти, «основанной на христианских принципах и имеющей благодатную помощь свыше». Вы не только показываете, какое разрушительное влияние оказали на массовое сознание в XX веке лжепророки Маркс, Фрейд, Ницше и прочие. Но и какую поистине сатанинскую власть обретает сегодня над душами человеческими новая идеология греха как нормы, к каким последствиям из-за этого приходит стоящий буквально на грани самоубийства мир. Многие главы из этой книги полезно было бы включить в школьные учебники по истории... Говоря о чудесах царственных мучеников, вы ясно показываете, каким чудом из чудес явилось прославление Царя и его семьи и какое значение оно имеет для нашей Церкви и Отечества. Очень ценно, что Вы помогаете найти правильные ориентиры по ряду волнующих многих вопросов. Таких, например, как смысл и причины поражения православной монархии, реальны ли перспективы её восстановления в России, надо ли приносить всему нашему народу покаяние в грехе цареубийства. Почему некоторые «ревнители не по разуму» так яростно борются против очевидного факта, признанного авторитетнейшей Патриаршей комиссией и подтверждённого неоднократно исследователями международных научных центров, что «екатеринбургские останки» принадлежат царской семье.
Что такое языческий монархизм, набирающий сегодня силу, почему именно на христианских основах, а не на правах человека должна строиться государственность. Особое значение имеет тема «нового мирового порядка»: о деградации постхристианского Запада, который уже можно назвать постчеловеческим, и нынешнем его противостоянии России. О попытках тёмных сил создать раскол в Православии. Всех жизненно важных тем, затронутых в книге, не перечислишь, её надо читать.
От всего сердца благодаря Вас за Ваш полезный для многих труд, я позволю себе задать простой вопрос: как бы Вы могли обобщить главную мысль Вашей книги? И что должны делать христиане, любящие Бога и царя, чтобы избежать надвигающейся катастрофы?

С уважением, Михаил Павленко, г. Москва

Благодарю, Михаил, за добрые слова о моей книге. Ответ на Ваш простой вопрос также прост. Очень важно для всех увидеть, что царь Николай II – центральная фигура истории XX века. И понять, что самое главное, что было в прошлом столетии и что сейчас происходит, – это атеизм и его война против Церкви. Что революция – это воинствующий атеизм. В своё время святитель Феофан Затворник, предвидя, что «реки крови прольются», призывал к самым решительным мерам в борьбе против пропаганды безбожия. Для нас всегда остаются возможными две вещи. Вопервых, ясное христианское сознание. И во-вторых, проповедь истины нашей жизнью, согласной с этим сознанием.
Достоевский сказал: «Если Бога нет, то всё позволено».
Но немногие, наверное, знают, что сказал известный французский философ Сартр: «Но ведь действительно всё позволено, потому что Бога нет». Каково расстояние в развитии человеческой мысли между ними? Откуда появляется атеизм? Верующие знают – от диавола. Но почему и как в этом участвует человек?
Существует непреложный закон: поставь первое на первое место, и всё остальное займёт своё место. Если всё будет наоборот, то всё будет не на месте. Особенно если первому не оставить никакого места. Нарушение порядка (тем более данного свыше) всегда приводит к безпорядку, к «новому мировому порядку». Для христианского сознания должно быть ясно, что духовное всегда выше материального и вечное выше временного.
Всё начинается с неизбежного выбора: Бог или человек?
В то время как кажется очевидным: если Бога нет, то и человека нет. Даже если он сегодня как будто есть, то завтра его нет.
Бог или человек? Этот вопрос ставят, каждый по-своему, и атеисты, и верующие. Нас нередко обвиняют в том, что мы отдаём предпочтение Богу, пренебрегая человеком.
Как реакция на это, некоторые наши современники под предлогом служения людям отказываются от Бога. Как если бы вера мешала служению человечеству. Это глобальный вопрос, касающийся судеб мира. Но это также один из постоянных вопросов жизни каждого из нас. Сколь многие именующие себя христианами всё более отдают себя материальным заботам, оставляя для Бога лишь самую малую часть своего времени и своего сердца!
Между прочим, так было и во времена земной жизни Спасителя. Чтобы лучше это понять, остановимся подробнее на одном евангельском эпизоде. Мы помним, как один законник приступил ко Христу с вопросом: «Какая заповедь наибольшая?» Бог или человек? Где должен быть центр нашей жизни: личное благочестие или общественная деятельность? Кто прав – атеист-гуманист, всецело отдающий себя служению людям, или созерцатель, бегущий от
проблем земли, ищущий убежище в Боге? Или, может быть, всё дело в том, что вопрос поставлен неправильно? Что отвечает на это Христос?
Наш Спаситель, как мы видим в Евангелии, не избежал попытки уловить Его. Лучшие умы того времени употребляли все усилия, чтобы поставить Его в тупик – будь то религиозные группировки или политические партии. При всех своих расхождениях друг с другом здесь они объединились против Христа. Наступление на Господа продолжается, и вот фарисеи, видя, что их враги саддукеи вынуждены замолчать, стремятся взять реванш и выставляют вперёд одного из своих экспертов, совершенного знатока закона.
«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?». В Писании раввины находили 613 заповедей: 365 – «чего не должно делать» и 248 – «что делать». Эти многочисленные обязанности, это множество практических указаний заставляли верного иудея в течение дня непрерывно думать о Боге. Но была здесь и серьёзная опасность – превратить их в начётничество и формализм. Заботясь о соблюдении заповедей, фарисеи составляли иерархию в законе – какие из них более важные, а какие менее важные. Мы можем с иронией относиться к этому, но полезно задуматься, ищем ли мы также, что есть самое существенное в наших обязанностях, соблюдаем ли мы иерархию в наших занятиях, чтобы не пропустить самое важное. Где основополагающее начало нашей жизни, наш глубинный выбор? Говорят, всё изменяется в цивилизации, в культуре, даже в религии (разве Второй Ватиканский Собор, утвердивший по существу примат второй заповеди о любви к человеку, не доказательство этому?). Даже духовные и нравственные ценности, оказывается, могут подлежать пересмотру. Что остается твёрдым и неизменным?
Христос отвечает: «Возлюби». Вся жизнь и все дела Господа заключены в этом слове. Через него Господь открывает нам тайну Своей жизни. Жизнь так коротка, что мы рискуем пройти мимо неё слишком быстро. Надо нам найти
время увидеть её в ослепительном свете этого слова. Что такое подлинная любовь?
Благодарим Тебя, Господи, что в эти жестокие времена Ты сподобляешь нас дара верить в любовь! В эти времена почти всеобщего равнодушия, Господи, Ты зовёшь нас к бережному вниманию. Во времена отчаяния, цинизма и
поругания самого слова «любовь» благодарим Тебя, Господи, за напоминание, что будущее принадлежит любви.
Благодарим Тебя, Господи, что Ты оставил нам завещание последнего нашего святого царя: «То зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но не зло победит зло, а только любовь». Вот что нас ждёт впереди. Царь говорил о нераздельной любви к Богу и к человеку, ко всему человечеству, по выражению воспитателя царских детей Пьера Жильяра.
И, прежде всего, к своему народу, ради которого он готов был принести себя и принёс себя в жертву.
Пусть каждый из нас спросит себя – что я, средний христианин, ответил бы на этот простой вопрос: «Какая наибольшая заповедь Христова?». Большинство из нас, наверное, ответили бы: «Возлюби ближнего своего как самого
себя». Но разве так ответил Христос? Какая наибольшая заповедь? «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь». Господу не нужно раздумывать. Его ответ непосредственно изливается из Его сердца.
Он выражает в этих словах то, чем Он живёт непрестанно, каждый день. Наш Спаситель, Бог, ставший человеком, – это человек, совершенно обращённый к Богу. Это личность, абсолютно устремлённая к Нему, это Сын Божий. В Своём Воплощении Спаситель переводит в человеческую жизнь неколеблющуюся любовь Сына Божия к Отцу в лоне Пресвятой Троицы. Поистине величайшая, первая Его любовь – Бог. Мы не можем не заметить силу, выраженную в слове «всё», повторяемом трижды: «Возлюби Бога всем сердцем, всею мыслию, всею крепостью своею». Три слова стоят рядом, чтобы передать нам, что мы должны любить Его всем нашим существом. Так ли мы любим Бога? Присутствует ли эта любовь к Богу в нашем труде, в отдыхе, в отношениях с ближними, в выборе нашего чтения, во всём?
«И вторая заповедь, подобная ей», – говорит Господь.
Хотя вопрос учителя закона касался только «наибольшей заповеди», Спаситель добавляет к ней «вторую», также взятую из Писания (Лев. 19, 18). Потому совершенно ясно, что нельзя отменить одну заповедь другой, как некоторые пытаются это сделать. Казалось бы, можно было обойтись одной из двух, сказав: «Достаточно любить Бога» или «достаточно любить ближнего». Для Господа есть только одна заповедь, она заключает в себя две. И когда Его просят назвать одну наибольшую, Он даёт и вторую. Правда, добавляя, что вторая – подобная первой. Мы видим, что Господь устанавливает иерархию двух заповедей и неразрывную связь между ними. Теперь мы лучше понимаем, что вопрос, который был у нас вначале, – Бог или человек, – плохо сформулирован.
Речь не идёт о Боге или о человеке. Крест на Голгофе имеет две перекладины. Одна – вертикальная, устремлённая к небу, другая – горизонтальная, обнимающая всё человечество. В едином приношении высшей самоотдачи Христос выражает Свою любовь к Богу Отцу и Свою любовь к людям.
Это единая любовь, идущая в двух направлениях.
Теория «любви к ближнему», которая может обойтись без Бога, не имеет ничего общего с тем, что говорит Христос.
Но точно так же теория «любви к Богу», которая забывает о ближнем, была бы абсолютно противоречащей Евангелию.
«Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» – свидетельствует апостол любви (1 Ин. 4, 20). Всё, что в Писании, в законе и пророках, утверждается на этих двух заповедях. Никогда одна не исключает другую, но обе необходимы. Христос говорит, что человек поставлен перед лицом Бога и перед своими ближними. Он должен служить Богу и служить ближним. Эта заповедь – внутренняя сила и основание всех заповедей. Мы помним слова святых отцов: «Возлюби, и делай что хочешь».
Далёкое от оправданий наших эгоистических поблажек, которые мы порой позволяем себе, это определение напоминает нам, что любовь – требование, не имеющее конца, превосходящее всякое соблюдение закона и все запрещения. Поистине никогда «не перестанет любовь» (1 Кор. 13, 8).
Но кто хочет научиться у Христа Его любви, должен помнить, куда эти две заповеди привели Христа. И тех, кто возлюбил Его даже до смерти.