Черты последних времён – это не только всяческое беснование в культуре: в удалении крестов с изображений наших национальных православных символов, в ношении одежды с иероглифами неизвестного содержания, в дулях на головах мужчин под видом стрижек, в вызывающих тату, грязном мате и переделанных людях…
Они во всём. Ибо жизнь состоит не только из общественных составляющих первостепенной важности, но и из всякой всячины. Как известно, именно в них часто и кроется дьявол. Ведь к мелочам мы не так требовательны, более снисходительны, тем самым позволяя им сначала вползать в нашу жизнь, а потом постепенно обосновываться в ней.
Детские игрушки претерпели в последние годы такие кардинальные изменения, что их уже мелочами не назовёшь. Добрых мишек, заек, белочек, птичек, снеговиков, чебурашек, карлсонов, кукол в уютных платьях с милыми
личиками заменили монстры и уродцы, амёбные липучки, вампиры и сексуальные барби с тощими ногами. Между тем детская игра – это великая созидающая сила: играя, дети не только развивают свой интеллект, они примеряют на себя соответствующие роли. Барби – это не та кукла, играя с которой можно познакомиться с ролью мамы или заботливой женщины, доктора или повара. Вот образ капризной, почти неприлично одетой кокетки, с малолетства приучаемой к шопингам и красивому отдыху, – это да! То есть направление закладывается в сознание девочек с малолетства на внешнюю привлекательность. Она и заявляется главной целью, которая внедряется подсознательно.
Такую франтиху и в коляске не хочется катать и спать укладывать, кормить, её надо сразу куда-то возить: отдыхать и кормить вне дома коктейлями и пирожными.
Потребность в игре заложена в человеке, как и потребность дышать и радоваться, поскольку это не баловство, это очень важно! Мы-то с вами знаем, что «вся жизнь – игра!»
А как детям примерять на себя роли монстров и вампиров, уродцев, кикимор и ведьм? Ну как-то примеряют…
Тут им и подсовывают сериальчики типа тупейших «Симпсонов» или «Монстров на каникулах». Не потому ли (в том числе) так возросла агрессивность наших детей? Лёгкость обращения их, уже в подростковом возрасте, к колдунам, астрологам и магам? Бездумное обращение к гадалкам и бабкам с зельем и приворотами-отворотами? Ныне это полутайное занятие старших поколений барби и гаррипоттеров повсеместно расползлось, как борщевики.
Спрашивается, почему же старшее поколение всё-таки покупает этих кукол-уродцев? Скорее всего, именно потому, что их уже ПРИУЧИЛИ: мол, что-то есть даже нечто милое в этих крысо- и жабовидных уродцах. Для этого и
внедрялось: чтобы ненормальное стало казаться нормальным, отвратительное – эстетичным. Повсеместно это происходит в культурке, примеров пугающе много. Достаточно вспомнить всякие мертвящие, но гламурные «аватары»,
«фантастику» и «ты не поверишь» на федеральных каналах ТВ, не говоря уже о коммерческих, музыкальных и особенно интернетовских блогах. Очевидно, что передачи просто душевные или духовно-морально-нравственные существуют в СМИ на положении Золушек. Видимо, с точки зрения тех, кто правит балом, позволено этим 5-7% добрых передач быть: вот, мол, они же есть. Да, но выживать им приходится среди шквала подмен, пошлости и бесовщины.
Приходилось беседовать с подростками, считающими себя начитанными. Чем начитанными? Мистическими фэнтези. Вот уж у кого в головах полная потеря ориентации во времени и пространстве! Особенно после игр типа «Metro», кишащими лешими и мутантами. Так теперь взялись за самый нежный возраст: легализуют нечистую силу с пелёнок. Что касается наших «родных» инферналов, то ни у Бабы-яги, ни у Кощея, ни у водяного нет ни ореолов мистической глубины, ни «культуры» подражательства, дети знают (знали) с младых ногтей, что все они – бяки. Взрослым же не опасно читать и смотреть экранизации «Вечеров на хуторе…», потому что они по-взрослому понимают последствия любого якшанья с нечистой силой..
Всё же маленьких деток в этом мире должны встречать красивые и добрые лица людей и милые мордочки зверушек, эти первые впечатления будут с ними всю жизнь. Только больное воображение могло привести психологов к мысли, будто Дед Мороз и Снегурочка опасны тем, что дети будут путать реальность и вымысел, веря в их существование.
Здоровое воображение, наоборот, бывает у тех, кто вырос на сказках и чтении классических книг, потому что именно чтение – психический процесс, развивающий у человека воображение. Но на основе чего? Традиционных ценностей, основополагающих и известных всем моральных ценностей: Снегурочка не может быть колдуньей, но может быть волшебницей, дарящей добро и помощь. Дед Мороз не может быть гангстером или магом с пронзающим взглядом, а только благим помощником страждущим и спасителем в светлых делах. Баба-яга – коварная, подлая и безобразная, не может она заботиться о людях, она их терпеть не может.
Так кто же в нашем государстве на высшем уровне отвечает за приобретение, лицензирование производства игрушек или их импорт? Роспотребнадзор?
Да, они отвечают за защиту прав потребителей в широком смысле, но, скорее, за гигиенические сертификаты, а не за содержательный аспект – что именно предлагать потребителю. Поиск приводит нас к самому склоняемому ныне министерству – культуры.
Да, детские игрушки это не про искусство. К сожалению. Однако есть в Минкульте такой Департамент – государственной поддержки искусства и народного творчества, в задачи которого, в частности, входит обеспечение равного доступа населения к культурным благам, использование творческого потенциала России для формирования и наиболее полного удовлетворения культурных запросов населения страны, а также приобщение его к ценностям отечественной и мировой культуры, популяризация лучших достижений современной художественной школы и национальных художественных школ. То есть именно Минкульт отвечает за доступ населения к культурным
благам, именно Минкульт и «назначает», чему быть культурными благами, а чему – нет. Так что благодарствуем Минкульту премного…
Однако в народе живы и прочны вековые установки на радостное детство, поэтому много лет живёт передача «Спокойной ночи, малыши!». И развесёлая Маша с добрейшим Медведем – суперлидер наших мультяшных прокатов, потому что там наш добрый юмор и герои милые. И «Морозко» дети смотрят вот уже много лет открыв рты. Как и нестареющего «Старика Хоттабыча» и «Сказку о потерянном времени», «Чиполлино» и «Маугли», сказки Пушкина, Андерсена и «Алые паруса»…
У каждого из нас в памяти жива любимая детская игрушка, с которой мы ложились спать, брали с собой в поездки и делились детскими тревогами. Это пустяк? Любимая игрушка – наш первый друг. Мы так учились дружить. Что в жизни может быть важнее?
«Возлюби ближнего своего…» (Мф. 22–39) – заповедал нам Господь. Но будет ли ребёнок с нормальной психикой так же прижимать к щёчке зубастого вампира или уродку-кикимору? Что он увидит во сне?
Наталья Владимировна
ВАРЛАМОВА