Господь взял с Собой на гору Фаворскую трёх Своих лучших учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Все трое сподобились быть в присутствии Божием. В сиянии света они видят рядом с собой Моисея и Илию. Эти два великих столпа представляют всю долгую историю Ветхого Завета. Но в присутствии Божием прошлое становится на стоящим, ибо тысяча лет в очах Господа – как один день.
Петр, Иаков и Иоанн не видят Бога. Нельзя увидеть Бога, не умерев. Невозможно увидеть Его простым человеческим зрением. Но они видят славу преобразившегося Христа. Они несомы чудесным потоком Божественной
жизни. Они не видят Бога, но они находятся в Его присутствии.
Глас Отца Небесного обращён к ним: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Ежедневная молитва богоизбранного народа, которую каждый день произносили апостолы Петр, Иаков и Иоанн, начиналась этим восклицанием: «Слушай, Израиль! Господь есть Бог единый.
Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всею крепостью твоею».
Новая заповедь, которую получили апостолы Петр, Иаков и Иоанн, начинается также с призыва внимать Богу: «Его слушайте». Слушайте Его – Того, Кто преобразился перед вами. Слушайте Его, ибо Он больше пророков и патриархов, больше Моисея, и Илии, и Авраама. Он – Сын Божий.
Что сказать нам на это? Мы слушаем, как Христос говорит: «Блаженны нищие духом». «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». «Больший из вас да будет всем слуга». «Прощайте, как Отец Небесный прощает вам». «Не бойтесь убивающих тело». «Нет больше любви, чем кто душу положит за друзей своих». Христос говорит. Никто никогда не говорил так, как Он. И никто никогда не будет так говорить. Жизни земной и вечности не хватит, чтобы, сидя у ног Господа, как Мария, сестра Лазаря, и как другая Мария, Пречистая Его Матерь, слушать каждое слово Его, слагая в сердце своём. Христос говорит, но Он также живёт, жизнью Своей являя, что значат Его слова. И ради того, чтобы мы все услышали, что Он говорит, Он идёт умереть.
Этот преобразившийся сегодня Божественный лик скоро откроется не имеющим «ни вида, ни доброты» человеческим лицом. Он будет отвергнут людьми. Этот сияющий ослепительной славой Человек будет распят и убит, и положен в землю, как один из мертвецов. Но за пределами смерти Он идёт к жизни. За Святой и Великой Пятницей следует Пасха. За пределами Преображения, которое ещё преходяще, есть Воскресение – то, что уже навсегда.
«Его слушайте», – говорит Отчий глас. Не просто привычно читайте Евангелие каждый день, как положено, но слушайте Его. Будем слушать Его, будем учиться любить и жить. Бог зовёт нас сегодня в Своё Царство и в Свою славу.
Зов Преображения, всё, что возвещает Евангелие, обращено к нам. Бог зовёт нас к Божественной жизни – через Его и наши страдания, через Его и нашу смерть, вместе с Ним свидетелями Преображения.
«Возлюбленные, мы теперь дети Божии, но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2).
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ