Я хочу поговорить о решимости и адекватности усилий в противостоянии злу. Когда восстающая на нас сила, условно говоря, одного накала и градуса, а мы противопоставляем ей совершенно иной, более низкий градус решимости и силы, в то время как этот градус зависит от нашей воли и произволения.
Условно говоря, речь идёт о том, что можно пойти с саблей наголо против танка и геройски погибнуть, но эффективность такого противостояния, если цель его была – защитить людей от смертоносной машины – будет равняться нулю. При этом, конечно, честь и хвала человеку, обнажившему своё оружие на зло. А как быть, если толпа не только не пылает праведным гневом, не только не обнажает «топоры и вилы» народного гнева, но позволяет «танку» давить всех тех, кто мешает толпе жить расслабленно и сластолюбиво. Больше того, как быть, если толпа для угождения своим страстям и похотям сама подбрасывает под гусеницы губителя новые и новые жертвы. А что, если эти жертвы – невинные дети и толпа совершает этот страшный ритуал с повседневным и рутинным однообразием как нечто само собой разумеющееся и неизбежное. Скажите, не безумие ли это и не преступление ли, страшнее которого трудно что-то представить?!
Что же мы, православные, можем и должны делать в этой ситуации? Только одно: бить в набат, призывать людей к покаянию и исправлению жизни, при условии собственного деятельного трезвения.
«Великий проповедник покаяния Иоанн Креститель, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – взывал в пустыне иудейской, обращаясь к приходящему народу: "Покайтесь... сотворите же достойный плод покаяния" (Мф. 3, 2,8).
Что значит достойный плод покаяния?
Как объясняют толкователи, труд покаяния только тогда удовлетворителен, когда уравнивается по тяжести с каким-либо содеянным большим грехом; и сколько человек поработал прежде греху, столько же он должен поработать Богу. <…> Достойные плоды покаяния те, которые сравниваются трудами своими с качеством и количеством содеянных прежде грехов. Неправедно покаяние того христианина, который некоторым кратким и лёгким ограничением потребностей своего тела хочет очиститься от долгих и тяжёлых смертных грехов» (Святой Димитрий Ростовский. Проповедь в праздник Торжества Православия).
Смертоносная машина узаконенного убиения младенцев – этот страшный молох, запущенный указом безбожников во главе с Ульяновым-Лениным, действует в нашем Отечестве до сих пор и губит миллионы наших детей. А мы при этом не то что не обнажаем оружие, соответствующее угрозе, не то что не прилагаем адекватные усилия, чтобы одолеть эту беду, но мы ещё и не вставали на брань, ещё и не воспылали праведным гневом. С безпечностью, беззаботностью и, страшно сказать, с безумным веселием кружимся как помешанные и продолжаем жить так, как будто нет этого молоха и как будто не приносятся ему в жертву новые и новые жертвы. Это страшно и удивительно, что Господь ещё терпит это наше совместное преступное и беззаботное веселие, которое и скотоподобным не назовёшь, потому что и скоты заботятся о своих детях и не додумываются губить их во чреве, чтобы вполне «наслаждаться жизнью».
Если посмотреть со стороны на нашу жизнь в масштабе Отечества, то главные наши враги во всяком добром деле – это инертность и косность. То, о чём ещё во время оно говорили: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». И гром здесь означает, увы, гнев Божий, изливающийся, когда переполняется чаша долготерпения Божьего и милосердие, снисхождение Его не бывает вовремя и правильно понято и оценено.
Когда человек (или народ в целом) не приносит покаяние с плодами его. Возмездие за грех – смерть (Рим. 6, 23), говорит Писание. И только долготерпение Божие, ожидание Им нашего покаяния и исправления является причиной того, что гнев Божий ещё не обрушивается на нас во всей своей испепеляющей полноте. Нераскаянность, лежащая страшной печатью на всём нашем народе, «собирает уголья» на нашу голову, и просто глупо думать, что эти уголья не посыплются однажды, если мы ничего не изменим в нашем отношении ко греху, не покаемся в нём и не переменим не только образ действий, но и сам образ мыслей, в равнодушии и косности
допускающий убийство миллионов невинных детей.
Мы так много говорим сейчас о возрождении Отечества, но все эти разговоры останутся пустой и пафосной болтовнёй, если страх Божий не понудит нас со всей серьёзностью и решимостью привести наше законодательство в соответствие с Законом Божиим. И как бы ни кипятились безбожники и либералы – другого пути возрождения нашего Отечества нет и не будет. Все слова о том, что всякий запрет вызывает только раздражение и уход проблемы «в подполье» – это уже не просто бред, а бред преступный.
Если посмотреть объективно на следствие таких запретов, то за сотнями «загубленных в подполье» противящихся Богу судеб мы увидим миллионы спасённых жизней и торжество правды Божией в масштабе целого народа. Возмущения по поводу запретов – это всё та же излюбленная либералами тема «пестования меньшинства», причём меньшинства именно греховного, зачастую кичащегося своей греховностью. Меньшинства безумия, требующего всеобщего и публичного признания своей нормальности.
Одна из важнейших функций государства заключается в том, чтобы ограждать своих граждан от соблазна, максимально затруднять для всех вообще и для каждого в отдельности человека совершение преступления и греха, а уж тем более это важно в отношении такого страшного и смертного греха, как детоубийство. И напротив – другая важнейшая обязанность государства состоит в том, чтобы максимально облегчить гражданину совершение всякого благого и доброго дела. В отношении поднятой нами темы это означает приложение всех сил к тому, чтобы женщина захотела сохранить, выносить и родить ребёнка. Замечательно, честное слово, создавать великую и могучую армию, флот, строить космодромы, стадионы и мосты, но всё это становится причиной большего гнева Божьего, если при этом продолжает существовать и как бы пребывать в небрежении страшная и
безпробудная нищета, невыносимые условия физического и нравственного существования, отчаяние и ужас, побуждающие женщин убивать своих детей, чтобы (как они думают) избавить их самих от непосильного бремени мучительного и безсмысленного прозябания.
Несомненно, мы можем, если только захотим, решать самые глобальные и трудные задачи. Так давайте поставим себе главную задачу в стране – охранение жизни, поддержка семьи, бережное развитие и достойное воспитание человека. И всё, что относится к этому, – почтим главным, а всё остальное – второстепенным. Мы увидим, как преобразится жизнь нашего Отечества за какие-нибудь 20-30 лет. Не может не преобразиться, потому что любовь к человеку в свете любви к Богу, в свете послушания Его заповедям и благоговейного хранения чистоты веры – это залог нашего общего созидания и развития. И если главные силы Отечества будут направлены на исполнение этой правды – Сам Бог будет нам поспешником, руководителем и помощником. А если с нами Бог, то кто против нас?
При этом мы не говорим о каких-то утопиях, не предлагаем построение «воздушных замков», а с полным осознанием неискоренимости греха, житейских и бытовых трудностей, страдания и боли в этом мире предлагаем сделать всё, что от нас зависит, мобилизоваться для важнейшей проблемы сохранения жизни и доброго воспитания, развития человека в свете правды Божией. И это – то общее дело, где Церковь и государство действительно могут, что называется, «идти рука об руку». Думается – это может и должно стать нашим главным мегапроектом, к воплощению которого могут присоединиться все желающие. Мы верим, что если этих желающих будет становиться всё больше, то мы сумеем одолеть тот страшный распад духовной и нравственной жизни нашего народа, следствием которого и является, по сути, страшная статистика массового, узаконенного уничтожения наших детей.
Церковь со своей стороны прилагает и будет прилагать все усилия к оказанию помощи семьям и матерям, оказавшимся в трудном положении. Уже сейчас в стране созданы более пятидесяти центров помощи матерям-одиночкам, центры духовной и материальной поддержки неблагополучных семей. Но Церковь – это не только церковные работники, вот что всем нам важно понять. Церковь – это каждый крещённый в Православие человек. И если ты крещён, если ты считаешь себя православным, то важно всерьёз задуматься: а что я конкретно могу сделать для того, чтобы послужить Богу и людям. Может быть, даже не благодаря, а вопреки обстоятельствам, потому что верность всегда проверяется в преодолении трудностей.
На данном этапе наша задача просто проснуться, перестать думать, что беду узаконенного детоубийства можно одолеть силами каких-то отдельных специалистов. Нет! Эта борьба – наше общее дело, наша общая беда и общая наша ответственность. Потому что, как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного.
Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того, чтобы его воспитать». И первое, что мы должны сейчас сделать, – это возвысить наш общий народный голос в защиту жизни. Обратиться к властям с единодушной просьбой на законодательном уровне защитить человеческую жизнь с момента её зачатия. Сейчас не время расслабленной отстранённости. Сейчас настало время мобилизации общих сил. И чтобы нам не оказаться в числе тех, кого «постыдится Христос», давайте засвидетельствуем свою веру в Него посильным участием в защите жизни. Нужно только не быть равнодушным, изъявить свою добрую волю. А польза от нашего общего неравнодушия будет очевидной – тысячи, а может быть, и миллионы спасённых жизней.
Священник Димитрий ШИШКИН