Клиника надежды

Архив: 

Исцеление и утешение – страждущим.
Талант и умение – врачующим.

Ну вот, я так и знала: не выпишут меня из больницы сегодня. Ещё утром после осмотра доктора и его краткого вердикта: «Лечимся» – я поняла, что придётся задержаться в клинике. Вроде бы и простая операция, и многие знакомые уже благополучно сделали её, а вот на мне вышла заминка. Бывает, конечно… Расстроилась, глядя на скорые сборы к выписке соседок по больничной палате. И, чтобы не расстраиваться ещё больше,
решила выйти развеяться в парк при клинике.
Территория – огромная, вся утопает в зелени. Если обойти корпус сосудистой хирургии слева и пойти по аллее, то впереди покажется здание с крестами – церковь. А почти напротив неё в окружении белоствольных берёз стоит памятник. Вглядываюсь и узнаю в нём Патриарха Алексия II. Святитель как будто шагнул нам навстречу, и в руках у него голубь, который сейчас взметнётся ввысь…
Церковь – деревянная да какая красивая! Стройности ей придаёт взмывающая вверх колокольня, а приделы, тесно обступившие её, создают созвучный архитектурный ансамбль.
Внутри храм просторный, хотя размеры его не столь велики, но венчающий алтарь купол с ликом Спасителя, четырёхъярусный иконостас и приделы справа и слева создают впечатление объёмной площади. И много света! Солнце, кажется, льётся здесь отовсюду, заливает не только иконостас, но и все приделы храма. Лето, конечно, ничего удивительного. Но свет, казалось, излучают сами иконы… Праздничность православного храма, она присутствует всегда и повсюду в церковном пространстве. В храме, когда свет льётся сверху на иконы, они как будто отражают эту лучезарность, обволакивая всё вокруг светоносным сиянием.
Осматриваюсь в этом благолепии и вдруг слышу, что где-то поблизости течёт ручеёк. Внятно и явственно различаю плеск льющейся воды. Где же это?
Да вот же в правом приделе, где стоит бронзовый памятник святителю Николаю Мирликийскому. Под руками у него чаша в виде ладьи, в которую из его ладоней льётся этот ручеёк воды. Живой воды! Потому что она из освящённого в честь святителя источника. Её можно набрать из расположенного сбоку краника, вот и бутылочки для этого заботливо приготовлены. Свечи – на пожертвования, таинства и требы тоже.
* * *
Храм посвящён святителю Николаю Чудотворцу, относится к разряду госпитальных и является штатным подразделением Пироговского центра. Госпитальный храм даже по своему первоначальному замыслу – это церковь, паства которой – больные и страждущие, а с ними рядом – врачующие и исцеляющие. Здесь в памяти сразу всплывает имя гениального русского хирурга Николая Ивановича Пирогова – основоположника военно-полевой хирургии. С
его именем связана школа анестезии, он впервые применил наркоз и йод, начал использовать гипсовые повязки при переломах, создал первый атлас топографической анатомии. Человек глубокой веры, благодарящий Небо за профессию, спасающую человеческие жизни.
Медицинское наследие, оставленное Пироговым, уникально и, главное, применимо до сих пор.
Вот и его иконы в храме – праведного и чудесного доктора Николая Пирогова. Одна – как парсуна или раннехристианский портрет, внизу клеймы с сюжетами его жизни, это местночтимая икона. Вторая, где Пирогов – в белом одеянии. Но ведь белые одежды – не только одеяние святого, это и рабочая форма врача – медицинский халат.
Клиника носит его имя – Российский национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова. В 2002 году его основал академик Юрий Леонидович Шевченко, давно мечтавший создать для простых людей высокотехнологичную современную клинику со всеми новейшими достижениями. Клиника должна была быть современной, а атмосфера милосердия, профессионального подвижничества – оттуда, от Пирогова.
Сегодня лечебные подразделения центра оказывают специализированную медицинскую помощь более чем по 28 направлениям.
* * *
Вот здесь начинается самая сложная часть моего очерка. Кратко рассказать об этом человеке и его трудах, которые иначе как деяниями не назовёшь, – задача для большого энциклопедического издания. Формат журнальной статьи не вместит в себя даже просто перечислений званий академика Юрия Леонидовича Шевченко. Поэтому отсылаю читателя к «Вестнику», юбилейному изданию, которое вышло в свет в 2022 году к 20-летию Российского национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. А ещё к литературным произведениям, автором которых является член Союза писателей России Ю.Л. Шевченко: «Не от мира сего», «Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов: врач, учёный, педагог, философ и религиозный мыслитель», монографии «Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный», уникальной антологии стихотворений «Благовещение», посвящённых христианским праздникам.
Мне, человеку, посвящённому в медицину только с точки зрения разных недомоганий, не под силу расшифровать сложные специальные термины открытий, которые сделал доктор Ю.Л. Шевченко. Поэтому повторю главное из
«Вестника»: Юрий Леонидович – основоположник нового направления в клинической медицине – гнойно-септической кардиохирургии.
И ещё я обратила внимание на формулировку: «Ю.Л. Шевченко — автор концепции здравоохранения России как системы жизнеобеспечения, фактора национальной безопасности, главного приоритета государства. В ней он впервые заявил также о персональной ответственности граждан за своё здоровье и здоровье своих детей».
Чтобы о сохранении своего здоровья говорилось как о государственной задаче и личной ответственности каждого человека – такой подход сам по себе уже новация. А ведь в пору, наиболее трудную для страны, когда Шевченко был российским министром здравоохранения, именно эту задачу он считал наиважнейшей.
Цифры всегда убедительнее множества слов. Можно сказать, что Юрий Леонидович создал целую научную школу – более 90 (!) докторских и кандидатских диссертаций защищено под его руководством. По учебникам Шевченко училось и учится не одно поколение будущих и уже состоявшихся в профессии врачей.
* * *
В офтальмологическом отделении одного из его соратников – Михаила Михайловича Шишкина – мне и пришлось оперироваться. М.М. Шишкин, доктор медицинских наук, профессор, член президиума правления общества офтальмологов России, заслуженный врач РФ.
В его кабинете, в промежутке между многочисленными исследованиями, я приметила на стене свидетельство, помещённое в рамку: премия академика Юрия Шевченко – «За Милосердие и Труды». Всего четыре слова, но, наверное, в них и заключается суть медицины как христианского служения. Гуманистическая основа, заложенная великим Пироговым. Да, конечно, в наше время медицина стремительно отрывается от привычного понятия «земский доктор» с его душевностью. Медицина стала технологичной до роботизации, когда врачу необязательно видеть лицо больного, слушать его сердце трубочкой, достаточно его снимков или кардиограммы. Но,
однако, сегодня, как и прежде, больной люд стремится сюда – со своими страхами, болями, страданиями, но и с надеждами. И исцеление во многих, многих случаях приходит.
Здесь, в Пироговском центре, я видела на рабочих местах медработников иконки Спасителя, Божией Матери, святых угодников. Вот и в кабинете М.М. Шишкина очень красивая икона Богоматери, вышитая бисером одной из пациенток, которой угрожала слепота и которой возвратили зрение врачи центра. А она в благодарность и в доказательство того, что стала зрячей, мельчайшим бисером вышила эту икону и подарила её доктору. Дорогого стоит!
Труды и Милосердие… Труды там огромные. Не видимые явно за слаженностью организации процесса лечения.
Пациентов много, но их без спешки готовит к врачебному осмотру целая бригада молодых специалистов. Работают быстро, чётко и без лишних сантиментов: оперативно составляют «родословную» пациента – всё, что нужно доктору для определения диагноза. И пациент сразу же включается в этот энергичный рабочий ритм. А уже потом, когда очередь дойдёт до процедур, тут можно и «поплакаться» медсестричкам (укол-то прямо в глаз! Страшно… Но, оказывается, не больно). И уже вслед тебе несётся заботливый совет: «Осторожнее с прогулками: на улице полно тополиного пуха. Берегите глаза».
Как тут не вспомнить о создателе первого в России сестринского корпуса – Н.И. Пирогове с его гуманистической идеей медицинского служения, которая заключается вот в этих простых словах об опасности летнего тополиного пуха…
Или воскресным вечером, когда клиника ненадолго затихает после напряжённого операционного дня, вдруг вызывают к доктору, который завтра будет меня оперировать. Он специально пришёл в клинику, чтобы ещё раз уточнить детали предстоящей операции, ободрить и укрепить человека. Вот это и есть Милосердие и Труды.
Этот дух христианской традиции человеколюбия чувствуешь сразу в Пироговском центре. А когда побываешь в госпитальном храме, понимаешь его истоки.
* * *
Ю.Л. Шевченко много лет вынашивал мечту о строительстве собственного госпитального храма для пациентов и персонала центра. Им лично было получено благословение на возведение храма от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Храм совсем молодой, основан в 2005 году. А намоленность здесь ощущаешь сразу, как будто его история исчисляется столетиями и многими судьбами прихожан разных поколений.
Стоишь перед иконами, и тебя охватывает торжественное и радостное настроение. Иконы – светлые, перед ними хочется стоять подолгу, любоваться и укрепляться.
Одна из них мне особенно знакома, я её сразу узнала: привезла такую, только маленькую, из Вифлеема. Такая нечасто встречается, потому что изображает Божию Матерь улыбающейся, а не как в традиционной иконописи – грустной и печальной, предвидящей крестный путь Сына. И в ответ сразу захотелось улыбнуться Её нежному приветствию.
В приделе святых целителей особое место занимают икона архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), частица его мощей и детали облачения – пояс и палица. Этот врач-хирург, учёный и духовный писатель, автор трудов по  анестезиологии  и  гнойной хирургии стал для Ю.Л. Шевченко Учителем в самом первородном смысле этого слова. За защиту диссертации о жизненном пути архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) ему была присуждена учёная степень доктора богословских наук.
В госпитальном храме находится подлинная сокровищница, какую не увидишь в любом другом храме, – множество частиц мощей святых Божиих угодников. Эти христианские святыни были собраны и сбережены Юрием Леонидовичем за многие годы. Теперь в храме сооружён гранитный саркофаг с 325 частицами мощей святых Божиих угодников. Сколько мольбы скорбящих они впитали и сколько отдали своей молитвенной силы нуждающимся… Вот откуда чувство намоленности храма: святые пророки, апостолы и равноапостольные, святители и великомученики, преподобные старцы Оптинские и святые Киево-Печерские, святые безсребреники, праведные, блаженные, благоверные здесь в госпитальном храме молятся вместе с нами и внимают обращённым к ним просьбам и молитвам. Место святой силы…
* * *
Юрий Леонидович Шевченко – наш современник. Какие повороты судьбы у этого человека! Вот лишь главные штрихи его жизни – кардиохирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ, генерал-полковник медицинской службы, министр, основатель и президент Пироговского центра, архимандрит. После окончания духовной семинарии в 2009 году с благословения Патриарха Алексия II Ю.Л. Шевченко рукоположён в священники с продолжением лечебной и научно-педагогической работы. К слову, 14 врачей Пироговского центра получили семинарское и академическое духовное образование, два врача рукоположены в дьяконы.
Архимандрит Георгий (Ю.Л. Шевченко) – ктитор созданного им храма святителя Николая Чудотворца в Пироговском центре.
Клиника грудной и сердечно-сосудистой хирургии, руководителем которой является Юрий Леонидович, носит имя его духовного покровителя – святого Георгия. Какое отрадное явление, когда Церковь входит в нашу жизнь не только на богослужениях в храмах, но через храмы проникает и пропитывает всё наше повседневное бытие. И мы, уже почти оторвавшиеся от её целительности, вновь приникаем к Божественному источнику. Это ли не чудо?

Вместо послесловия

Так вот почему вышла у меня задержка с выпиской из клиники! Чтобы я увидела этот госпитальный храм, поднялась по его ступеням, постояла рядом с удивительными по красоте и чувству иконами, насладилась журчанием
ручейка в источнике святого Николая Чудотворца.
Незримые связи пронизывают всю нашу жизнь, и дай Бог нам душевной чуткости разглядеть эти знаки свыше.
А уж если это пришло, то все события, раньше казавшиеся случайными, по Промыслу Божиему вдруг выстраиваются в логическую цепочку во всей своей ясности и полноте…
А так бы выписали меня из клиники пораньше и не увидела бы этой небесной красоты церковь, не поклонилась бы её святыням, не узнала бы пронзительной по высоте нравственного духа молитвы чудесного и праведного доктора Николая Ивановича Пирогова: Господи Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего. Чтобы я прощал – где обижают, чтобы соединял – где ссора, чтобы воздвигал веру, где давит сомнение, чтобы возбуждал
радость – где горе живёт. Господи Боже мой, удостой: не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал, не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал. Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил. Ибо кто даёт
– тот получает, кто себя забывает
– тот приобретает, кто прощает
– тому прощается, кто умирает
– тот просыпается к вечной жизни.
И чудесный праведный доктор Пирогов, и врач Божией милостью архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), и выдающийся хирург архимандрит Георгий (Юрий Леонидович Шевченко) – люди, как говорится, одной группы крови. Общее у них – служение людям.
И в возрастании на этом поприще – служение Богу. Подвижники, они рождаются в разные эпохи, в разных мирах и обществах, но цепочка, по Божьему Промыслу, не прерывается никогда, и связь поколений становится строго непреложной.
Как подтверждение молитвы Учителя звучат в этих стенах слова, сказанные президентом и основателем Пироговского центра Ю.Л. Шевченко: «Пироговский центр – храм врачевания, воспитания, образования и науки. В нём служат истинные профессионалы и специалисты с высокими моральными качествами и духовными помыслами. Здесь каждый найдёт исцеление и утешение».

Надежда Валентиновна ПАВЛОВА