14 июня 1924 г. 100 лет назад РОДИЛСЯ Владимир Алексеевич СОЛОУХИН
Владимир Алексеевич Солоухин – яркий представитель «деревенской» прозы, патриот, прекрасный поэт и писатель. Его произведения, говорят литературоведы, – это тонкое словесное кружево, плетения которого поражают своей изящной красотой. Он совсем как Сергей Есенин, только в прозе.
Его всенародная известность пришла сразу после выхода в свет книги «Владимирские просёлки». В 1956-м Солоухин с женой Розой вышли за околицу родного села Алепино и пешком прошагали 680 километров по отчему
краю. Путевой дневник писателя и стал основой знаменитой книги.
«Это безсмертное в нашей словесности произведение, – писал Василий Песков. – Ходок по просёлкам показал себя человеком, нежно любящим землю, на которой родился, и внимательным наблюдателем всего, что на ней растёт, зеленеет, издаёт звуки и запахи, дышит, творит. Рассказано обо всём удивительно просто, но так, что каждое сердце откликнется на его слово: “А я? А край, где я вырос? Что знаю, что помню о нём?”
“Просёлки” – это как гоголевская “Шинель”, как “В окопах Сталинграда” Виктора Некрасова, как “Вологодская свадьба” Яшина, дали новый мощный росток в нашей литературе, пробудили интерес к познанью родного края, в конечном счёте, к познанью того, что пишем мы с большой буквы - к познанью Родины. Многие краеведы ныне могут сказать: «Все мы ходили владимирскими просёлками».
Сам Василий Песков под впечатлением Солоухина пешком прошёл от истока до устья Усманку и опубликовал в «Комсомолке» пронзительный очерк «Речка моего детства», вызвавший большой читательский отклик.
Следом за «Просёлками» Солоухин выпустил нашумевшие «Чёрные доски», «Письма из Русского музея», в которых показывал «настоящую Россию сквозь внешние очертания советской действительности». Они часто переиздавались. Как и «Третья охота», «Трава», другие его книги.
А вот стихи о расстрелянной России при советской власти не публиковались.
И понятно почему. «Девочки-гимназистки, мальчики-юнкера» чётко указывали, что речь не про 37-й год. Братской могилой страну сделали большевики в революцию, гражданскую войну. «Горбачёв начинал перестройку, надеясь сохранить в чистоте коммунистическую идею и всё свалить на Сталина, – говорил Солоухин.
– Но всё тайное становится явным. Сталин был большевик-ленинец!» «Расстрелянная Россия» стала поэтической квинтэссенцией его главного, «потаённого» романа «Третья ступень».
Написанного ещё в 1976-м, но опубликованного только в 1995 году. Здесь он развеял миф о «добром Ленине». Вот небольшой отрывок из книги: «Но вот Россию завоевала группа, кучка людей. Эти люди тотчас ввели в
стране жесточайший оккупационный режим, какого ни в какие века не знала история человечества. Этот режим они ввели, чтобы удержаться у власти. Подавлять всё и вся и удержаться у власти.
...Может быть, и можно потом восстановить храмы и дворцы, вырастить леса, очистить реки, можно не пожалеть даже об опустошённых выеденных недрах, но невозможно восстановить уничтоженный генетический фонд народа... Никто и никогда не вернёт народу его уничтоженного генетического фонда, ушедшего в хлюпающие грязью, поспешно вырытые рвы, куда положили десятки миллионов лучших по выбору, по генетическому именно отбору россиян.
...Они погублены даже и не в зародышах, а в поколениях, которые ещё только предшествовали им. Нo вот не будут предшествовать, ибо убиты, расстреляны, уморены голодом, закопаны в землю...
...Генетический урон невосполним, и это есть самое печальное последствие того явления, которое мы, захлёбываясь от восторга, именуем Великой Октябрьской Социалистической революцией».
Пересматривая взгляд на фигуру вождя революции в истории России, он считал, что сталинщина с её репрессиями была закономерным продолжением коварной и жестокой ленинской политики в отношении русского народа.
Последние тридцать лет Владимир Алексеевич был убеждённым монархистом. Он считал, что восстановление в России царской власти – единственный путь её спасения.
Почувствовав приближение конца, Владимир Алексеевич как истинный христианин призвал к себе священника, соборовался, исповедался и причастился Святых Тайн.
Раб Божий Владимир отошёл ко Господу 4 апреля 1997 года. Его отпевание в Храме Христа Спасителя стало первым после восстановления этого собора на его историческом месте.
В своём слове на отпевании Патриарх Алексий II сказал о писателе: «Он всей душой любил Россию, землю Русскую, был настоящим христианином, который первым напомнил обществу о наших духовных, нравственных корнях, о необходимости вернуться к вере.
Старшее поколение хорошо помнит, как “Письма из Русского музея” Солоухина буквально всколыхнули русскую общественность, напомнили всем о наших святынях, от которых народ был насильственно отторгнут.
Знаменательно, что отпевание писателя совершается именно в этом храме.
Ведь именно Владимир Алексеевич был первым председателем Фонда Храма Христа Спасителя ещё в то время, когда очень многие сомневались в возможности воссоздания порушенной святыни. Поверив в эту идею, он помогал её осуществлению своим деятельным участием в работе Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя, принимал участие и в возвращении Свято-Введенской Оптиной пустыни.
Отдавая дань памяти покойному за то, что он сделал для возрождения нравственных начал в нашей жизни, мы молим, чтобы Господь простил его прегрешения, вольные и невольные, чтобы упокоил его там, где нет ни печали, ни воздыхания. Мы верим, что о нём сохранится в наших сердцах, в сердцах всех наших соотечественников вечная и благодарная память. Да упокоит его Господь!»
P.S. Владимир Алексеевич Солоухин выступал в нашей телепрограмме «Русский Дом» в то время, когда самое ненавистное слово в демократической России было – патриот. Я спросил его: «Почему для них патриот – значит обязательно черносотенец, шовинист, фашист?
Почему?» «Да, просто потому, – ответил Владимир Алексеевич, – что патриот любит свою Родину. Россию. И не продаст её. А если нужно, то отдаст и жизнь». И он прочитал свои стихи:
«Вся Россия расстреляна!»
…Под какими истлели росами,
Не дожившие до утра,
И гимназистки с косами,
И мальчики-юнкера?
Каких потеряла, не ведаем,
В мальчиках тех страна
Пушкиных и Грибоедовых,
Героев Бородина.
Россия – могила братская,
Рядами, по одному,
В Казани, в Саратове, в Брянске,
В Киеве и в Крыму...
Куда бы судьба ни носила,
Наступишь на мертвеца.
Россия – одна могила
Без края и без конца…
Россия – одна могила,
Россия – под глыбью тьмы...
И всё же она не погибла,
Пока ещё живы мы.
Держитесь, копите силы,
Нам уходить нельзя.
Россия ещё не погибла,
Пока мы живы, друзья.
Из воспоминаний
современников