По мере того как мы входим в тайну Воскресения Христова – так, как открывает нам Евангелие, – мы начинаем замечать, что в этой тайне есть некая последовательность: явление Господа апостолам, узнавание Его, благословение их на проповедь. Все евангельские повествования о Воскресении сходятся в этом. Христос внезапно вторгается в жизнь учеников, когда они совершенно не ждут Его. Нам показано, что происходящее – не результат измышления заинтересованных лиц, вызванного обострением болезненной веры или безудержным воображением.
Всюду мы видим пассивное участие учеников в происходящем – инициатива всегда принадлежит воскресшему Господу. Вторая особенность евангельских повествований – описание того, как происходит узнавание. Ученики доподлинно узнают Явившегося им: это Иисус из Назарета, Которого они знали во время Его земной жизни и во время Его Крестных Страданий.
Тот, Кто умер, – Живой. Более того, как свидетельствует Евангелие от Луки, все Писания, которые заключены во Христе, обретают теперь свой смысл и свою суть. В Нём – исполнение закона и пророков. Можно даже сказать, что ученикам нечего больше ждать в будущем. Всё уже дано им воскресшим Господом. Это узнавание растёт: в Том, Кто приходит к ним, ученики видят вначале обыкновенного человека, путешественника, садовника, потом узнают в Нём Господа. Это узнавание совершается свободно, ибо, находясь в глубинах человеческого неверия, о котором столько говорит Евангелие, они могут отказаться уверовать. Наконец удостоверение факта Воскресения чаще всего происходит, когда они собраны вместе, и тем самым облегчается взаимный контроль.
Можно допустить, что описание этого узнавания – поиск евангелистами наилучшего выражения чуда.
Однако ясно, что дело здесь совсем не в апологетике, не в богословии. Явления Господа не сводятся к простому «визуальному» узнаванию Того, Кого они знали раньше. Они открывают также связь с будущим, которое отныне должно определять жизнь учеников.
Поистине, узнавая Господа, ученики вступают в видение небес, которое будет их вечным достоянием. Им даётся также – в условиях земного существования – слышание Превечного Слова.
Это то, чего сподобляемся все мы среди Пасхи, когда слышим Евангелие: «В начале было Слово». Они оборачиваются к Иисусу из Назарета, к прошлому, которое – они с изумлением видят – исполнилось теперь во Христе Живом. Но они устремляются также к будущему, в котором должны раскрыться все сокровища настоящего, содержащиеся в воскресшем Христе.
И это означает, прежде всего, что они должны продолжить дело Спасителя, точнее говоря, служение, которое сделает возможным исполнение обетования Святого Духа для них и для всех уверовавших во Христа людей.
Служение – не просто как продолжение предпасхальных трудов Господа, но как принятие и преображение их присутствием Святого Духа. Согласно слову Христову, апостолы уже не увидят знамений в будущем. Их взор
должен быть обращён в прошлое, которое одно только придаёт смысл будущему. Эти три момента, которые мы обозначили вначале – явление Господа, узнавание Его, благословение на проповедь, – мы можем видеть в истории Церкви. Своей Божественной инициативой, инициативой Самого Бога, воскресший Господь без конца обновляет настоящее христианина, приглашая соединять это настоящее с прошлым в личности Иисуса из Назарета – Того, Кто даёт ему благодать строить будущее. И это есть Церковь – врата ада не одолеют её, потому что воскресший Христос с нами до скончания века.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ