Навстречу Пасхе: прожить Великий пост вместе с детьми

Архив: 

«Нередко приходится изумляться, встречаясь со случаями, когда у очень духовных, религиозно хорошо образованных лиц дети не знают ни Евангелия, ни церковной жизни, ни богослужения... Мать ходила по церквам,
по батюшкам, а пуще по матушкам, строго соблюдала посты, мечтала об аскетизме и воздержании, а дети выросли религиозными дикарями, ничего не знающими о мире, в котором старалась жить их родная мать», – писал протоиерей Глеб Каледа.
Я уверена, и вам доводилось общаться с такими многодетными, весьма достойными родителями, у которых дети оказываются пусть любимой, но помехой в духовной жизни. Как же сделать так, чтобы вся семья, как «единая душа», жила церковной жизнью?
Нам, жителям мегаполиса, оторванным от традиций, это кажется особенно тяжёлой задачей.
Если мы говорим о праздниках, будь то Рождество, Пасха, Троица, именины, то принести в дом церковное торжество представляется делом разрешимым. В конце концов, достаточно нарядить ёлку и попасть на праздничное богослужение – вот уже и праздник, в который включены все члены семьи.
С постом – с Великим постом – сложнее. Дети и строгие, требующие собранности, тишины великопостные богослужения сложно совмещаются.
По крайней мере, мне с пятью детьми это совместить не всегда удаётся.
Единственное изменение в жизни всей семьи – еда. В некоторых церковных семьях даже малыши постятся довольно строго, в некоторых – не едят только мяса или только сладкого.
Для нас, взрослых, это ограничение в пище органично вплетается в особое время, резко выделяющееся из всей остальной жизни года. Время покаяния, очищения, время тихой радости и молитвы, когда мы живём не так,
как обычно. Настроиться на этот лад, оставаться собранными и внимательными нам помогают Канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров и другие богослужения. Но наши дети не получают всего этого
или получают слишком мало. А дом продолжает жить обычной жизнью.
И время поста для детей зачастую оказывается никак не выделенным. А между тем сделать так, чтобы жизнь всего дома следовала жизни Церкви, вполне возможно.
Принцип наглядности – один из самых действенных при формировании личности ребёнка. В храме праздники выделяются с помощью цвета: цветом облачений, завесы, украшения икон.
Так же и в интерьере дома важную роль играет ткань: шторы, скатерти, иногда драпировка стен. Вот и протоиерей Глеб Каледа говорил о важности внешнего вида дома, в котором воспитываются дети, для формирования ритмичности жизни семьи. В семье моих родителей иконы домашнего иконостаса мама покрывала широким кружевом, и утром в понедельник первой седмицы Великого поста эти украшения были чёрного цвета.
Мы, дети, учились в обычной светской школе, в которой нас ждали будни, ничем не напоминающие о посте. И эти кружева, как и молитва Ефрема Сирина после утреннего правила, настраивали нас на «ритм поста». Уже одни эти чёрные кружева на иконах значительно меняют общее впечатление дома, а торжественная смена будничных лент на чёрные, а потом – в Великую субботу – на красные способствует переходу на «особое время».
В книге «Лето Господне» Иван Шмелёв писал о том, что у него в детской на время поста вообще снимали шторы.
Мои дети под впечатлением этого рассказа также предложили снять тюль в наших комнатах. И действительно, без штор появилось особое, «постное», настроение дома. Кстати, на Пасху, когда шторы вновь вешаются, дом получает дополнительный штрих праздничного настроения. Так с помощью небольших изменений в интерьере время Четыредесятницы становится зримым, почти осязаемым.
Без штор окно становится немного скучным и каким-то голым. Мы взяли обычную гуашь – эта краска легко смывается – и нарисовали на окне семь ступенек, ведущих вверх.
С одной стороны, это память о Лествице, которая, кстати, вспоминается Церковью в Неделю Иоанна Лествичника, с другой – образ поста как пути к Богу. На каждой ступеньке написали номер. Лестница ведёт к солнышку:
это и знак праздника, и символ Христа – Солнца Правды. А в хмурые дни такое яркое жёлтенькое солнышко на окошке ещё и ободряет постящихся. Из плотной цветной бумаги дети вырезали фигурку человечка и с помощью пластилина закрепили на нижней ступеньке. Когда наступает вторая неделя, человечек поднимается на вторую ступеньку и так доходит до последней, а как дойдёт – всё смываем. Заодно к празднику моем окна и вешаем тюль. Лестница может сопровождаться и перечислением семи основных добродетелей.
Хотя у нас есть православный настенный календарь, в нашей семье родилась традиция делать особый календарь именно для Великого поста.
С его помощью пост тоже становится наглядным, с определёнными этапами, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее». В календаре хорошо видно, сколько длится пост, как называются
недели поста, в чём их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников.
Календарь у нас получился весенний. Мы решили «развеселить» его, чтобы у детей пост ассоциировался с радостью и чтобы весна ассоциировалась с постом: начинается весна – значит, начинается пост! На нашем календаре и солнышко, и цветочки, и даже бабочки. Правое поле надрезаем так, чтобы получилось семь «хвостиков». На каждом «хвостике» пишем какую-нибудь «поучительную» фразу: она должна напоминать
о чём-то важном, о том, чего можно достичь в пост, о добродетелях, о благочестивой жизни. Это будет поводом поговорить с детьми о христианском учении и станет маленьким заданием на данную неделю поста. Эти «хвостики» мы загибаем так, чтобы они оказались подвёрнуты под лист календаря. В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок: снова эффект ожидания, а ещё – будет видно, сколько осталось до конца поста.
В Греции к посту делают особую куклу – Киру Саракости, Госпожу поста. Это тоже такой своеобразный «календарь», который считает недели Великого поста. Греки изображают Госпожу поста как простую женщину или как монахиню. У Госпожи поста нет ушей – чтобы не слышать сплетен, и нет рта – чтобы не есть. На груди у греческой православной куколки – крест, её ручки молитвенно сложены или скрещены. Так греки символически показывают этой куколкой правила поведения в Великий пост. А ещё из-под юбки Госпожи поста высовывается семь ног, которые символизируют семь недель Великого поста – по одной ножке на каждую.
Мы с детьми сделали аппликацию и вырезали её, получилась куколка, которую мы повесили на входную дверь – чтобы уже при входе в квартиру напоминала о посте.
С помощью таких элементов уже сам внешний вид дома настраивает жизнь семьи на особый лад.
И вот наступает пост. И появляется другой важный «осязаемый» аспект поста – особая пища. Должны появиться и изменения в домашнем богослужении. Дети могут с маминой помощью написать крупным шрифтом на листах белого картона молитву преподобного Ефрема Сирина: малыши могут обвести фломастером то, что мама написала карандашом, дети постарше – сами списать текст из молитвослова. Таким образом, им будет легче её выучить, а также дети станут ждать, когда будет читаться «наша постная молитва».
Укладывая детей на ночь, мы всегда читаем им книги. И в Великий пост это особенная литература: патерики, жития святых, Библия. Во время такого чтения родители и сами получают духовную пищу. Когда вся семья собирается за столом, а обычно, если папа работает, это ужин, можно также прочитать небольшой отрывок из Библии или житий, а потом обсудить прочитанное. Именно таким показано религиозное образование детей у святителя Иоанна Златоуста: отец за вечерней трапезой наставляет жену и детей.
Делая календарь, мы выделяли постные праздники. Когда дети знают об этих датах, они ждут не «когда же закончится пост», а приближения каждого следующего события. Первый праздник с интересным действом – это кутья в первую субботу Великого поста, в день великомученика Феодора Тирона. Кутью мы едим по древней традиции: все из одной посуды – из красивого деревянного блюда.
22 марта, в день 40 мучеников, печём, конечно, жаворонков: даже малыши могут лепить узелочки из теста и приделывать птичкам глазки-изюминки.
На Крестопоклонной неделе нас также ждёт выпечка: по традиции, мы выпекаем печенье в форме крестиков. В неделю Иоанна Лествичника лепим из теста лесенки, как делали наши прапрабабки. Тесто можно делать самим, можно использовать покупное слоёное или дрожжевое – это не требует практически никаких усилий, зато дети получают огромное удовольствие от совместных трудов на кухне. Это и повод поговорить с малышами о том празднике, который отмечается особой выпечкой, и не только наглядное пособие для такого разговора, но пособие вполне съедобное и даже вкусное. На Благовещение на птичьем рынке специально покупаем птичек, которых на праздник можно будет выпускать.
На Лазареву субботу едим икру – она, как и яйцо, символ воскресения. На Вход Господень во Иерусалим заранее готовим вместе с детьми букетики с вербами. Всё это – и общесемейные мероприятия, и – главное – повод
рассказать детям о праздниках и об их значении, повод перейти к более серьёзным темам.
Таким образом, пост действительно может стать особым временем жизни всей семьи, дома как целого.
Внешнее помогает осознавать и укреплять внутреннее. Пост становится «наглядным», «осязаемым» даже для малышей. И такие наивные, до смешного «недуховные» занятия, как изготовление птичек или лесенок из теста,
оказываются не только развивающими мелкую моторику ребёнка и его первыми кулинарными опытами, но и пособием, помогающим детям представить себе духовную жизнь. И пока трёхлетние малыши выкладывают перекладинки у такой лесенки, детишкольники слушают рассказ о лествице Иоанна Лествичника, а кто-то захочет и прочитать о ней. Может быть, старшие дети, может быть, и родители… Так дети уже не отрывают нас от духовной жизни, а вместе с нами, каждый по-своему, живут общим её ритмом. И жизнь дома оказывается совершенно особой жизнью, которую не перебивает клокотание мегаполиса за окном и в ноутбуке. Казалось бы, такие мелочи не могут повлиять на духовную жизнь дома. Но это не мелочи – это внимание к тому, что существо человека триедино, и телесное, видимое-осязаемое, также имеет значение для нас.
Может быть, предложенные здесь или какие-либо другие идеи для детского Великого поста помогут создать в доме особое время Святой Четыредесятницы.
И дом, обращённый в малую Церковь, обращённый к Церкви великой, станет местом христианского образования всех членов семьи.

Анна Алексеевна
САПРЫКИНА