Военный священник о духовной
причине противостояния на Украине
Протоиерей Евгений Старцев, настоятель иркутского храма во имя Архангела Михаила, часто бывает на линии фронта в Донбассе. Цель его постоянных поездок на линию фронта – доставка помощи из Сибири нашим бойцам, а
также душепопечение воинов. Беседы о главном в жизни (и в смерти – здесь она рядом), крещение, исповедь, причастие – вот задача присутствия священника на передовой. По наблюдениям батюшки, подавляющее большинство наших воинов прекрасно понимает, за что воюют: онтологическое противостояние добра и зла здесь ощущается кожей.
– Отец Евгений, «искушение Западом», насколько оно опасно для нас?
– Понимаете, мы недооценили силу, в этом случае разрушительную, слова, пропаганды. Мы думали, что украинцы такие же, как мы, – в конце концов, в одной же стране росли, те же книги читали, ту же музыку слушали, те же фильмы смотрели. Но мы упустили, причём безответственно, а то и преступно, те десятилетия, в которые на родную когда-то Украину обрушилась вся разрушительная мощь западной пропаганды и ненависти к русским, которой мог бы позавидовать Геббельс. Можно оправдываться, что, мол, у нас тоже были нелёгкие времена, мы также столкнулись с этой бесовщиной. Но это не оправдание, а скорее, совершенно справедливый упрёк в наш благодушный адрес: нужно было по-настоящему бороться с геббельсовщиной в России и делать то же в других странах, оказавшихся оторванными от нас.
Однажды разговаривал с пленным украинцем, мальчишкой почти совсем, тот говорит: «Вы нас, наверное, ненавидите?» Я отвечаю: «Сына, ненависть – слишком сильное чувство по отношению к тому, что мы в вас видим. Презирать как отступников – да, презираем. Кто-то и жалеет. Но ненавидеть – нет. Мы ненавидим, скорее, тот ад, в который вы сами себя ввергли и пытаетесь устроить для нас.
Вот тут ненависть настоящая».
– А где проходит разлом между Россией и тем, что осталось от Украины?
– Самое главное – по вере. Кому-то это может показаться незначительным: не всё ли равно, как верить, но это абсолютно не так. Возьмите сербов и хорватов – вроде бы один народ, один язык. Но только и исключительно из-за веры произошло страшное, кровавое разделение когда-то единого народа – просто одни захотели быть «цивилизованными европейцами». Итоги этой цивилизованности, всю «человеколюбивую» мощь этой цивилизации мы наблюдаем ежедневно. То же самое нам «светит» на Украине, если мы не остановим новых геббельсов со товарищи, то есть, простите, со геноссен.
Религия, вера – слишком крепкий цементирующий, даже какой-то тектонический фактор для человека и народа, и горе тому человеку и народу, если его вера – ненависть. Не понимаю, почему мы до сих пор то ли стесняемся, то ли боимся назвать вещи своими именами: на Украине нацизм, возведённый в религию. Его нужно уничтожить, и нечего ходить вокруг да около. Мы в своё время назвали своим именем происходившее в Германии и поступили так, как было нужно, – за этот поступок восточные немцы нам до сих пор благодарны. Мне кажется, что русский солдат прекрасно понимает свою задачу, находясь сейчас на фронте. И горе нам,
если мы не оправдаем надежд и жертв наших защитников. Потому что речь идёт именно о защите подлинной, настоящей России. Той самой Святой Руси, о которой мы в тылу основательно забыли.
– На фронте не до мечтаний о заработке, я думаю.
– Нет, за деньгами на войну не ездят: не убедишь человека рисковать своей жизнью за двести «кусков». Там другие порядки, другая реальность. Даже запах другой. Знаете, какой?
– Помню запах пороха…
– Это тоже есть, но самое страшное – это вонь разлагающихся трупов. Вот когда это чувствуешь, поверьте, не до денег. Те, кто приехал «чисто подзаработать», либо быстро сливаются, либо стремительно перевоспитываются. И уж никакой военной романтики там нет в помине. Всё гораздо серьёзнее. Русский человек приобретает духовный опыт, накапливает его в себе, и этот опыт прилагается в том числе к оценкам воюющими воинами всего нашего общества – насколько соответствует оно идеалам этого опыта: будь то Церковь и её служители, будь то политики, представители делового мира, культура и так далее.
Оценка будет очень и очень серьёзной, и не надо думать, что снисходительной: «Мы не за вашу dolce vita воюем, не за ваши хотелки, и не дай вам Бог предать нас и Россию», – примерно так. Мы не сможем таким людям «впарить» какието симулякры духовности, отболтаться от их подлинных духовных запросов: подмену они чувствуют на раз. Нет уж: если ты назвался христианином, провозглашаешь христианские ценности, то и веди себя по-христиански. Не получится лицемерить: мы воюем, а вы, ухмыляясь, продолжаете снимать мерзкие фильмы, петь глупые песни, купаться в роскоши, отводя глаза, говоря нам, что «не всё так однозначно». Нет, ребята, так дело не пойдёт. Всё очень даже однозначно: или ты с Богом, или ты против Него.
Беседовал
Пётр Михайлович ДАВЫДОВ
Из Наказа XXV Всемирного русского народного собора под председательством главы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
Специальная военная операция является новым этапом национально-освободительной борьбы русского народа против преступного киевского режима и стоящего за ним коллективного Запада, ведущейся на землях Юго-Западной Руси с 2014 года. В ходе СВО русский народ с оружием в руках отстаивает свои жизнь, свободу, государственность, цивилизационную, религиозную, национальную и культурную идентичность, а также право жить на собственной земле в границах единого Российского государства.
С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и её народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию «Удерживающего», защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада.
После завершения СВО вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России. Возможность существования на данной территории русофобского, враждебного России и её народу политического режима, а равно политического режима, управляемого из враждебного России внешнего центра, должна быть полностью исключена.