Народный художник Василий Нестеренко о религиозном осмыслении истории
В Москве проходит выставка «Молитва об Украине». В галерее своего имени народный художник России Василий Нестеренко представляет новые картины, центральные из которых – «Молитва о Малороссии» и «Защитники Новороссии». Уроженец украинского города Павлограда, исторический живописец, посвятивший своё творчество Русской идее, автор росписей Храма Христа Спасителя и главного храма Вооружённых Сил РФ рассказал о том, русские ли украинцы и что необходимо нам для победы.
Малороссия или Украина
– Василий Игоревич, ваша выставка называется «Молитва об Украине», а центральная картина выставки – «Молитва о Малороссии». Почему разница в названиях?
– Потому что вся выставка посвящена сегодняшней Украине, а конкретная картина – историческому событию воссоединения Малороссии с Россией в XVII веке. Тогда ещё не было и в проекте названия «Украина» – эта земля называлась Малороссией. И не было никаких украинцев – все были русские – и малороссы, и великороссы, и белорусы.
– Почему вы решили взять именно исторический сюжет для этой картины, а не современный?
– Чтобы провести историческую параллель и напомнить, что войны за исторические земли Киевской Руси ведутся уже не одно столетие. Для понимания этого нужно всё-таки вернуться в историю – в ближнюю – после разрушения Российской империи и развала СССР, и в более дальнюю. Более дальняя – это как раз первая война за Малороссию, которая была при Богдане Хмельницком.
– А почему – молитва?
– Через всю выставку проходит тема молитвы. На первом этаже рядом с исторической картиной находится вертикальная работа «Взыскание погибших» – расстрелянная икона в разрушенной бомбёжками часовне. Это произошло
год назад в Донбассе. Взыскание погибших – понятие очень всеобъемлющее. Кто погибший? И кого взыскуют? Тех, кого убили, или тех, кто всё это сделал и погибает душой? Понимаете? Это требует религиозного осмысления. Есть работа «Помоги!» – старик с тележкой идёт между городских развалин, его взор устремлён в небо, и он обращается к Богу. Потому что надежда только на Него. Осталась только молитва.
Картина «Защитники Новороссии» тоже наполнена религиозными смыслами: современное ополчение с оружием под стягом Спаса Нерукотворного и благословляющий их на бой священник. Нужно, чтобы соборная молитва, с одной стороны, укрепила наших воинов, а с другой – уврачевала раны и утихомирила ненависть. Зло надо остановить. В Евангелии сказано, что оно падёт от одного вида правды. Мы должны чётко стоять за правду, и тогда зло будет побеждено. Как в то время, так и сейчас.
История повторяется
– Мостик от прошлого к нынешнему?
– Да, мало того, во многих моментах вся история повторяется. Во-первых, началась эта война в 1654 году в тех местах, где сейчас проводится специальная военная операция.
Ведь во времена Богдана Хмельницкого поначалу разговор шёл о воссоединении не всей Малороссии, а земель Войска Запорожского. А его земли тогда вбирали в себя приблизительно территории нынешних Запорожья, ЛНР и ДНР. А для России это решение осложнялось тем, что всё это происходило после Смутного времени, а в Москве разгорелась эпидемия чумы – аналог нынешней пандемии. Подписывая соглашение с Богданом Хмельницким, царь Алексей Михайлович понимал, что начинается полномасштабная новая война с Польшей. А если начинается война с Польшей, то значит присоединится обязательно и Швеция, и турки. Да и папа Римский объявит крестовый поход на Русь. То есть будет ещё одно Смутное время. И царь пошёл на риск.
– То есть столкновение с блоком НАТО, с Евросоюзом для нас не новость?
– Совершенно верно. Война продлилась 13 лет и закончилась нашей победой. Что касается Запорожского войска, то через два года умер Хмельницкий, и новый гетман Иван Выговский подписал документ о воссоединении с Польшей. И половина запорожских казаков перешла на сторону Польши, чтобы воевать со своими же запорожцами. В то время предательство творилось совсем фантастическое. В какой-то момент поляки даже не принимали участие в войне, а просто смотрели, как русские дерутся друг с другом. Разве это не похоже на то, как это происходит сейчас? Америка и Европа устроили эту братоубийственную войну русских против русских и наблюдают, науськивая одну из сторон. Но всё-таки Алексей Михайлович не бросил Малороссию. Довёл войну до победного конца, и воцарился мир.
С кого взыскивать?
– В разгар «оранжевой революции» на Украине 2005 года вы написали картину «Отстоим Севастополь!».
А в 2014 году обратились к народу Украины с призывом одуматься и покаяться. Какие были отзывы с той стороны? Сильно вас ругали?
– За реакцией я и не следил, не сижу в соцсетях. А чего ругать-то? Я что, утверждал, что Украина плохая? Пусть они реагируют как угодно. Покаяние – это важнейшая часть христианской жизни. Все мои работы об Украине сделаны с любовью. А эта выставка ещё и с болью. Потому что без боли смотреть на реалии войны невозможно.
– Вы сказали, что картина «Взыскание погибших» – больше не о погибших физически, а о погибающих духовно. А кто это сделал? Вот украинцы во всём обвиняют нас – вы пришли на нашу землю, убиваете нас, бомбите
наши города. Что на это можно ответить?
– Война есть война, и там может происходить всё что угодно. Но что я своими глазами видел в Донбассе – украинская армия, в отличие от нашей, часто выбирает в качестве целей храмы, часовни, монастыри. Я уже не говорю про мирные города, где нет военных объектов. Какая может исходить от них угроза? Специально ведь разрушают, запугивают, стараются стереть с лица земли самое святое.
Орден Иуды для Зеленского
– Полагаю, что на этой выставке органично смотрелась бы и ваша картина «Письмо недругам России», которая была написана ещё до спецоперации, в Сирии. Если не знать этого, то так можно подумать, что это где-то в Донбассе или Запорожье наши спецназовцы собрались и пишут письмо, ну, скажем, Макаревичу, Галкину, Гребенщикову, Зеленскому и другим артистам…
– Я вот не понимаю этих ребят, ведь на песнях Макаревича и Гребенщикова выросли несколько поколений наших людей, зачем же эту любовь они променяли на тридцать сребреников. Может, надеются, что их на Западе будут любить? Но предателей нигде не любят. Знаете, ровно 315 лет назад – в 1709 году – Петром Первым был учреждён орден Иуды. И первым награждённым был Мазепа, после того, как гетман перешёл на сторону шведского короля Карла ХІІ. Ему орден передать не смогли, так как он скрывался. Но довели до сведения, что «награда» его ждёт. Про Иуду в Евангелии сказано, что лучше бы он не родился – в итоге удавился. Мазепа тоже умер ужасной смертью – его заживо съели черви. В этом есть что-то библейское. А Богдан Хмельницкий, прообраз гоголевского Тараса Бульбы, проявил последовательность, верность – и Православной Церкви, и русскому народу, и Малороссии – и остался в памяти народной как герой. Вот можно их сравнить – два гетмана, два пути, которые стоят перед Украиной, да и перед каждым человеком. Человек должен сделать выбор, с кем он – со Христом или с Иудой.
– Наверное, не случайно, что в современной Украине Мазепа возведён в ранг национального героя.
– Конечно. Также не случайно, что некоторые артисты ушли в политику, но от лицедейства так и не отвыкли. И всем, предавшим память своих дедов, воевавших в Великую Отечественную, положен орден Иуды. И неважно, кто ты – российский певец или украинский комик, дорвавшийся до власти.
Какой национальности украинцы
– Вот вы упомянули, что до 1917 года никаких украинцев не было, а был триединый русский народ. Тарас Бульба в безсмертном произведении Гоголя много раз повторяет – русский народ, русская земля. Так откуда
на Украине появился неонацизм?
– Для меня, выросшего в советское время, вообще не существовало никакой разницы между русскими и украинцами. Мы не братские народы, мы один народ, это и генетика подтверждает. У меня своя теория на сей счёт. Это безумие сродни ковиду. Бациллы разделения живы. Помните, коронавирус поражал людей как-то очень выборочно. Кто-то заражался, кто-то нет. У кого-то эта болезнь проходила легко, а кто-то находился между жизнью и смертью. Многие умирали. Алгоритм непонятен. Вот так же и здесь – каким образом заражаются бациллой украинского фашизма – непонятно. Причём заражаются разные люди – по национальности, полу, возрасту, социальному положению, уровню культуры.
Артисты, писатели, художники – многие из них тоже заразились.
– Действительно, можно было бы сказать, что это зависит от уровня культуры, но тут вспоминается фильм Ромма «Обыкновенный фашизм», где ставится вопрос, как могла великая нация, давшая миру Баха и Бетховена, Гёте и Шиллера, за какие-то десять лет с помощью нацистской идеологии довести себя до звериного состояния…
– А что уж говорить об украинцах, отказавшихся от великой русской культуры. Если громят памятники и выкорчёвывают из памяти Пушкина, Чайковского, Достоевского.
Так было и в нацистской Германии, когда они отказались от христианской культуры, сжигали книги.
Главное условие победы
– Приходилось слышать от священнослужителей, что Россия сейчас ведёт войну с антихристом – с человечеством без пола, без возраста, без семейных и нравственных ценностей…
– Согласен. Сегодня для победы нужно молиться, как молился Сергий Радонежский во время Куликовского сражения. Поэтому и выставка называется – «Молитва об Украине». Это не просто игра с красками и любование цветом, это крик моей души. И не только молиться, но и делать, ибо вера без дел мертва. Каждый на своём месте. Например, мы сейчас помогаем художественной школе Мариуполя – недавно отправили машину необходимых для живописи материалов. Там учатся очень талантливые русские дети – будущее России. Но самое главное для меня – это творчество.
Моя выставка – это мой вклад в победу.
– Что для вас будет победой? На каких условиях мир?
– Я не политик и не военный эксперт. Мне хочется, чтобы восстановилась любовь, чтобы вернулась в лоно Церкви Киево-Печерская Лавра. Чтобы изгнали еретиков из страны. Чтобы покончили с язычеством. Это надо калёным железом выжечь, как в своё время делал князь Владимир. Мы часто говорим о том, что в 90-е годы Русь претерпела второе крещение, когда в нашей стране, в том числе и на Украине, люди повернулись к
Богу и стали восстанавливаться храмы. А сегодня должно быть третье – ещё одно крещение Украины, а заодно и России, которая благодаря СВО уже во многом другая страна, чем это было несколько лет назад. Нужно всем нам вернуться к триединой Святой Руси – Великой, Белой и Малой. Если так произойдёт, то это будет главным итогом нашей победы.
Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ
rodina-history.ru/RG.RU