Всё больше убеждаюсь, что ни дорога на Запад, ни поворот на Восток не сулят нам процветания и благоденствия. Никому, кроме самих себя, мы не нужны. И Восток, и Запад будут использовать нас в своих интересах.
Везде мы будем чужими. И если мы хотим жить дальше, то мы должны жить по-русски. А что такое жить по-русски? И возможно ли это?
Задумывались ли вы о том, как так получилось, что славянские племена русов, у которых и «порядка-то не было», смогли собрать земли, народы и создали великую православную страну, которая даже сейчас самая большая в мире? Канули в Лету Скифское и Боспорское царства, империя гуннов, Тюркский каганат, государство Алания, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Великое княжество Литовское, польская Речь Посполитая, различные княжества-государства, существовавшие на этом земном пространстве. И столица могла быть и в Итиле, и в Киеве, и в Вильне, но она – в Москве. А русский народ стал государствообразующим для множества больших и малых племён.
У каждого есть своё предназначение – и у человека, и у народа, и у государства. Так и Россия была избрана Всевышним Творцом для того, чтобы стать империей-царством, сохраняя Вселенское Православие. Россия, можно сказать, явилась духовным феноменом. И только рассматривая её в этом измерении, можно постичь её историческую судьбу. По-другому никак не объяснить, как «дикое» и «примитивное» русское племя, несмотря на жесточайшие набеги и вторжения соседей с Запада и с Востока (по данным исследователей, Россия провела в войнах две трети своей истории), могло создать мировую державу, существующую века.
И ведь не из-за набора «случайностей» Россию называют Святой Русью. Никогда не была заселена Русь одними святыми, но именно святые и несвятые составляли Святую Русь. Это выбор нашего народа. Идеал. Ибо это то, что родилось именно в национальном сознании, в народном мироощущении. Конечно, одно дело – идеал, к чему мы стремимся, но другое – с чем имеем дело. Как говорится, наличный материал.
В истории России, как и в истории любой страны, множество событий и эпох могут быть названы ключевыми.
Только одни оставляли после себя инерцию подъёма и предопределяли будущий расцвет, другие же снижали уровень общественной нравственности и копили разрушительный потенциал.
В начале XIX века русский народ вступил в фазу этнического надлома. Её называют разобщение. Или раздвоением сознания. Ярким представителем западников стал Пётр Яковлевич Чаадаев. В своих «Философических письмах» он заявлял, что Россия отделена от «всемирного воспитания человеческого рода» и пребывает в темноте, в состоянии духовного застоя.
И если Чаадаев выводил все наши беды из того, что русские приняли Православие, то Александр Сергеевич Пушкин ему отвечал: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератор – я раздражён, как
человек с предрассудками – я оскорблён, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
Шли годы, и процесс эрозии традиционных основ всё больше подтачивал православно-самодержавную империю, построенную на христианских принципах. И уже к началу XX века в умах образованных людей окончательно
закрепилось западническое сознание. Ими овладели «прогрессивные идеи» построения «справедливого» царства на земле. Пришёл век «либерализма», «демократизма» и «социализма». Православное мировосприятие хода времён существовало на обочине. И как результат – великая духовная катастрофа: Февральская и Октябрьская революции.
Вселенская миссия христианской империи, каковой оставалась Россия до своего крушения в 1917 году, оказалась напрочь забытой. В обиход вошло избитое, вброшенное русофобами и безбожниками, что «Россия – империя
зла», «тюрьма народов», «ужас во плоти». Их всех корёжило, что существует такой исторический феномен, как Россия. Россия как «государство-церковь», «христианская империя», «православная общность», «духовная имперская миссия». Вот как на такие беснования отвечал русский философ, богослов Владимир Николаевич Ильин (1891–1974), умерший в эмиграции и знающий Запад изнутри. «Запад простил бы нам Кремлёвские соборы и Оптинских старцев и, может быть, даже умилились бы. Они никогда не простят нам того, что у нас есть паровозы в Сормово, пароходы в Николаеве и Одессе. Есть всё, что есть у них, но в отличие от них у нас есть Кремлёвские соборы и есть Оптинские старцы».
Так что, если враг на протяжении веков видит для себя главную опасность в единении технического могущества России и Православия, то сам Бог велел идти по тысячелетнему пути Церкви и государства Российского.
По пути православной империи.
А закончу своё слово строками стихотворения известного русского поэта Игоря Северянина (Лотарёв;1887–1941), касающегося как раз феномена русского безсмертия.
На восток, туда, к горам Урала
Разбросалась странная страна,
Что не раз, казалось, умирала,
Как любовь, как солнце, как весна.
И когда народ смолкал сурово
И, осиротелый, слеп от слёз,
Божьей волей воскресала снова, –
Как весна, как солнце, как Христос!