28 января исполнилось 115 лет со дня мученической кончины первого игумена и духовника Елеонской женской русской обители в Святом Граде Иерусалиме отца Парфения (Нарциссова).
В этот день 115 лет назад сёстры обители обнаружили в келье отца Парфения на Русском Елеоне его изрезанное и окровавленное тело.
Преступник, скорее всего, с целью разбойного завладения церковными ценностями, ночью напал на отца Парфения в его келье, расположенной в Елеонской обители. В келье было все разбросано и раскидано, на полу в луже крови, с истерзанным лицом и головой лежал первый игумен Елеонской святыни.
Первая настоятельница обители, монахиня Евпраксия (Миловидова) и прибывшие полицейские осмотрели место убийства. Обнаружили следы, ведущие к каменной ограде, граничащей с арабским районом.
Разбойники похитили золотой наперсный крест отца Парфения, подаренный ему Иерусалимским Патриархом Никодимом. Одна сестра нашла маленькую серебряную иконку, которая была обронена преступниками на месте преступления. По факту зверского убийства русского священника местная полиция для виду завела уголовное дело. Однако это подлое преступление так и не было раскрыто...
Согласно завещанию отца Парфения, его погребли за алтарной частью СпасоВознесенского собора обители, прямо «у ног» своего духовного и преподобного аввы и великого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме отца архимандрита Антонина (Капустина).
Выдающийся русский учёный-византист профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929), лично хорошо знавший отца Парфения, посвятил ему очерк «Памяти члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. игумена
Парфения» (СПб, 1909).
Что мы знаем о личности и жизни замечательного Елеонского священномученика отца игумена Парфения?
Будущий игумен Парфений, в миру Пармен Тимофеевич Нарциссов, родился в 1831 году, в России, на Рязанщине, в бедной сельской семье церковного причетника. Не доучившись в духовном училище, Пармен поступил в Данковский Покровский мужской монастырь, где в феврале 1863 года был пострижен в монашество.
Сохранилась ведомость о знании послушниками монастыря катехизиса.
В этой ведомости напротив фамилии Нарциссов стоит одна отметка – «хорошо».
8 ноября 1865 года монах Парфений был рукоположён во иеродиакона с причислением к Рязанскому архиерейскому дому. А после возвращения в родной монастырь иеродиакон Парфений в 1868 году был рукоположён в иеромонаха. Затем в 1873 году перешёл в Ольгов Успенский монастырь.
В 1877–1878 гг. после начала Русско-турецкой войны отец Парфений стал братом милосердия при Рязанском обществе Красного Креста. Был на фронте, отмечен церковной наградой, набедренником и наградами общества
Красного Креста.
1879 год коренным образом меняет всю жизнь иеромонаха Парфения. В 48 лет он посещает паломником Святую Землю, где знакомится с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным). Эта встреча с уникальным отцом Антонином безоговорочно и навсегда оставит иеромонаха Парфения на Святой Земле.
Духовное и личностное влияние архимандрита Антонина на отца Парфения было огромным, всепоглощающим.
Как пишет в своём памятном очерке А.А. Дмитриевский, отец Парфений понравился главе Русской Духовной Миссии своим «природным умом, кротким любвеобильным сердцем, чистою незлобивою душею, горячей любовью
к труду и безпрекословным послушанием».
Сначала архимандрит Антонин поручил отцу Парфению чреду служения в Троицком соборе в Иерусалиме, а 3 июля 1881 года указом Святейшего Синода он определён штатным членом Русской Духовной Миссии.
Все, кто бывал в Иерусалиме, знали, что отец Парфений слывёт неутомимым тружеником, подвижником и большим молитвенником. По воспоминаниям современников, иеромонах Парфений после служб в Троицком соборе удалялся на Елеонскую гору, как когда-то сам Господь в евангельские времена.
Своими руками отец Парфений очищал будущий Елеонский монастырь от мусора, расчищал некрополь и старые плиты, возделывал земельную почву будущей славной святой русской обители. В очерке А.А. Дмитриевского мы читаем о трудах отца Парфения «...Вся нынешняя, без преувеличения можно сказать, райская красота, все многочисленные рощи кипарисов, масличных деревьев и сосен – всё это дело мозолистых рук и выносливых плеч отца Парфения».
Подвижническими личными и физическими трудами отца Парфения на Елеоне был создан удивительный по своей растительности сад, именуемый до сих пор «Парфеньевским».
В 1886 году, после окончания строительства и освящения Свято-Вознесенского соборного храма на Елеоне, отец Парфений стал его первым и единственным настоятелем. Вместе с отцом Антонином оба великих подвижника
размышляли об устроении на Елеоне русской монашеской общины. Сам отец Антонин думал открыть на Елеоне мужскую монашескую русскую обитель. Но этот замысел не удалось воплотить в жизнь. И тогда уже после смерти отца Антонина начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Леонид (Сенцов) и отец Парфений добились в 1906 году, в день рождения отца Антонина, открытия на Елеоне женской русской монашеской обители.
Первой начальницей обители была поставлена монахиня Евпраксия (Миловидова), бывшая насельница московского Свято-Алексеевского монастыря. А первым игуменом-духовником – 75-летний старец Парфений (Нарциссов). С этого времени берёт своё начало всемирно известный Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне, или святой Русский Елеон.
Имя и авторитет первого игумена Святой Елеонской женской русской обители в Святом Граде Иерусалиме и среде Императорского Палестинского Православного Общества были на небывалой высоте. В отце Парфении видели прямого преемника и продолжателя великого дела отца Антонина. Щедрые благотворители из России слали отцу Парфению большие пожертвовования, которые он тратил только на нужды окормляемой им монашеской обители. Они же, благотворители, одаривали отца Парфения богато украшенными старинными иконами, которые ныне украшают елеонские храмы.
При отце Парфении, за три года его игуменства, монашеская женская обитель выросла до сотни насельниц.
На Рождественские Святки 1909 года весь православный Иерусалим и все почитатели елеонского убиенного старца проводили в «путь всея земли» первого игумена-духовника и первого русского преподобного священномученика Святого Русского Елеона отца Парфения. На его похороны пришли даже католики – таким громадным был авторитет елеонского подвижника! Всем было известно и понятно: в райские Господние обители отошёл настоящий русский преподобный священномученик святой русской монашеской елеонской обители.
Воистину земная жизнь отца Парфения была подвижнической, преподобнической, а его кончина – мученической, ради Христа Спасителя и во имя Христовой Церкви Русской.
Его имя как одного из первооснователей святого Русского Елеона золотыми буквами стоит рядом с именем преподобного основателя святой Русской Палестины, отца архимандрита Антонина. На мученической, христианской,
святой, русской крови отца игумена Парфения, согласно Священному Писанию и Преданию, созидался и утверждался нынешний Спасо-Вознесенский русский женский монастырь Русской Православной Зарубежной Церкви в
составе Московского Патриархата.
2024 год – особый в истории величайшей Елеонской обители. Помимо 115-летия со дня священномученической кончины отца Парфения, на Благовещенские святые дни исполняется 130 лет со дня преподобной кончины основателя Святой Русской Палестины отца архимандрита Антонина. В декабре этого года исполняется 110 лет со дня преподобной кончины первой начальницы и строительницы Святого Русского Елеона монахини Евпраксии. И наконец, в 1924 году, ровно сто лет назад, решением Священноначалия Русской Зарубежной Церкви, с благословения Иерусалимского Патриархата, СпасоВознесенская русская женская монашеская обитель на Елеоне была удостоена статуса русского ставропигиального монастыря.
Имя отца Парфения в этих памятных датах сияет особым светом.
Вне всяких сомнений, преподобнический и мученический подвиг отца игумена Парфения, одного из первооснователей Святой Елеонской русской женской обители, будет по Божьему Промыслу официально оценён священноначалием. Отец Парфений будет прославлен Церковью как Елеонский преподобный священномученик. Не случайно на нынешнем Русском Елеоне существует традиция ставить елей у надгробной Голгофы на могилке
отца Парфения для последующего освящения и употребления в спасительно лечебных целях. И по молитвам к отцу Парфению действительно происходят чудеса.
Верится, что насельницы и паломники Святого Русского Елеона в будущем будут иметь постоянную возможность восклицать: «Священномучениче отче Парфение, моли Бога о нас»!
Владимир Александрович
НИКОЛАЕВ