Как душа с белым телом расставалася,
Расставалася, не простилася,
Не простилася, воротилася.
«Ты прости-прощай, тело белое.
Как тебе, земле, во землю идти,
А как вам, костям, во гробе лежать,
А как мне, душе, мне ответ держать...»
(Русский духовный стих «Расставание души с телом»)
40 лет назад, 28 февраля 1984 года, отошла ко Господу моя мама Ольга Александровна Крутова. Через 46 дней, 16 апреля, и отец Николай Васильевич Крутов. Вместе они прожили более 50 лет и оставили после себя шесть детей.
Тогда мне впервые пришлось полностью участвовать в организации похорон. Потом, за свою жизнь, ещё не раз приходилось бывать на похоронах, и я наблюдал, как поразному прощаются люди со своими родными и близкими.
Зачастую люди не подозревают, что рекомендации «знающих людей» имеют к каноническому Православию примерно такое же отношение, как заговоры деревенских знахарок к христианской молитве.
Однажды мне попалась интересная статья исследователя Елены Евгеньевны Левкиевской. В ней она пишет, что представления многих из нас о загробной судьбе человеческой души весьма далеки от церковного вероучения и содержат весомую часть древних дохристианских верований.
В православной традиции, – пишет Елена Евгеньевна Левкиевская, – в том числе и русской, представления о том, что происходит с душой по окончании земной жизни человека, сложились в немалой степени под влиянием
одного из византийских богословов – Макария Александрийского, перу которого принадлежит «Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека». Другими источниками, формировавшими становление народных верований о душе, были богослужебные тексты – «Канон на исход души» и «Канон заупокойный», написанный Феофаном Начертанным в VIII веке.
Согласно православному вероучению, душа после отделения её от тела не сразу получает определённое место на том свете, но в течение 40 дней существует как бы в состоянии перехода и преодолевает ряд тяжёлых мытарств по числу совершённых грехов. Вот как об этом пишет Макарий Александрийский: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, воинство и силы небесные, с другой – власти тьмы, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел… Узрев их, душа… вострепещет и в смятении, в ужасе будет искать защиты у ангелов Божиих, но, и будучи принята святыми ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство, и возносяся на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины), кои будут преграждать ей путь в царствие…» Мотив путешествия души в загробный мир находим и в «Каноне на исход души», где смерть сравнивается с тёмной и безлунной ночью, внезапно настигшей путника, не готового «к долгому оному пути страшному», и содержится просьба к Богородице сопровождать умершего в его странствии.
Однако первые два дня после смерти душа умершего человека пребывает ещё на земле и, сопровождаемая ангелами, посещает те места, которые были связаны с событиями в жизни этого человека. Добродетельная душа
обходит те места, где она совершала добрые дела, а душа человека, слишком привязанного к земной жизни, этот период скитается то возле дома, в котором она разлучилась с телом, то около гроба с телом. На третий день душа возносится на небеса для поклонения Господу, которому должна дать отчёт о своих земных делах. После этого в течение последующих шести дней вплоть до девятого со дня смерти душа под предводительством ангелов ходит по райским местам. В девятый день она снова попадает на поклонение Господу. После вторичного поклонения Ангелы отводят душу в ад и показывают ей различные места мучений, где пребывают души нераскаявшихся грешников. В аду душа проводит 30 дней – от девятого до сорокового, – в этот день она в третий раз возносится ангелами на поклонение Богу, который и назначает ей место постоянного пребывания в зависимости от её земной жизни.
Из приведённых примеров видно, что православная концепция перемещение души в иной мир трактует как некий тяжёлый путь вверх через воздушное пространство, переход, сопряжённый с большим количеством трудностей, препятствий, чинимых бесами и облегчаемых ангелами. Этот переходный период длится 40 дней, из которых ключевыми являются третий, девятый и особенно сороковой день, когда душа является на поклонение Господу и решается вопрос о её местопребывании за гробом. Именно поэтому в православной традиции принято устраивать поминовения в эти важные для души дни, чтобы облегчить умершему его посмертную участь и вымолить у Бога прощение за грехи, совершённые человеком при жизни.
Обычай устраивать поминальные обеды, а также символика ритуальных блюд, подаваемых на поминки, также получает своё осмысление. В жизни христианина наиболее важным является не день его земного рождения,
но день смерти, когда он рождается заново – для жизни вечной. Вот как об этом говорит церковная догматика: «Древние язычники были преданы суеверию, праздновали день своего рождения, потому что они любили настоящую жизнь и по смерти никак не ожидали другой. А мы празднуем не день рождения на этот свет, потому что он вводит нас в болезни и в искушения, а день отшествия, потому что он полагает конец болезням и прекращает искушения… День смерти празднуем мы, потому что те, которые умирают, как истинные христиане, будут вечно жить. Мы делаем наши собрания с священниками… мы приглашаем и насыщаем неимущих – сирот и вдов, чтобы наш праздник был полезен покою отошедших душ, которых совершаем память...» Именно этими рассуждениями объясняется обычай предварять поминки вкушением колива (иначе – кутья, канун) – разваренных зёрен пшеницы, приправленных мёдом. Как зерно, попавшее в землю, истлевает, чтобы возродиться новым растением, так и человек, умирая, рождается для новой жизни. Вкушая коливо, смешанное с мёдом, участвующие в поминовении выражают этим желанием, чтобы Бог сподобил душу умершего сладости загробной жизни.
В соответствии с представлениями о смерти как о втором рождении новопреставленная душа, перешедшая в иной мир, уподобляется душе новорождённого – она незрела, слаба, поскольку вступает в незнакомую для неё
сферу жизни. Обычай заканчивать поминальную трапезу киселём с молоком или мёдом как раз и знаменует младенческое состояние души в первый период её загробного существования – ведь младенец поначалу питается
только молоком и мягкой пищей.
Народная трактовка происходящего с душой на том свете не слишком отличается от изложенной церковной концепции. Прежде всего, народным сознанием никогда не подвергалась сомнению мысль о безсмертии души и
наличии загробного мира, в котором умершие находят своё успокоение. Даже яростно насаждавшаяся атеистическая идеология существенно не повлияла на основы умозрения нашего народа. Однако мы и сегодня можем
наблюдать значительный «довесок» полуязыческих поверий, суждений и понятий.
До сих пор верят, что душа, покинувшая тело, сохраняет все материальные человеческие качества: она нуждается в пище, питье, одежде, она может передвигаться, дотрагиваться до различных предметов. Недаром характерное воплощение души в народных восточнославянских поверьях – птица, особенно голубь или ласточка. Принесение на могилы вина и еды. Мол, надо накормить душу. Часто на стол ставят рюмку водки и кусочек хлеба. Чем богаче поминки и обильнее трапеза, тем легче будет душе. Привести примеры таких поверий можно множество.
Такое «материализованное» представление о душе принципиально отличает суть народных поминок от их символического трактования в церковной традиции. Для православного вероучения чрезвычайно важно противопоставление плотской, тленной земной жизни и жизни посмертной – безплотной и, следовательно, свободной от мирских потребностей. Именно освобождение от земной оболочки даёт душе возможность наиболее совершенного и полного существования, не ограниченного никакими телесными желаниями и недугами.
Согласно христианским традициям, поминовение усопших – это: добрые дела и милостыня нуждающимся; молитвы об усопших; посещение кладбища на годину или просто в удобный день (кроме Пасхи).
Понятия «время» на том свете нет, и всё доброе, что не доделал человек на этом свете, на том уже не сделать. Но по милости и молитвам родных прощает Господь человеку грехи его!
Краткая молитва об усопших:
Со святыми упокой, Христе, души раб твоих (имена), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Спаси и сохрани, Господи!
Усопшим – Царствие Небесное, а живым – мир и здравие!
Александр Николаевич КРУТОВ