Боевые отцы

Когда началась специальная военная операция, военные священники вместе со своими частями убыли в район боевых действий.
Полки и бригады вступили в бой с украинскими нацистами, а перед командирами встал вопрос: где быть священнику?

Правила писаные и неписаные

Впервые этот вопрос возник в ходе войсковых учений «Южный щит – 2006».
Тогда священников нескольких епархий определили в части материально-технического обеспечения. Их работа свелась в основном к крещению личного состава, исповедям, причастию, беседам и проповедям.
Поскольку священники, по оценке командования, «показали себя с самой лучшей стороны», на следующих учениях «Южный щит-2008» священники семи епархий были направлены в тыловые и боевые части. Батюшки служили молебны перед атакой, в окопах благословляли солдат «на успешное выполнение учебно-боевых задач».
Тот учебно-боевой опыт поначалу пытались перенести и на специальную военную операцию. Тем более что у многих военных священников за плечами было армейское прошлое. Капелланы не терялись при обстрелах, проявляли самообладание и мужество в критических ситуациях.
Но уже тогда встал вопрос: нужно ли священнику быть в цепи атакующих, если его оружием является крест, а не автомат? В поисках ответа военные обратились к опыту Первой мировой войны.
Так узнали, что в августе 1914 года военный министр генерал Владимир Сухомлинов издал соответствующий приказ: «В бою нахождение полкового священника должно быть на передовом перевязочном пункте…».
Когда в ходе СВО погибли священники Олег Артёмов, Анатолий Григорьев, Евфимий Козловцев, Михаил Васильев и Александр Цыганов, которые не отсиживались в тылу, военное командование приняло решение ограничить пребывание священников у линии боевого соприкосновения.

«Военных надо слушаться»

Окончательную точку в этом вопросе поставил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 1 декабря 2022 года на встрече с клириками Москвы и Московской области, побывавшими в командировках в зоне СВО: «Если офицеры сказали, что не надо ехать к линии боевого соприкосновения, Когда началась специальная военная операция, военные священники вместе со своими частями убыли в район боевых действий.
Полки и бригады вступили в бой с украинскими нацистами, а перед командирами встал вопрос: где быть священнику?
нужно слушаться, – сказал Патриарх Кирилл. – Потому что они знают ситуацию.
И могут, спасая священника, лишиться своей жизни. Вы, священники, не должны создавать критические и неправильные ситуации…».
Священники послушались своего Патриарха.
Иерей Ростислав Икрамов из Татарстана вскоре сообщил: «Нас обыкновенно сопровождают офицеры. Они выстраивают нашу работу так, чтобы мы находились на третьей линии обороны или в военных госпиталях».
Поддержал Патриарха в этом вопросе своим примером и епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов), трижды побывавший в Донбассе:
– Первый раз я поехал, ибо прежде, чем отпустить своих батюшек, должен был сам проверить, что там. Затянуло…
А вернувшись, решил, что нашему духовному спецназу полезнее ездить в военные госпитали, где сразу две тысячи человек хотят пообщаться со священником и найти ответы на вопросы…
А вот что рассказал протоиерей Александр Катунин, побывавший пять раз в зоне СВО: «Когда мы служили молебен у храма священномученика Димитрия Солунского, который до этого боевики накрыли артиллерией, над нами висел украинский дрон. Господь защитил. А когда мы молились в одном из храмов практически рядом с боевыми действиями, во время службы начался ракетный обстрел. Я поразился – никто из людей не сдвинулся с места. Для них это было обыденностью, служба не прекращалась. Было ощущение, что мы молимся, как в последний раз, и молитва была другая, особая. Можно сказать, что было страшно. Когда мы выходили со службы, обратили внимание, что храм посечён осколками».

Весь комплекс вопросов

В блогах и социальных сетях, а также на семинарах, организуемых Межъепархиальным военным отделом Московской митрополии, регулярно обсуждаются вопросы, которые предстоит решать священнику, убывающему в зону СВО. – Работа нашего Межъепархиального военного отдела направлена прежде всего на то, чтобы помогать священнослужителям должным образом подготовиться, правильно оформить командировку и, главное, быть максимально полезными в ходе поездки (а не просто приехать на место и не знать, куда податься), – говорит протоиерей Марк Ермолаев, председатель Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами Московской митрополии. – Конечно, отправляющийся в командировку священнослужитель должен и сам здраво оценивать свои физические возможности: желательно, чтобы он не страдал сердечно-сосудистыми и иными серьёзными заболеваниями, чтобы ни в коем случае не стал обузой для подразделения. Также необходимо быть морально и психологически подготовленным: не бояться вида крови, громких звуков, быть готовым жить в некомфортных условиях и общаться с людьми, у которых травмирована психика, – тяжелоранеными солдатами, бойцами с ампутированными конечностями и теми, кто не выдержал эмоциональной нагрузки.

Подготовка –
вопрос ответственный

В плане подготовки священникам большую практическую помощь оказывает протоиерей Димитрий Василенков.
Специальным Указом Патриарха Кирилла он назначен главным военным священником духовенства, окормляющего военнослужащих Вооружённых Сил России и сотрудников иных силовых структур в зоне СВО. Отец Димитрий совершил более 60 командировок в горячие точки. За отвагу и большую просветительскую работу награждён двумя орденами Мужества, орденом Дружбы народов, медалями. – Для командировки в зону СВО священник должен быть физически подготовлен, – говорит отец Димитрий. – Он должен знать основы медицинской помощи, радиосвязи (уметь работать с радиостанцией и сканером), топографии (уметь работать с картой, компасом, ориентироваться на местности), знать правила поведения на заминированных территориях, уметь работать с биноклем, знать основы маскировки.
Один из наиболее частых вопросов, задаваемых отцу Димитрию: в чём состоят богослужебные особенности совершения таинств в полевых условиях?
– Враг применяет дальнобойную артиллерию и ракеты, поэтому служение Божественной литургии даже в ближнем тылу становится проблематичным, – сказал священник. – Любое скопление людей и их перемещение, пребывание этих людей на одном месте (время служения литургии) может быть обнаружено противником и вызвать удар его систем поражения. Поэтому литургию следует служить вне зоны действия огневых средств и средств разведки противника, под гарантированной защитой наших войск.
В этих условиях актуальным становится причащение воинов запасными Дарами. Для этого священнику необходимо иметь при себе дароносицу, желательно плотно закрывающуюся, с двумя чашами, в виде тубуса, плат и переносной контейнер для хранения Святых Даров. Для этого хорошо подходит небольшой железный термос, освящённый для подобного использования.
Всё это размещается в подсумках на грудной панели бронежилета или в специальной нагрудной сумке.
Причащение воинов осуществляется заранее приготовленными святыми Дарами. Приготавливать Дары лучше с утра: причаститься самому, замыть чашу после причастия воинов в прошедший день, приготовить чашу для причастия со Святыми Дарами на день наступающий.
Сам ход причастия может выглядеть так: молитва или несколько молитв перед причащением. Затем общая исповедь, по возможности – частная (если есть желающие). Далее – причастие, благодарственная молитва, краткое наставление, проповедь и беседа.
Внимание священника, осуществляющего таинства или обрядовые действия, должно быть сконцентрировано как на самом процессе, так и на внешней обстановке. На войне вопросы безопасности должны быть предусмотрены в первую очередь.
Отец Димитрий говорит, что священники часто просят его рассказать, что им необходимо брать с собой в командировку «Обязательно нужно иметь подрясник и скуфью. Носить их необходимо в местах, где нет угрозы жизни священника и окружающих его людей. Также должны быть епитрахиль и поручи, деревянный наперсный крест, дароносица с потиром и лжицей, сосуд для Святых Даров с тубусом, два плата, сосуд с вином, кропило и небольшая бутылочка со святой водой. Обязательно – Евангелие, молитвослов, воинский требник. По необходимости – крестики, иконки, религиозная литература.

Священники
рассказывают…

Протоиерей Олег Мумриков:

– И тех, кто идёт воевать, и тех, кто пришёл с ранениями, я призываю не озлобляться. Когда я ехал первый раз в зону СВО, я боялся того, что мне на исповеди скажут, что мы этих украинских врагов-нацистов не простим. И что мне с ними делать, как мне от грехов разрешать, если они простить не могут? Слава Богу, ни разу такого не встретил.

Иерей Андрей Аборкин:

– Существует специальный молебен на благословение солдата. Там есть прошение, чтобы Господь сохранил их от пуль и снарядов. Бойцы хорошо воспринимают такие вещи, потому что длинные молитвы для них тяжелы, а когда звучит небольшое прошение, где 5-10 слов, они проникаются, и видно, что человек понимает, о чём молится.

Протоиерей Александр Катунин:

– Мы были в госпитале с чудотворной мироточивой иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец – Донецкая». Входим в палату, и один молодой солдат, без рук по локоть и без ног по колено, пытается сесть на кровати. Я ему говорю: «Брат, не пытайся, тебе же трудно, лежи». А он через боль садится и говорит: «Нет, батюшка, это святыня.
Богородица к нам пришла». Вы знаете, ком в горле. И такой подъём и гордость за наших бойцов. Таких воинов не победить.

Протоиерей Алексий Воронюк:

– Некоторые священники в своих героических порывах грезят оказаться на линии боевого соприкосновения, попросту говоря, в окопах. Помню, как один замполит с позывным Ворчун жаловался мне на одного такого батюшку-романтика, который непременным условием своей священнической практики ставил работу именно в «первом эшелоне». Отговорить его замполиту долго не удавалось. И тогда капитан неожиданно резко и громко сказал: «Батюшка, это гордыня! А гордыня – смертный грех. Я не позволю вам согрешить смертным грехом!»
Священник стоял, словно его остудили ведром холодной воды.
Считаю, что основная работа священника – во «втором эшелоне». Бойцы выходят на отдых, и это самое удобное время для работы с личным составом.
Духовная беседа, исповедь, причастие, разговор по душам получаются тогда лучше всего. 
  

Подготовил
Олег Иванович БЕДУЛА,
ветеран боевых действий