Из года в год совершаем мы праздник Покрова Божией Матери. Мы помним события истории, связанные с этим праздником, – чудесное спасение осаждённой скифами столицы Византии в X веке заступничеством Пречистой. Не
было никакой земной надежды на избавление, и весь православный народ во главе с патриархом и сонмом духовенства всю ночь молился во Влахернском храме. Во время богослужения Божия Матерь со слезами молилась перед престолом Божиим, а в конце молитвы простёрла над народом Свой сияющий благодатным светом омофор. И казавшаяся невозможной победа была дарована. Мы знаем, что Божия Матерь неоднократно помогала нашему православному Отечеству в самых скорбных ситуациях. Но смысл этого праздника безконечно больше. Пресвятая Богородица спасает молящихся Ей в духовной войне. И Её омофор – обыкновенная часть одежды – сияет благодатным светом. Мы сподобляемся увидеть этот пасхальный свет, когда по милости Божией нам открывается Её стояние у Креста Христова. Вот почему, говоря о Её светоносном омофоре, мы невольно вспоминаем евангельские слова о нешвенном хитоне Господа.
Закон позволял, чтобы одежды казнённого были разделены между палачами. Палачей было четверо, и они разделили ризы Господни на четыре части, «каждому воину по части».
Но был ещё хитон, «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23). Согласно церковному Преданию, этот нешвенный хитон был соткан руками Божией Матери.
Евангелие от Иоанна упоминает об этой одежде, потому что ношение такого хитона было обязанностью первосвященника. Он должен был носить нешвенный хитон во время богослужения в праздник Искупления, прообразующий оставление грехов всего народа. Кроме Послания к Евреям, это единственное место Нового Завета, где сопоставляется служение Господа и первосвященника Ветхого Завета.
Прежде чем испустить дух, Господь обращается к Своей Матери. «Жено! се, сын Твой», – говорит Он Ей, показывая на ученика, которого Он любил. Поразительные слова!
Как в Кане Галилейской, Спаситель говорит Своей Матери: «Жено». Потом говорит ученику: «Се, Матерь твоя!» Господь вверяет Свою Матерь апостолу Иоанну. Смысл этих действий Господа идёт далее двух личностей. Он обращён к Его Церкви. Он говорит Своей Матери: «Жено», как в Кане Галилейской, потому что имеет в виду Её призвание, превосходящее человеческое материнство, – это то, что Он обозначил уже в Кане Галилейской. И апостол Иоанн – единственный из учеников, который был верен Господу до конца. Он – тот, кто верен, он – Церковь. Божия Матерь призывается к великому духовному материнству. Вот почему Спаситель начинает с вручения исключительного служения Своей Матери. Только после этого в Своей Сыновней любви Он вверяет Свою Матерь Иоанну. Чтобы для всей Церкви, для всех верующих стала Она Матерью.
То, что видела Божия Матерь, дано было видеть и возлюбленному ученику Господа. Евангелие от Иоанна торжественным образом утверждает свидетельство возлюбленного ученика: он видел кровь и воду, исходящие из ребра Спасителя, прободенного копием. Не физический, а богословский смысл интересует евангелиста. Это – высший дар Христа и Его последнее благовестие. Вода – символ жизни. Кровь – в не меньшей степени: она – крепость
жизненного начала. Господь умирает, чтобы дать жизнь.
Божественная жизнь с избытком будет изливаться в Таинствах крещения и Евхаристии – с самого начала Церковь прозревает эту глубокую тайну.
Мы помним, как в Первом своём Послании апостол Иоанн Богослов говорит о «трёх свидетелях» – о крови, о воде и о духе. Вода – это также символ Духа и духовной жизни. Воины нанесли удар копием в ребро Христово,
чтобы удостовериться в Его смерти. Они не сокрушили Его костей. Апостол Иоанн помнит слово Писания, относящееся к пасхальному агнцу: «Да сбудется писание: кость не сокрушится от Него» (Ин. 19, 36). Христос – поистине Пасхальный Агнец, Он присутствует в Евхаристическом даре, предвосхищающем Его Крестную Пасхальную жертву. Божией Матери и апостолу Иоанну дано первыми в Церкви приобщиться той любви, которой Он возлюбил
нас до конца. И мы молимся вместе с апостолом любви и со всей Церковью: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором».
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ