В современном мире иммиграция растёт из-за войн, столкновений, природных катастроф, глобализации и многих других факторов. Эти проблемы особенно остры в ЕС и США, странах, где беженцам не удалось ассимилироваться и в которых разрушается западный идеал «плавильного котла».
Между тем Россия предлагает своё решение проблемы культурной интеграции. Это – одно из главных преимуществ переезда в нашу страну.
Бывший протестантский пастор отец Иосиф и его семья перешли в Православие несколько лет назад. Со временем он стал священником Православной Церкви. В 2017 году отец Иосиф переехал в Россию со своей женой Эми и детьми и поселился в Ростове Великом. Он строит дом недалеко от города и очень хочет жить как деревенский священник.
Благодарю отца Иосифа, который любезно согласился ответить на мои вопросы.
– Отец Иосиф, расскажите, пожалуйста, вашу историю. Что привело вас в Россию?
– Думаю, первым шагом была религия сама по себе. Я был протестантским пастором и служил в маленьком храме в Омахе, штат Иллинойс. Потом все мы стали православными христианами.
Мы не хотели быть лицемерами, посещая храм по воскресеньям, а затем дома смотря «Игру престолов». Это было бы безсмысленно. Когда вера – самая важная вещь в твоей жизни, ты хочешь посвятить ей всю жизнь.
Мы не хотели, чтобы наши дети учились в государственных школах, поэтому перевели их на домашнее обучение. США во многом хорошая страна с большим количеством хороших людей. Но из-за различных причин нам с семьёй больше не нравилось там жить. Я начал исследовать страны с православной традицией, в которых мы могли бы жить: Сербию, Грузию, Грецию и, конечно, Россию.
– Почему вы были разочарованы жизнью в США?
– В Америке многое было действительно хорошо. У нас было 6 акров земли, у меня был трактор, мои дети доили коз и наш храм был недалеко от дома. Я также работал компьютерным инженером. Всё это было замечательно.
Но я не хотел жить в стране без будущего. Когда Верховный суд легализовал так называемые «однополые браки», мы просто не знали, что делать. Основанием каждого общества является семья. Когда она сильна, общество и государство сильны также. История подтверждала это множество раз. Но без семьи общество разрушается. Гомосексуализм – грех, и он губит семьи.
В России также есть люди, которые практикуют гомосексуальный образ жизни, но это не поощряется государством. И, как говорит св. Паисий: когда грешит один человек, Бог наказывает его одного, но, когда грешит государство, Бог наказывает всю нацию. Я не знаю, займёт ли это 10 или 50 лет, но если Америка не покается, то она падёт.
Вторая причина была связана с внешней политикой. США создавали сотни военных баз по всему миру и поддерживали множество несправедливых войн. Всякий раз, когда они приВыбираю Россию на жительство носят войну в православные земли, кажется, что они атакуют христианство, вместо того чтобы защищать его.
Да, лидер Ирака мог действительно быть плохим, несмотря на то что защищал живших там христиан. Но после того как Ираку была навязана война, они были безжалостно изгнаны или убиты. До войны там жило около миллиона христиан, а сейчас их почти нет.
В декабре 1998 года западные армии приостановили бомбёжку Ирака в период Рамазана из уважения к мусульманам, но в 1999 у них не было сомнений о бомбёжке Сербии на Пасху, самый святой день для православных христиан.
Православие в Сирии было родным для этой страны на протяжении двух тысяч лет, прямо с первого века. В древние времена Антиохия была сирийским городом, и, согласно Писанию Нового Завета, это был первый город, где было использовано слово «христианин». Православные коммуны существовали там около двух тысяч лет, они есть там и сегодня. И нынешний лидер Сирии защищает их.
Между тем в недавней войне оппозиционные силы систематически безжалостно пытали, насиловали и убивали христиан.
Когда Запад вмешался в конфликт, он поддержал оппозицию.
Снова и снова западные страны продолжали поддерживать тех, кто убивал православных христиан. Это недопустимо.
Я как христианин уверен, что международная политика не просто противостояние между людьми – это также битва между ангелами и демонами. Если ты на стороне Бога, ты должен защищать христиан, а не уничтожать их.
Россия открыто поддерживает веру православных христиан. Во множестве военных конфликтов Россия всегда сражалась на их стороне. Поэтому если случится серьёзная война, я не хочу, чтобы мои дети были в армии, которая сражается против России. Я хочу, чтобы они были в российской армии, чтобы они могли помочь защите христиан.
– Почему вы выбрали Россию?
– Самая важная причина – религия. Православие существовало в России более тысячи лет. И сегодня множество благочестивых христиан живут и растят свои семьи в этой стране.
На протяжении семидесяти лет огонь атеистического коммунизма бушевал в России. Но пожар уже потушен, и Россия усвоила урок. В этой стране за последние двадцать пять лет было построено или восстановлено более 25 тысяч церквей. Это значит, что в один день строилось в среднем три храма. В то время как остальной мир поворачивается спиной к христианству, духовно сжигая себя дотла, Церковь нашла безопасное убежище в границах России.
Мы могли бы переехать в Канаду, Мексику или в другие южноамериканские страны, но там гомосексуалистам разрешено «жениться» друг на друге. И если вы не поддерживаете содомитов, то рискуете потерять работу или даже потерять своих детей. Западноевропейские страны также попали в когти гомосексуального движения.
В России лучше: Православие уважают, домашнее обучение легально, а содомитская пропаганда запрещена. И российская армия очень сильна. Вместо того, чтобы размещать военные базы по всему миру, они сосредоточены на защите национальных границ. Если какая-то нация настолько глупа, чтобы напасть на Россию, верю, что она проиграет. Я чувствую себя в России безопаснее, чем где-либо ещё.
– Какова была реакция семьи на ваше решение?
– Очень положительная. Мы много говорили, и я объяснил свои мысли на этом пути. Они понимали опасность остаться в стране, где традиционная семья подвергается нападкам. И были рады увидеть древние православные церкви в России, встретиться с православными христианами, живущими там.
Как семья, мы все начали изучать русский язык ещё до переезда через океан. С тех пор, как мы приехали сюда в 2017 году, мы стали любить Россию всё больше и больше. Это хорошее место для жизни.
Когда космический корабль путешествует от Земли до Луны, его первый шаг – преодоление гравитации Земли. Но когда он достигает определённой точки, гравитация Луны берёт верх и тянет космический корабль к себе. Наш путь в Россию работал примерно так же. Изначально мы просто пытались избежать проблем нашей бывшей страны. Но чем больше мы узнавали о России, тем больше она нас привлекала. Россия сама по себе является хорошим местом для жизни.
– У вас были какие-то опасения перед переездом?
– Почти десять лет назад я стал православным христианином, но у меня всё ещё был образ мышления среднего американца. Я не думал о России в позитивном ключе. Вспомнил Горбачёва, Ельцина и Берлинскую стену. Я был наивен и доверял новостям государственных СМИ. Но, к счастью, со временем православная вера помогла мне лучше понять Россию.
Удивительно, но я встречался с американцами, которые до сих пор считают Россию коммунистической страной. Они поражены, узнав, что здесь так много церквей. Я открываю глаза американским читателям, размещая в своём блоге фотографии красивых русских деревень и церквей.
Многие американцы думают, что русские не улыбаются, поэтому некоторые из них были впечатлены, увидев простую улыбку русского человека.
Перед переездом сюда многие американцы говорили мне, что Россия – опасное место. Они боялись, что меня ограбят, а моих детей похитят. Но реальность такова, что жизнь здесь вполне безопасна. Здесь, в Ростове, я много раз позволял своим детям ходить из дома в церковь и обратно. Но я бы не позволил им сделать это в Чикаго. Люди здесь очень добрые, и жизнь спокойная и тихая.
Я думаю, что пропаганда – главная причина, по которой большинство американцев неправильно понимает Россию.
Они ничего не знают о ней кроме того, что видели в фильмах и новостях, поэтому у них просто нет точной картины.
Но когда человек наконец едет в Россию, реальность становится намного яснее. Люди приезжают сюда один раз в гости, а потом хотят возвращаться снова и снова, привозят своих родственников и друзей.
– Откуда берутся ложные стереотипы?
– В этом современном мире большинство людей озабочены развлечениями и удовольствиями. Люди плохо знают историю и не смотрят новости критически. Слишком много людей доверяют СМИ, и новостные станции и киностудии действительно преуспевают в производстве пропаганды. Основная цель такой пропаганды – дегуманизация врага.
Но если вы хоть раз посетите Россию и увидите её своими глазами, то больше никогда не поверите новостным каналам.
К счастью, я не видел такой пропаганды здесь, в России.
Новости не наполнены антиамериканской предвзятостью, и люди здесь не ненавидят американцев. Многие здесь знают, что я из Америки, и очень приветливы и добры.
– Почему именно Россия выбрана в качестве основного конкурента?
– Во время холодной войны Советский Союз считался врагом номер один, а в 1991 году этот враг погиб. В то время западные влияния пытались пробиться в страну. Но через несколько лет пришёл сильный лидер, который не был готов позволить России быть слугой Запада.
Россия хочет работать вместе с другими странами как равноправный партнёр, но она не желает быть вассалом. К сожалению, США, похоже, не хотят относиться к России как к равной. Поэтому среди политиков много антироссийских выступлений, а СМИ – основной источник антироссийской пропаганды.
На протяжении большей части истории слово «русский» ненавидели Западная Европа и США, независимо от того, обсуждается ли правительство России или Русская Православная Церковь. Многие из причин можно проследить до древних обид, сделанных противоборствующими религиями. Тысячу лет назад Рим всё ещё был частью Православной Церкви. Но затем Римско-Католическая церковь вступила в раскол. С тех пор Западная Европа и Восточная Европа находятся в противоречии друг с другом. Восемьсот лет назад святой Александр Невский согласился платить дань монголам, потому что они не пытались навязать России свою религию. Но Швеция пыталась заставить русских стать католиками, поэтому Невский боролся с ними. В некотором отношении с тех пор мало что изменилось. Запад всё ещё пытается контролировать Восток, а Восток по-прежнему отказывается от контроля.
Гораздо раньше, в IV веке, Римская империя перенесла свою столицу из Рима в Константинополь. Таким образом, Константинополь стал называться Вторым Римом. Спустя тысячу лет, когда Константинополь пал под ударами мусульман, Россия подняла флаг, построив империю, тесно связанную с православной христианской верой. Таким образом, Москву часто называют Третьим Римом.
В Средние века Римско-Католическая Церковь соперничала с Православной Церковью. И это неоднократно оказывало влияние на международные отношения. Запад выступал против Востока. Первый Рим воевал с Третьим Римом. И эта древняя злоба продолжается до наших дней.
Многие люди забыли первоначальные причины разногласий. Просто знают, что они на противоположных сторонах и что они воюют друг с другом. Многовековые бои привели к укоренившейся враждебности почти на уровне ДНК. Идеология в Америке и Западной Европе заставляет людей думать о России как о враге, и такие древние обиды очень трудно преодолеть.
Это может помочь объяснить, почему западники так быстро прощают западным народам прошлые грехи, но не хотят прощать России. Конечно, плохие вещи были сделаны и в этой части мира. В Советском Союзе Православная Церковь подверглась нападению, церкви были разрушены, многие христиане были убиты. Убийство царской семьи было ужасным преступлением. Запад чуть что – сразу вспоминает о грехах прошлого России.
Почему они не могут простить Россию? Возможно, это потому, что конфликты в Европе считаются «внутренними делами», а конфликты с Россией – рискованными взаимодействиями с опасной иностранной державой. Потомки Первого Рима всё ещё пытаются бороться против Третьего Рима.
– Почему некоторые критики обвиняют русскую Православную Церковь в том, что она была инструментом Кремля?
– В Америке многие люди выступают за разделение Церкви и государства, в котором власть действует без оглядки на религию или христианскую мораль. Конечно, это неправильный подход, просто оправдание для нации, чтобы игнорировать Бога. Таких людей безпокоит любое сотрудничество между Церковью и государством. Насколько я могу судить, российское государство и Русская Православная Церковь не пытаются контролировать друг друга. Они просто работают вместе братским способом, чтобы достичь общих целей. Конечно, это раздражает Запад.
– Конституция России предусматривает свободу выбора религии. Религии отделены от государства. Почему Православие так критикуют?
– Да, Россия имеет долгую историю религиозной свободы. На протяжении веков христиане, буддисты и мусульмане жили в России, не подвергая друг друга опасности. Но на Западе сегодня уважают только нехристианские религии.
Мусульман, буддистов и атеистов хвалят, а христиан называют фанатиками. Запад ненавидит Россию, а Запад также ненавидит христианство. Русская Православная Церковь – и христианская, и русская, поэтому Запад её ненавидит вдвойне.
– Какие были первые шаги при переезде в Россию?
– Когда я впервые заинтересовался посещением России, я никого здесь не знал. Затем в интернете познакомился с американцем, который переехал в Санкт-Петербург и несколько лет жил там со своей семьёй. В 2015 году он пригласил меня в гости. В 2016 году я посетил Россию ещё два раза.
Я побывал во многих местах, в том числе в Москве, Пскове, Воронеже, Костроме, Галиче, других городах. В январе 2017 года вместе с семьёй переехал в Ростов.
– У вас были какие-то проблемы?
– Мой друг из Санкт-Петербурга сказал мне, что русские – хорошие люди. Если вы дружелюбны, то они будут дружелюбны. Но если вы высокомерны и триумфальны, тогда всё будет не так хорошо. Если вы смиренны и благодарны, то всё будет хорошо. Это правда. Он также сказал, что будет много проблем с документами и бюрократией – к сожалению, это тоже так. Также в Ростове было трудно найти преподавателя русского языка.
– У вас были какие-то проблемы в национальном плане?
– Нет. Большинство людей здесь думают, что я похож на своего русского. Когда я пытаюсь говорить по-русски, люди пытаются понять, даже когда я говорю неидеально. Так что это не проблема.
Семья из Санкт-Петербурга, которая пригласила меня в 2015 году, также многонациональна: он из Калифорнии, его жена из России, а её отец был из Монголии. Семья была очень добра и дружелюбна. Совсем недавно, возвращаясь из поездки в Суздаль (мой любимый русский город), мы посетили армянское кафе. Владелец, армянин, тоже был очень гостеприимным и добрым.
Недалеко от Ростова находится деревня Давидово, где мой друг отец Владимир – сельский священник. У одного из его прихожан жена – китаянка. В своих путешествиях у меня не было проблем с людьми разных национальностей. Все они были очень добры и дружелюбны. Я думаю, можно сказать, что явление «плавильного котла» происходит в России довольно успешно.
– Какие у вас планы на будущее?
– Очень хочу стать деревенским священником и заняться сельским хозяйством на моей собственной земле. Я хочу растить здесь своих детей и видеть, как здесь растут и мои внуки. Жизнь здесь не из лёгких, но это хорошо. Каждый в моей семье будет придерживаться традиционного брака, не теряя работу. Если Господь позволит, мы сможем жить мирно, как православные христиане.
Беседовал Артемий ШМИДТ,
социолог Ярославского университета
Портал «Русская вера»