Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА
Что означают слова Христа: «Не клянись вовсе»? Запрещают ли они всякую клятву?
В.К. Терентьева, г. Псков
В этих словах Христа – раскрытие третьей заповеди: «Не употребляй имени Господа твоего напрасно». Именно это означает «не преступай клятвы». Ложная клятва – нечестие по отношению к Богу и неправда по отношению к человеку. Ложно клянущийся как бы говорит: «Господи, помоги мне», а сам желает, чтобы Господь ни за что не помог ему, поскольку даёт лживую клятву. Это не означает, что всякая клятва – грех. В относительно недавние времена клятва в судах, военная присяга, приносимая с верой в Бога, означала, что люди воздают имени Божию подобающую ему честь.
Они обращаются к высшей правде, к высшему знанию, к высшему суду – для устроения по справедливости земной человеческой жизни.
Что имеет в виду Христос, говоря: «Не клянись вовсе»?
Прежде всего, ненужное употребление имени Божия в обыденном разговоре – признак безблагодатного, не знающего страха Божия сердца. И мы должны избегать клятвенных обещаний в делах, которые не зависят от одного нашего произволения. Безумие призывать в свидетели нашей правды небо – это всё равно что клясться Самим Богом. «Не клянись ни землей, – говорит Христос, – потому что это тоже было бы клятвой её Творцом и Владыкой; ни Иерусалимом – потому что его освящает Царь царствующих и Господь господствующих; ни головою твоею – потому что она принадлежит более Богу, чем тебе, со всеми её дарованиями, и ты не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным».
«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». От лукавого, от лжи, которая есть во всех людях, подвластных ему, ибо «всяк человек ложь». Ваше слово должно быть значимо само по себе: «да», если это действительно да, и «нет», если это действительно нет. Святость и правдивость ваша да будет известна всем человекам. Христос зовёт к подлинности наших слов. Мы знаем, как мало прямоты и простоты в человеческих отношениях, искажённых изнутри двусмысленной сложностью, подменами, хитростью, лукавством, саморекламой. Господь не создаёт новой морали. Он ничего не упраздняет. Он раскрывает глубину того, что является подлинной человечностью. Но приобщиться ей по-настоящему могут только те, кто приходит ко Христу – истинному Богу и совершенному Человеку.
Абсолютно ли упразднение Христом принципа «око за око и зуб за зуб»?
А.Л. Сергеева, г. Москва
Этот ветхозаветный закон возмездия в своё время очень сильно ограничивал инстинкт мести, столь естественный для падшего человека. Но и его, пройдя через две тысячи лет христианства, человечество, казалось бы, давно уже должно было оставить далеко позади. Увы, если бы сегодня оно оставалось хотя бы на уровне Ветхого Завета! Не надо искать примеры, углубляясь в историю. Сколько городов Югославии и Ирака на наших глазах было подвергнуто бомбардировкам в качестве «репрессивных мер» со стороны государств, ещё недавно именующих себя христианскими. А Донбасс, который непрерывно обстреливается после захвата власти на Украине нацистами? Термины «эскалация военных действий», политика «с позиции силы» и нанесение «превентивного удара» постоянно звучат в западных СМИ. И мало кто замечает, что у этих постхристиан срабатывает тот же древний, доветхозаветный дикий инстинкт.
Что же означают слова Христа: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»? Евангелие не даёт никогда готовых нравственных рецептов. Речь идёт скорее о духе, чем о правилах. Сам Христос, когда Его ударил слуга первосвященника, не подставил другую щёку. Он ответил твёрдо и с достоинством: «Что ты бьёшь Меня?» (Ин. 18, 23). И никто не имеет права, ссылаясь на эти слова Господа, покрывать несправедливость. Христос не предлагает здесь юридического закона, который можно было бы применять по отношению к гражданскому обществу. Это означало бы выпрашивание милости у торжествующего зла, поощрение насилия, ограждение безнаказанности преступников. Христос не отменяет закон возмездия – там, где правители должны употреблять меч правды для устрашения злодеев и защиты обиженных. И в гражданских судах этот закон должен по-прежнему быть мерилом для наказания преступников.
Разумеется, Христос не может освящать беззаконие требованием от слабых безропотно уступать насилию.
Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны сражаться. Покоряться неправде и несправедливости, в особенности когда жертвой их являются другие, – абсолютно противоположно духу Христову. Господь говорит о прощении личных грехов и о том, чтобы в гражданских судах никто не требовал большего наказания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны быть мстительными. Закон правды у нас не может быть отделён от закона любви. Зло не побеждается, когда мы отвечаем на него таким же злом. Когда воздают злом за зло в личных отношениях, то с неизбежностью вступают в ничем не разрываемый адский круг. А когда, по милости Божией, мы прощаем личные обиды, зло становится внешним по отношению к нам. Когда же не прощаем, зло одерживает ещё одну победу – оно входит в нас. Христос хочет открыть человечеству иной путь: победить зло добром, ответить на ненависть любовью.
Что значит подставить другую щёку? У святых отцов есть два толкования. Согласно первому, одна щека – наш ближний. Когда ему наносят обиду, мы должны быть готовы подставить другую щёку, себя – жизнь свою не пожалеть ради него. А когда нам наносят личную обиду, мы должны подставить другую щёку – смирение и твёрдость любви Христовой. Наш Господь ради нас принял заушения. Тем, кто захотел неправедно судиться с Ним, Он отдал и верхнюю, и нижнюю одежду. И взошёл на Крест, обнажённый от Небесной славы. И Он прошёл не одно, а два поприща по дороге к Голгофе, чтобы принять Крестную смерть не в ненависти, а в любви ко всему роду человеческому.
Фарисей и фарисейство давно уже стало нарицательным понятием. «Всё тонет в фарисействе», как писал известный поэт. Фарисеями во времена земной жизни Христа назывались строгие ревнители соблюдения Закона и всех установлений и предписаний ветхозаветной Церкви. Их религия – прежде всего религия запретов. В своей проповеди любви Христос радикально отличался от них. Рядом с фарисеями в Евангелии мы можем постоянно видеть так называемых саддукеев. Кажется, это именование должно было более прижиться, потому что для саддукеев религия была только идеологией. Они, как и большинство наших современников, не верили в существование духов и отрицали возможность воскресения. Мы знаем, что ни строгость фарисеев, ни идеология саддукеев не спасли Иерусалим от разрушения в 70 году римлянами, как не спасут и всё человечество от разрушительных бедствий. А на что надеемся мы в сегодняшних потрясениях? Какой победы мы ждём?
О. Арсеньев, г. Брянск
Христос призвал Своих учеников беречься закваски фарисейской и саддукейской. Его предупреждение относится не только к первым ученикам. Пока существует Церковь, ей будет угрожать эта опасность. Вспомним, в каких обстоятельствах Господь сказал об этом. Это было, когда ученики, отправляясь в путь, забыли взять хлеб. И они думают, что Христос выговаривает им за это. Господь упрекает их за маловерие, за отсутствие рассудительности, напоминая о двух чудесах умножения хлебов, как бы говоря им, что отсутствие хлеба не должно их безпокоить.
Господь запретил им это делать, как раньше запретил бесноватому, запретил ветру, и когда Петр противился Его слову о предстоящем Ему Кресте, запретил ему. И в этом слове – отражена борьба Христа с искусителем в течение всего Его служения. Проповедь любви не исключает запретов, а предполагает их. Это значит, что только те запреты хороши, когда они руководствуются любовью. Так, запретительные заповеди «не убивай», «не блуди», «не воруй» означают «люби».
Да, мы понимаем теперь, что закваска фарисейская и саддукейская, против которой Христос предупреждает нас, – их учение. Что имеет в виду Христос, предупреждая против дурного влияния учения фарисеев и саддукеев? Берегитесь, говорит Он, такой духовности, которая смотрит только на внешние поступки и забывает о внутреннем состоянии сердца человека. Таковы были фарисеи. Вся религия для них заключалась в соблюдении внешней обрядности и внешней чистоты. Берегитесь, говорит Христос, ставить материальное слишком высоко в вашей системе ценностей и не связывайте ваших надежд на перемены жизни с переменами внешних политических обстоятельств, не думая о перемене сердца. Таковыми были саддукеи.
Господь созидает новый Израиль, а не реформирует старый. Новое вино должно быть налито в новые мехи. Законнические предания несовместимы с новизной жизни Духа Святого. Господь говорит Своим ученикам: «Ещё ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?» Если раньше Он давал всему народу пищу с таким избытком, неужели не даст теперь Своим ученикам необходимого? Мы часто стоим в растерянности перед сегодняшними нашими нуждами, потому что не помним, как должно, прежних даров Божественной силы и милости, явленных нам. Если с нами Господь, если мы с Господом, мы не должны безпокоиться ни о чём. «Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам», – говорит Он. Мы должны стыдиться нашей медлительности в разумении того, что ради нас совершает Господь. Его пища и питие – творить волю Отца. «Тогда они поняли», потому что Христос учит, открывая ум к уразумению Своего слова. Такое научение истине дороже всего. И память об этом должна быть для нас важнее всего.
Столь близкие Господу люди были сосредоточены на земных переживаниях и не понимали Его! Разве не так мы порой слушаем Бога – когда Он говорит с нами в Писании, в проповеди и даже в молитве? Наши личные заботы заслоняют то, что Он говорит, и мы слышим лишь то, что относится к нашим сегодняшним обстоятельствам. Когда Христос говорит нам взять наш крест и идти за Ним, Он не имеет в виду просто наши каждодневные трудности, но – величие и жертвенность всего Его и нашего пути. Забыть взять в дорогу нужное для тела не является сутью нашей духовной жизни. Когда Господь говорит с нами, мы должны слушать со всем нашим вниманием, всякое отложив житейское попечение, как поём мы во время Херувимской за Божественной литургией.